Технологическая карта урока русского языка по теме "Текст-описание" (2 класс. русский язык)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка по теме "Текст-описание" (2 класс. русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
03.04.2017
Технологическая карта урока русского языка по теме "Текст-описание" (2 класс. русский язык)
Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей детей на научной основе. Материал преподносился с опорой на жизненный опыт учащихся, с целью развития у них активности и самостоятельности. Новый материал связан с ранее изученным. На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения и окружающего мира.
коспект урока текст- описание 2 класс.docx

Конспект урока русского языка по учебнику Иванова С.В.  (2 класс)

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема «Текст-описание»

Цель: Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений.

Задачи:

·         Создать условия для систематизации знаний о тексте- описании.

  • Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти.
  • Воспитывать коммуникативность, бережное отношение к природе, окружающей среде.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся выделять и обобщать признаки текста – описания, составлять текст –описание.

 Метапредметные:

личностные УУД - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру.

регулятивные УУД-  предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о тексте -описании для решения задач творческого характера.

коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

 

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах и парах.

Оборудование: репродукция картины, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», карточки «Цветочек знаний», интерактивная доска.


 

Сценарий урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

I.

 

 

 

 

Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

По предварительному звонку включается музыка П.И. Чайковского времена года.

 Ребята, к нам на урок пришло много гостей. Как воспитанные учащиеся встретим их молчаливым приветствием. Тихо сели. Это ещё не все гости, один задерживается. Вы её не видели, но о своем приходе она нам уже сообщила. Кто понял, о чем это я говорю?

Кто же этот таинственный гость?

 

 

Приветствие. (кивок головы)

 

 

 

Весна

Удивляй!

Прослушивание произведения

П.И.Чайковского из цикла

 « Времена года» (весна).

 

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные:

-самоопределение.

II.

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, какое качество помогло нам отгадать кто к нам пришел?  

 – Это качество сегодня на уроке нам будет особенно необходимо, а почему я так сказала вы ответите в конце урока?

 – Какими мы ещё должны быть, какие умения развивать, чтобы вы на уроке были успешными?

– Вот мы с вами поставили задачи на урок.

А вот и наша гостья! Она пришла к нам не с пустыми руками, принесла подарок. Вы догадаетесь, что это, когда прочтете то, что написано у вас на листах.

 (внимательность)

 

 

 (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.)

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

 -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

III.

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Какой подарок принесла нам весна?

-Как вы это определили?

Докажите, что вы прочитали текст.

– Для чего нужны такие тексты?

– Как можно назвать такой тип текста? Это и есть тема сегодняшнего урока.

- Чтобы знания, которые мы с вами сегодня откроем, можно было использовать в дальнейшем, давайте их записывать в «Цветочке знаний». Наш «Цветок» и станет продуктом, который должен получиться в конце урока.

 ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ: ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.

 

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работаем в парах. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные. Покажите, что готовы работать дальше.

Давайте проверим вашу работу! Какая орфограмма встретилась во всех словах?

 

ПОДСНЕЖНИК

      Подснежник. Первый весенний цветок.

     Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным.

     Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли.

     Настоящий герой.

в…сенний

цв…ток

св…тилась

осл…пительной

б…лизной

поб…ялся

г…рой

(безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографическая минутка.

 

 

Работа в парах

 

Фронтальная работа

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Личностные:

-оценка своих поступков, действий, слов.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

 

 

 

IV.

 

Первичное усвоение новых знаний

Основной целью этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-  Послушайте ещё один текст о подснежнике.

ПОДСНЕЖНИК

Травянистое луковичное. Высота – 25–30 см. Луковица крупная, продолговатая, до 3 см в диаметре, со светлыми наружными чешуйками. Стебель цилиндрический, с восковым налетом, листья темно-зеленые, также с восковым налетом, складчатые, кверху постепенно сужающиеся, во время цветения почти в 2 раза короче стебля. Цветонос до 16 см длиной, цветоножка – 2–3 см. Наружные доли околоцветника до 25 мм длиной, 14 мм шириной, овальные, ложковидные, внутренние доли книзу суженные, с отогнутой наружу сердцевидной верхушкой и загнутыми внутрь краями. Цветки с сильным запахом.

    Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?»  Докажите.  - В   чём же отличие этих текстов?    Выслушиваются ответы детей. 

- Какие описания чаще всего используют на уроках русского языка? Творческие.

- Почему? Потому что мы не учёные и описываем предмет не с научной точки зрения, а с точки зрения наблюдателя.

- А где можно встретить научные описания?

-Какие же тексты описания нам надо изучить?

 

Какая часть речи помогла украсить первый текст?

- В самом деле, что обозначает имя прилагательное, как часть речи? Признак предмета.

 

Давайте в этом ещё раз убедимся на примере текста учебника.

Стр. 115. Прочитайте.

Является ли этот текст описанием.

Выпишите через запятую все имена прилагательные.

 

5 человек работают по карточкам индивидуально.

 

Проверяем. Знак согласия или несогласия.

Каким средством выразительности воспользовался автор при описании рассвета?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

- Описания бывают творческие (художественные) и научные.

 

 

 

В энциклопедиях.

Творческие.

 

Прилагательное

 

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

Использовать имена прилагательные чаще других частей речи.

 

 

Ясное, чистое, нежно-голубое, лёгкие, белые, освещённые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые.

 

 

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

Сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

Работа по карточкам

Познавательные:

- научатся выделять и обобщать признаки текста-описания,

дополнение и расширение имеющихся знаний;

Коммуникативные :

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

 

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

 

V.

 

 

 

 

 

Первичное  осмысление и закрепление

Основной целью этапа  является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Прочитайте ключ. Что нового вы узнали о тексте-описании.

В тексте-описании нет событий. Он напоминает картину или остановленный кадр, который надо внимательно рассмотреть. -Вот и сейчас, в подарок нашей гостье весне, мы составим такую картину. Опишем одного из её сыновей.  У каждой группы в конверте находится изображение одного элемента картины. Вам нужно его описать, используя слова подсказки.  После мы выслушаем каждую группу, и определим по вашему описанию, какое изображение нам нужно вставить в нашу картину.

- Образуем группы. Время работы групп 5 минут.

 Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? Что это? (устойчивое сочетание слов)

«Засучив рукава» ( )

«Ушки на макушке» (внимательно слушать)

 «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

 

Доклад группы.

 

 

 

 

 

 

Какой весенний месяц мы описали?

 

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

: СТАТИЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ. ПРЕДМЕТ МОЖНО ОПИСАТЬ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ, НЕ ДО ТОГО И НЕ ПОСЛЕ.

1 гр. бабочки

лёгкие воздушные яркие цветные грациозные

 

2 гр. НЕБО

чистое, голубое, высокое, глубокое, малооблачное, бесконечное

 

3 гр. Земля

теплая, увлажненная, ласковая, солнечная, щедрая.

4 гр. ДЕРЕВО

красивое, ветвистое, стройное, цветущее, нарядное

 

5 гр.  Солнце

высокое, золотистое, лучистое, сверкающее, приветливое, веселое

 

 

6 гр. Цветы

волшебные, душистые, прекрасные, ранние, весенние

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

Групповая работа с проверкой.

Текст – описание.

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;-

Коммуникативные :

-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

VI.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Домашнее задание: Вам предстоит сделать на выбор. Если вам понравилось быть писателем, то дома необходимо записать составленный нами текст-описание, если ещё трудно - выполняете упр. на стр. 116.

 

– Вспомните о каком важном умении, я говорила в начале урока. Почему?

Какая цветочная корзинка знаний у вас получилась?

Зачитайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Личностные:

самоопределение

 


 

Конспект урока русского языка по учебнику

Конспект урока русского языка по учебнику

Сценарий урока Этап урока

Сценарий урока Этап урока

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы

Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?»

Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?»

Вам нужно его описать, используя слова подсказки

Вам нужно его описать, используя слова подсказки

Вспомните о каком важном умении, я говорила в начале урока

Вспомните о каком важном умении, я говорила в начале урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017