Конспект урока русского языка по учебнику Иванова С.В. (2 класс)
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема «Текст-описание»
Цель: Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений.
Задачи:
· Создать условия для систематизации знаний о тексте- описании.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся выделять и обобщать признаки текста – описания, составлять текст –описание.
Метапредметные:
личностные УУД - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру.
регулятивные УУД- предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о тексте -описании для решения задач творческого характера.
коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Тип урока: открытия новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах и парах.
Оборудование: репродукция картины, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», карточки «Цветочек знаний», интерактивная доска.
Сценарий урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
||||
I.
|
Организационный этап (мотивации к учебной деятельности) Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
|||||||
По предварительному звонку включается музыка П.И. Чайковского времена года. Ребята, к нам на урок пришло много гостей. Как воспитанные учащиеся встретим их молчаливым приветствием. Тихо сели. Это ещё не все гости, один задерживается. Вы её не видели, но о своем приходе она нам уже сообщила. Кто понял, о чем это я говорю? Кто же этот таинственный гость? |
Приветствие. (кивок головы)
Весна |
Удивляй! Прослушивание произведения П.И.Чайковского из цикла « Времена года» (весна).
|
Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: -самоопределение. |
|||||
II.
|
Актуализация знаний Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
|||||||
- Ребята, какое качество помогло нам отгадать кто к нам пришел? – Это качество сегодня на уроке нам будет особенно необходимо, а почему я так сказала вы ответите в конце урока? – Какими мы ещё должны быть, какие умения развивать, чтобы вы на уроке были успешными? – Вот мы с вами поставили задачи на урок. А вот и наша гостья! Она пришла к нам не с пустыми руками, принесла подарок. Вы догадаетесь, что это, когда прочтете то, что написано у вас на листах. |
(внимательность)
(Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.) |
Фронтальная работа
|
Коммуникативные: -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
|||||
III.
|
Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
|||||||
-Какой подарок принесла нам весна? -Как вы это определили? Докажите, что вы прочитали текст. – Для чего нужны такие тексты? – Как можно назвать такой тип текста? Это и есть тема сегодняшнего урока. - Чтобы знания, которые мы с вами сегодня откроем, можно было использовать в дальнейшем, давайте их записывать в «Цветочке знаний». Наш «Цветок» и станет продуктом, который должен получиться в конце урока. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ: ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Работаем в парах. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные. Покажите, что готовы работать дальше. Давайте проверим вашу работу! Какая орфограмма встретилась во всех словах?
|
ПОДСНЕЖНИК Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой. в…сенний цв…ток св…тилась осл…пительной б…лизной поб…ялся г…рой (безударная гласная в корне, проверяемая ударением) |
Фронтальная работа
Орфографическая минутка.
Работа в парах
Фронтальная работа
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика Личностные: -оценка своих поступков, действий, слов. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
|
|||||
IV.
|
Первичное усвоение новых знаний Основной целью этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
|||||||
- Послушайте ещё один текст о подснежнике. ПОДСНЕЖНИК Травянистое луковичное. Высота – 25–30 см. Луковица крупная, продолговатая, до 3 см в диаметре, со светлыми наружными чешуйками. Стебель цилиндрический, с восковым налетом, листья темно-зеленые, также с восковым налетом, складчатые, кверху постепенно сужающиеся, во время цветения почти в 2 раза короче стебля. Цветонос до 16 см длиной, цветоножка – 2–3 см. Наружные доли околоцветника до 25 мм длиной, 14 мм шириной, овальные, ложковидные, внутренние доли книзу суженные, с отогнутой наружу сердцевидной верхушкой и загнутыми внутрь краями. Цветки с сильным запахом. Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?» Докажите. - В чём же отличие этих текстов? Выслушиваются ответы детей. - Какие описания чаще всего используют на уроках русского языка? Творческие. - Почему? Потому что мы не учёные и описываем предмет не с научной точки зрения, а с точки зрения наблюдателя. - А где можно встретить научные описания? -Какие же тексты описания нам надо изучить?
Какая часть речи помогла украсить первый текст? - В самом деле, что обозначает имя прилагательное, как часть речи? Признак предмета.
Давайте в этом ещё раз убедимся на примере текста учебника. Стр. 115. Прочитайте. Является ли этот текст описанием. Выпишите через запятую все имена прилагательные.
5 человек работают по карточкам индивидуально.
Проверяем. Знак согласия или несогласия. Каким средством выразительности воспользовался автор при описании рассвета?
|
В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ: - Описания бывают творческие (художественные) и научные.
В энциклопедиях. Творческие.
Прилагательное
В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ: Использовать имена прилагательные чаще других частей речи.
Ясное, чистое, нежно-голубое, лёгкие, белые, освещённые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые.
В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ: Сравнение. |
Фронтальная работа
Индивидуальная работа.
Работа по карточкам |
Познавательные: - научатся выделять и обобщать признаки текста-описания, дополнение и расширение имеющихся знаний; Коммуникативные : - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий
|
|||||
V.
|
Первичное осмысление и закрепление Основной целью
этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении
типовых задач. |
|||||||
- Прочитайте ключ. Что нового вы узнали о тексте-описании. В тексте-описании нет событий. Он напоминает картину или остановленный кадр, который надо внимательно рассмотреть. -Вот и сейчас, в подарок нашей гостье весне, мы составим такую картину. Опишем одного из её сыновей. У каждой группы в конверте находится изображение одного элемента картины. Вам нужно его описать, используя слова подсказки. После мы выслушаем каждую группу, и определим по вашему описанию, какое изображение нам нужно вставить в нашу картину. - Образуем группы. Время работы групп 5 минут. Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? Что это? (устойчивое сочетание слов) «Засучив рукава» ( ) «Ушки на макушке» (внимательно слушать) «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)
Доклад группы.
Какой весенний месяц мы описали?
|
В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ: : СТАТИЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ. ПРЕДМЕТ МОЖНО ОПИСАТЬ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ, НЕ ДО ТОГО И НЕ ПОСЛЕ. 1 гр. бабочки лёгкие воздушные яркие цветные грациозные
2 гр. НЕБО чистое, голубое, высокое, глубокое, малооблачное, бесконечное
3 гр. Земля теплая, увлажненная, ласковая,
солнечная, щедрая. 4 гр. ДЕРЕВО красивое, ветвистое, стройное, цветущее, нарядное
5 гр. Солнце высокое, золотистое, лучистое, сверкающее, приветливое, веселое
6 гр. Цветы волшебные, душистые, прекрасные, ранние, весенние
|
Работа с учебником.
Групповая работа с проверкой. Текст – описание. |
Познавательные: - умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы;- Коммуникативные : -признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий |
|||||
VI. |
Рефлексия деятельности (итог урока) Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
|||||||
Домашнее задание: Вам предстоит сделать на выбор. Если вам понравилось быть писателем, то дома необходимо записать составленный нами текст-описание, если ещё трудно - выполняете упр. на стр. 116.
– Вспомните о каком важном умении, я говорила в начале урока. Почему? Какая цветочная корзинка знаний у вас получилась? Зачитайте.
|
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: самоопределение |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.