Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века».
Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества в группах.
Регулятивные:
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
- использовать предметные знания в модельной ситуации;
- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Предметные УУД:
- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.
Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент.
|
-Глубоко вдохнем. Выдохнем. - Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в команде. Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения принимать решение сообща! - А сейчас откройте рабочие тетради, запишите число. |
Создание позитивного настроя на урок.
|
Настрой на успешную работу.
. |
Личностные УУД: Формирование интереса (мотивации) к учению. |
Повторение. |
- А начнём мы нашу работу с повторения. Я задаю вопрос, а вы отвечаете хором: 1. Что обозначает глагол? 2. На какие вопросы отвечает наречие? 3. Числительные бывают количественные и ...? 4. Как пишется НЕ с глаголами? 5. Какого рода слово ТЮЛЬ? 6. Фразеологизмы являются словосочетанием? 7. Синонимы союза НО ... 8. Антоним слова ВРАГ .... |
|
Отвечают хором. |
|
Определение детьми темы урока |
Наш сегодняшний урок русского языка мы начнем с грамматической сказки.
Кто-то позвонил в дверь, дверь открыла пригожая, миловидная буква, не скажу - какая, догадайтесь сами. -Здесь живет такая-то буква? -Да. -Не могли бы вы сейчас поработать? -А как? Спрашивает буква. -Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило… -В начале слова я не работаю. Отвечает буква. -А тогда вот: место есть –между согласными. -Первая –Ч, за ней –Н… -Нет, туда не пойду. Возразила буква. -А если вам постоять после шипящих? -Ну тут надо определить часть речи. Сказала буква. Какая это была буква? Сформулируйте тему урока. ...................
|
Создание проблемной ситуации «Найди букву».
СЛАЙД - 1 |
Предлагают варианты ответов. Доказывают свой выбор.
Формулируют тему урока. |
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Постановка учебной задачи |
- Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих? 1. Определить часть речи. 2. Вспомнить правило. - Какова же наша задача? - Вы разделены на группы – редколлегии. Задача каждой – издать страницы брошюры, в которой будут указаны все случаи написания или отсутствия мягкого знака на конце слов после шипящих. А для этого мы должны повторить все случаи написания Ь после шипящих. |
Создание проблемной ситуации.
Подводит к определению учебной задачи. |
Предлагают свои варианты, доказывают.
Определяют учебную задачу. |
Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи. |
Актуализация опорных знаний. |
1. К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное). Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний» (устно, фронтально). Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку: Доч…, ноч…, молодёж…, луч… . Туч…, рощ…, дач…, мыш… .
Вывод: ь знак пишется только в существительных 3-го склонения.
2.Возьмите карточки жёлтого цвета нечётные номера. (Работа с партнёром по глазам) К какой части речи относятся выделенные слова? Запишите словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы. Дремучий лес – Хороший вкус – Певучий голос – Свежий хлеб – Рыжий волос – лес дремуч вкус хорош голос певуч хлеб свеж волос рыж
Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется. (Первый стол №4)
3. Третья часть речи – глагол. (Работа группой) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. - Допишите слова. Семь раз отмерь, один раз отреж .... Тише едеш.. – дальше будеш .... Важно береч... платье снову, а честь смолоду.
Вывод: мягкий ь знак после шипящих в глаголах пишется всегда. (Второй стол №3)
4. Четвёртая часть речи – наречие. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.
царевна, Ивана-царевича, за, вышла, замуж. открыты, были, ворота , настежь. все, Родион, прочь, сомнения, отбросил.
Вывод: в наречиях после шипящих всегда пишется ь знак, кроме слов исключений: уж, замуж, невтерпёж. ................................................... Попробуем теперь применить наши знания на практике.
|
СЛАЙД - 2 Предлагает задания.
Наблюдает за выполнением
|
Предлагают свои варианты, доказывают. Делают выводы. |
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи. Личностные УУД: Знание основных моральных норм.
|
Решение учебной задачи. |
- Ну, а сейчас выполним следующую задачу. - Один представитель (№3)от каждой группы вытягивает слово. 1.ГОРЯЧ 2. ВРАЧ 3. МЕЛОЧЬ 4. РЕШАЕШЬ 5. НАПРОЧЬ - Значение какого слова вам непонятно? (Работа со словарём НАПРОЧЬ)
- Возьмите конверты розового цвета. - Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму. Слова: вскач…, стрич…, муж…, мелоч…, свеж…, задач…, печ…, пейзаж…, тиш…, сплош…, пахуч…, туч…, проч…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч…
глаг. 5 сущ с ь – 4 сущ без ь – 3 прил. – 3 нареч - 3
А №1 от каждой группы постараются найти в коридоре на стендах слова на данную орфограмму.
- Проверим, как же вы справились с данной задачей. Отвечают вторые номера.
- Какое слово повторяется в обеих группах? (печь).
|
Выдает слова. СЛАЙД - Предлагает задание.
Контролирует работу групп.
Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи. Слайд № 9.
Создание проблемной ситуации. |
Представитель от каждой группы вытягивает слово.
Работа со словарём: значение слова НАПРОЧ.
Подбирают слова на выбранную орфограмму.
Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.
Высказывают свою точку зрения. |
Коммуникативные УУД: Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.
|
Физминутка. |
Хором называем слово и если в нём после шипящих стоит Ь – поднимаем руки. Нет Ь – приседаем.
• Футбольное соревнование (Матч)
|
Организует физминутку. |
Выполняют упражнения. |
Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни. |
Решение учебной задачи. Заполнение таблицы Составление брошюры. |
- Каждая группа работает со своей таблицей.
На заполнение даётся одна минута. После сигнала меняемся карточками и продолжаем или исправляем заполнение таблицы. Группа получает свою таблицу.
- А сейчас работаем с файлами, где находятся элементы для оформления страниц: 1 группа – существительные; 2 группа – прилагательные; 3 группа – глаголы; 4 группа – наречия; 5 группа – дополняет общий кластер.
|
Контролирует работу групп. Предлагает задания.
Наблюдает за выполнением
Подведение к составлению общей брошюры. Выслушивает, подводит итоги на данном этапе.
|
Работа в группах. (5групп по 4 человека)
Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.
Представитель от каждой группы защищает согласованное решение. Готовые страницы соединяем в общую брошюру.
|
Личностные УУД: Знание основных моральных норм. Коммуникативные УУД: Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.
Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию. Представлять информацию в виде таблицы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.
Регулятивные УУД: Определять цель выполнения заданий |
|
- Сейчас мы с вами выполним тест. - Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус. Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж. - Обменялись тетрадями, проверим работу. ( +, -, -, +, +, +, -, +, - )
|
Организует самопроверку. Проводит тест.
Организует взаимопроверку. Слайд № 13. Подводит итог тестирования. |
Самопроверка.
Выполняют тест.
Выполняют взаимопроверку. Делают выводы для себя. |
Личностные УУД: Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль. Познавательные УУД: Наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания. |
Рефлексия урока.
|
Каждая группа отвечает на вопросы:
У вас на столах листы самооценки. Оцените свое участие в уроке в первой колонке, а во второй колонке вашу работу оценивает группа.
|
Подводит итог.
|
Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
Регулятивные УУД: Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Домашнее задание |
- В рабочей тетради «Пишем грамотно №2», на стр. 19, упражнение 1.
|
Объясняет домашнее задание. |
Слушают и смотрят задание. Задают вопросы. |
Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.