Технологическая карта урока русского языка с презентацией Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» (4 класс).
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка с презентацией Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» (4 класс).

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
06.01.2017
Технологическая карта урока русского языка с презентацией Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» (4 класс).
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих». - На уроке использовала такие формы работы как групповая, индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата; на каждом этапе следует выделить наличие микроцелей и микроитогов.Материал состоит из технологической карты.
Мягкий знак на конце слов после шипящих..doc

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века».

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

 

 

Планируемые результаты:

 

Личностные УУД:

- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

 

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

- развивать навыки сотрудничества в группах.

Регулятивные:

- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;

- развивать умение аргументировать, доказывать.

Познавательные:

- использовать предметные знания в модельной ситуации;

- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

 

Предметные УУД:

- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

 

Ресурсы: презентация, конверты с заданиями, карточки

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

 

-Глубоко вдохнем. Выдохнем.

- Сегодня мы работаем в группах, и вы должны помнить правила работы в команде.

Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения принимать решение сообща!

- А сейчас откройте рабочие тетради, запишите число.

Создание позитивного настроя на урок.

 

 

Настрой на успешную работу.

 

 

.

Личностные УУД:

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Повторение.

- А начнём мы нашу работу с повторения. Я задаю вопрос, а вы отвечаете хором:

1. Что обозначает глагол?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3.  Числительные бывают количественные и ...?

4. Как пишется НЕ с глаголами?

5. Какого рода слово ТЮЛЬ?

6. Фразеологизмы являются словосочетанием?

7. Синонимы союза НО ...

8. Антоним слова ВРАГ ....

 

Отвечают хором.

 

 Определение детьми темы урока

Наш сегодняшний урок русского языка мы начнем с грамматической сказки.

 

Кто-то позвонил в  дверь, дверь открыла  пригожая, миловидная буква, не скажу - какая, догадайтесь сами.

-Здесь живет такая-то буква?

-Да.

-Не могли бы вы сейчас поработать?

-А как? Спрашивает буква.

-Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом начале постоять, посмотреть,  чтобы предыдущее слово на него не наскочило…

-В начале слова я не работаю. Отвечает буква.

-А тогда вот: место есть –между согласными.

-Первая –Ч, за ней –Н…

-Нет, туда не пойду. Возразила буква.

-А если вам постоять после шипящих?

-Ну тут надо определить часть речи. Сказала буква.

 Какая это была буква?

Сформулируйте тему урока.

...................

 

 

Создание проблемной ситуации «Найди букву».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД - 1

Предлагают варианты ответов.

Доказывают свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Постановка учебной задачи

- Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих?

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило.

- Какова же наша задача?

- Вы разделены на группы – редколлегии.

Задача каждой  – издать страницы брошюры, в которой будут указаны все случаи написания или отсутствия мягкого знака на конце слов после шипящих.

А для этого мы должны повторить все случаи написания Ь после шипящих.

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

Подводит к определению учебной задачи.

Предлагают свои варианты, доказывают.

 

 

 

Определяют учебную задачу.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной речи.

Актуализация опорных знаний.

1. К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное).

Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний» (устно, фронтально). Найдите лишнее слово, вставьте пропущенные буквы и объясните их постановку:

Доч…, ноч…, молодёж…, луч… .

Туч…, рощ…, дач…, мыш… .

 

Вывод: ь знак пишется только в существительных 3-го склонения.

 

2.Возьмите карточки жёлтого цвета нечётные номера. (Работа с партнёром по глазам)

К какой части речи относятся выделенные слова?

Запишите  словосочетания, образовав краткую форму прилагательного от полной формы.

Дремучий лес –

Хороший вкус –

Певучий голос –

Свежий хлеб –

Рыжий волос –

лес дремуч

вкус хорош

голос певуч

хлеб свеж

волос рыж

 

Вывод: в кратких прилагательных ь знак не пишется. (Первый стол №4)

 

3. Третья часть речи – глагол. (Работа группой)

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

- Допишите слова. 

Семь раз отмерь, один раз отреж ....

Тише едеш.. – дальше будеш ....

Важно береч... платье снову, а честь смолоду.

 

Вывод: мягкий ь знак после шипящих в глаголах пишется всегда. (Второй стол №3)

 

 

4. Четвёртая часть речи – наречие.

Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните наречия.

 

царевна,  Ивана-царевича, за,  вышла,  замуж.

открыты, были, ворота , настежь.

все,  Родион,  прочь,  сомнения,  отбросил.

 

Вывод: в наречиях после шипящих всегда пишется ь знак, кроме слов исключений:  уж, замуж, невтерпёж.

...................................................

 Попробуем теперь применить наши знания на практике.

 

 

СЛАЙД - 2

Предлагает задания.

 

 

 

 

 

 

Наблюдает за выполнением

 

Предлагают свои варианты, доказывают.

Делают выводы.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.

 

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные УУД:

Знание основных моральных норм.

 

Решение учебной задачи.

- Ну, а сейчас выполним следующую задачу.

- Один представитель  (№3)от каждой группы вытягивает слово.

1.ГОРЯЧ

2. ВРАЧ

3. МЕЛОЧЬ

4. РЕШАЕШЬ

5. НАПРОЧЬ

- Значение какого слова вам непонятно?

(Работа со словарём НАПРОЧЬ)

 

- Возьмите конверты розового цвета.

- Подберите слова, из предложенной вам группы слов, на эту же орфограмму.

Слова:

вскач…, стрич…, муж…, мелоч…,  свеж…, задач…,  печ…, пейзаж…, тиш…, сплош…, пахуч…, туч…, проч…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч…

 

глаг. 5

сущ с ь – 4

сущ без ь – 3

прил. – 3

нареч - 3

 

 

А №1 от каждой группы постараются найти в коридоре на стендах слова на данную орфограмму.

 

- Проверим, как же вы справились с данной задачей. Отвечают вторые номера.

 

- Какое слово повторяется в обеих группах? (печь).

 

 

 

Выдает слова. СЛАЙД -

Предлагает задание.

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует работу групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку, делает выводы по решению данной задачи.

Слайд № 9.

 

 

Создание проблемной ситуации.

Представитель от каждой группы вытягивает слово.

 

 

 

 

 

Работа со словарём: значение слова НАПРОЧ.

 

Подбирают слова на выбранную орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

Представитель от каждой группы аргументирует свой выбор.

 

 

 

Высказывают свою точку зрения.

Коммуникативные УУД:

Отстаивать свою точку зрения; аргументировать с помощью фактов. Принимать точку зрения другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Хором называем слово и если в нём после шипящих стоит Ь – поднимаем руки.

Нет Ь – приседаем.

 

• Футбольное соревнование (Матч) 
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) 
• Без него не откроешь замок (Ключ) 
• Маленький ребёнок (Малыш) 
• Добыча охотника. (Дичь) 
• Середина ночи. (Полночь) 
• Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь) 
• Тихая безветренная погода. (Тишь) 
• Мелкие деньги. (Мелочь)

 

Организует физминутку.

Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни.

Решение учебной задачи.

Заполнение таблицы

Составление брошюры.

- Каждая группа работает со своей таблицей.

 

 

На заполнение даётся одна минута. После сигнала меняемся карточками и продолжаем или исправляем заполнение таблицы.

Группа получает свою таблицу.

 

- А сейчас работаем с файлами, где находятся элементы для оформления страниц:

1 группа – существительные;

2 группа – прилагательные;

3 группа – глаголы;

4 группа – наречия;

5 группа – дополняет общий кластер.

 

 

Контролирует работу групп.

Предлагает задания.

 

 

 

 

 

 

Наблюдает за выполнением

 

 

Подведение к составлению общей брошюры.

Выслушивает, подводит итоги на данном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

(5групп по 4 человека)

 

 

 

 

 

 

Обсуждают, заполняют таблицы, аргументируют.

 

 

 

 

Представитель от каждой группы защищает согласованное решение.

Готовые страницы соединяем в общую брошюру.

 

Личностные УУД:

Знание основных моральных норм.

Коммуникативные УУД:

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

 

Познавательные УУД:

сопоставлять и отбирать информацию.

Представлять информацию в виде таблицы.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.

 

Регулятивные УУД:

Определять цель выполнения заданий

 

- Сейчас мы с вами выполним тест.

- Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете. Если в данном слове пишется мягкий знак, то вы ставите плюс, а если не пишется – минус.

Слова: ночь, нет туч, гараж, настежь, прячь, дичь, из груш, жечь, свеж.

- Обменялись тетрадями, проверим работу.

( +, -, -, +, +, +, -, +, - )

 

 

Организует самопроверку.

Проводит тест.

 

Организует взаимопроверку.

Слайд № 13.

Подводит итог тестирования.

Самопроверка.

 

 

Выполняют тест.

 

 

 

Выполняют взаимопроверку.

Делают выводы для себя.

Личностные УУД:

Ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоконтроль.

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД: определять самостоятельно критерии оценивания.

Рефлексия урока.

 

Каждая группа отвечает на вопросы:

  1. Какие задачи ставили  на уроке?
  2. Выполнили ли их?
  3. Для чего нам нужна данная таблица?

У вас на столах листы самооценки. Оцените свое участие в уроке в первой колонке, а  во второй колонке вашу работу оценивает группа.

 

Подводит итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Регулятивные УУД:

Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Домашнее задание

-  В рабочей тетради «Пишем грамотно №2», на стр. 19, упражнение 1.       

 

 

Объясняет домашнее задание.

Слушают и смотрят задание.

Задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа

Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения принимать решение сообща! -

Ваш успех будет зависеть не только от знаний, но и от умения принимать решение сообща! -

Первая –Ч, за ней –Н… -Нет, туда не пойду

Первая –Ч, за ней –Н… -Нет, туда не пойду

Возьмите карточки жёлтого цвета нечётные номера

Возьмите карточки жёлтого цвета нечётные номера

Четвёртая часть речи – наречие

Четвёртая часть речи – наречие

Слова: вскач…, стрич…, муж…, мелоч…, свеж…, задач…, печ…, пейзаж…, тиш…, сплош…, пахуч…, туч…, проч…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч… глаг

Слова: вскач…, стрич…, муж…, мелоч…, свеж…, задач…, печ…, пейзаж…, тиш…, сплош…, пахуч…, туч…, проч…, жеч…, камыш…, глуш…, учиш…, хорош…, рощ…, убереч… глаг

Середина ночи. (Полночь) •

Середина ночи. (Полночь) •

Сейчас мы с вами выполним тест

Сейчас мы с вами выполним тест

Технологическая карта урока русского языка с презентацией Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» (4 класс).

Технологическая карта урока русского языка с презентацией Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих» (4 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017