Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
21.12.2018
Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными Урок-открытие нового знания «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными», формирование навыка использования этого правила, развития учебной мотивации, а также навыка выделять главное.
VeselovaUV_teh_karta.docx
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными Класс:5 Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использования Задачи урока:  Образовательные:  применение   правила   о   правописании   НЕ   с   именами   существительными;   умение   составлять   алгоритм   действия,   умение находить орфограмму в тексте Развивающие: развитие учебной мотивации, умение анализировать, делать выводы, развитие навыка выделять главное Воспитательные:  формирование   связей   русского   языка   с   литературой,   умение   представить   выводы   перед   классом,   формирование уважительного отношения к одноклассникам Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся. Этапы  урока 1.Организа ционный  момент.  Мотивация  к учебной  деятельнос ти. 2.Постанов ка  проблемы.  Исследован ие  языкового  материала. Формирова ние темы и  целей  урока. Время 2 мин Деятельность учителя Приветствие, проверка готовности к  уроку,  Деятельность  учащихся Приветствие учителя, подготовка к уроку,  запись в тетради  числа, классная  работа 10  мин На интерактивной доске слова. Учащимся предлагается распределить слова  в две группы  Вопрос: По какому признаку распределим?  Будьте внимательны, одно слово ­ лишнее  (слитно\раздельно):  (Не) годовать, (не)уважать, (не) любить,  (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть, (не)  чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть,  (не) быть, (не)здоровится. Проверка выполнения задания по цепочке  Учащиеся самостоятельно  распределяют слова в  тетради. По очереди называют  правильное написание  слова. Один из учеников  озвучивает правило  «Правописание НЕ с  глаголами». Версии учащихся о  УУД Коммуникативные планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками, определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия; формирование положительной  мотивации к уроку Познавательные ­  самостоятельное выделение и  формулирование познавательной  цели; Коммуникативные ­  постановка вопросов,  инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации; Регулятивные ­  целеполагание как постановка 3.Изучение  нового  материала. 10  мин (меняем слайды на каждое правильно  распределенное слово) Вопрос: Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами? Почему не выписали слово  НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как  напишем? Почему? Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного?  Сформулируйте тему урока. Как вы  думаете, чему мы будем сегодня учиться на  уроке? Что нам для этого необходимо? Создание условий для построения  гипотезы и формирование вывода. 1 шаг. Нам нужно выяснить, как  правильно пишутся существительные с  НЕ. Для этого каждая группа должна  выполнить задание. Задание: Проанализируйте слова,  которые лежат перед вами и попытайтесь определить условия написания этих слов. 1 группа: ненависть, ненастье,  негодование, неуклюжесть. 2 группа: нерешительность,  нескромность, несчастье,  необразованность. 3 группа: не правда, а ложь; не  решительность, а робость; не  написании  существительного. Формулировка темы  урока и цели. Запись  темы урока. Настрой на  внимательное  слушание учителя и  активную работу на  уроке. Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в  группах, выступают с  сообщениями. Составляют  алгоритм. Соотносят получившийся  алгоритм с правилом в  учебнике. Запись алгоритма со слайда. учебной задачи на основе  соотнесения того, что уже известно  и усвоено учащимися, и того, что  ещё неизвестно; ­  планирование­ определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного  результата; составление плана и  последовательности действий; Познавательные ­  поиск и выделение необходимой  информации, в том числе решение  рабочих задач с использованием  общедоступных инструментов ИКТ  и источников информации; ­  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в  зависимости от цели; извлечение  необходимой информации из  прослушанных текстов различных  жанров; определение основной и  второстепенной информации; ­  постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное  создание алгоритмов деятельности  при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные ­  разрешение конфликтов ­ внимательность, а рассеянность; не  приветливость. А грубость. 4 группа: это был не тигр; он не  владелец дачи; не ветер ветку клонит;  это не книга лежит на столе. 2 шаг. Презентация работ групп.  Появляется нужный пункт слайда в  презентации. 3 шаг. Составление алгоритма правила. 1.Определи, употребляется ли  существительное без ­НЕ Если не употребляется, то пиши  слитно. 2.Проверить, есть ли  противопоставление с союзом а или его нет Если есть, пиши раздельно. 3.Замени существительное синонимом: Если можно заменить, пиши слитно 4 шаг.   Работа с учебником. Сверим это правило с правилом из  учебника. Читаем правило. 10  мин 4.Первично е  закреплени е  изученного. Работа с электронным тренажером,  даны слова в 2 столбиках, нужно найти  соответствия.  (Не)зависимость (Не)былица Грубость (Не)нависть Свобода (Не)смелость Возмущение Робость Ученики по вызову  учителя выходят к доске  и находят соответствия  слов. Отвечают на вопросы  учителя. Делают выводы. Записывают слова в  выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов  разрешения конфликта, принятие  решения и его реализация; ­  управление поведением партнёра ­ контроль, коррекция, оценка его  действий; ­  умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами родного  языка, современных средств  коммуникации. Регулятивные ­  прогнозирование­ предвосхищение результата и уровня усвоения  знаний, его временных   характеристик; ­  контроль в форме сличения  способа действия и его результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона; Познавательные ­  структурирование знаний; ­  осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные ­  управление поведением партнёра ­ контроль, коррекция, оценка его  действий; ­  умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и  синтаксическими нормами родного  языка, современных средств  коммуникации. Регулятивные ­  контроль в форме сличения  способа действия и его результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона; ­  коррекция ­ внесение  необходимых дополнений и  коррективов в план и способ  действия в случае расхождения  эталона, реального действия и его  результата с учётом оценки этого  результата; (Не)вежливость (Не)годование Выдумка Вражда тетрадь. Применяют правило. Работа в группах по 4  человека (по 2 парты) с  раздаточным материалом. Подбирают части  пословиц, записывая в  тетрадь, один из группы  называет результат,  второй – объясняет смысл пословицы. Запись предложений со  слайда. Ответы на  вопросы. Рассуждение по  этимологии слов. Актуализация знаний с  урока литературы. Как одним словом можно назвать  записанные пары слов? (синонимы) Что такое синонимы? Какова их роль в  русском языке? Запишите в тетрадь слова 1­го  столбика, определите, чем является  ­НЕ в данных словах (1ч. к доске) К каким словам мы могли бы не  подбирать синонимы, а объяснить их  написание по­другому. Как именно? Работа в группе Игра «Собери  пословицы». (Каждой группе раздаются карточки с  половинками пословиц. Задача –  правильно их собрать и записать в  тетрадь.   1). (Не) работа сушит, а забота. 2). (Не) печь кормит, а руки. 3). Глупость (не) порок, а беда. 4). Дружба крепка (не) лестью, а  правдой и честью. 5). (Не) друг поддакивает, а друг  спорит. 6) Попытка (не) пытка, а спрос (не)  беда. Запись предложений с доски (слайд  меняется). Задание: вставьте пропущенные буквы и  знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. (Не)вежду никакими лекарствами (не)  вылечиш.... А народ ­ то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа». Значение каких слов вам непонятно? Что  обозначают слова «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение  слова?  Обращение к словарю (выход в Интернет,  информация на интерактивной доске) Невежда ­ необразованный человек, неуч.  Невежа ­ невоспитанный человек, грубиян Что произошло с этими словами (произошло слияние ­Не с корнем, поэтому эти слова  без НЕ не употребляются, НЕ ­ часть  корня). Объясните смысл пословицы (Не)вежду  никакими лекарствами (не) вылечиш...... В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными словами? (басня И.Крылова «Свинья под  дубом») Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Ребята, вы внимательно работали, давайте  проведем гимнастику для глаз. Я прочитаю  стихотворение Б.Заходера, а вы будете  зажмуривать глазки, когда услышите слово,  которое без НЕ не употребляется. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение! Выполняют  гимнастику для глаз. 5.  Физкультм инутка. 3 мин 7 мин 6.  Включение  правила в  систему  знаний. Но кругом было тихо­тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умный, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не Работа в парах  Задание для «сильных» учащиеся: 1.  Выберите в каждой строчке  «лишнее» слово а)(не)настье, (не)лепость, (не) счастье,  (не)брежность б)(не)дочёт, (не)присоединение,  (не)воля, (не) зависимость. в) (не) видимка, (не)весомость,  (не)решительность, (не)забудка. г)(не)грамотность, (не)вольник,  (не)счастье, (не)вежливость 2.Выберите примеры раздельного  написания ­НЕ с существительными. а) (Не) грамотность­ признак  некультурного человека б) (Не) грамотность помогла тебе  сегодня, а упорство в) (Не) друг ты мне, а всего лишь  попутчик. Деление на пары по  указанию учителя. Работа в тетради с  раздаточным  материалом или с  учебником. Сдают тетради. Познавательные выбор наиболее эффективных  способов решения задач в  зависимости от конкретных  условий; Коммуникативные ­  управление поведением партнёра ­ контроль, коррекция, оценка его  действий; Регулятивные ­  контроль в форме сличения  способа действия и его результата с  заданным эталоном с целью  обнаружения отклонений и отличий  от эталона; г) (Не)друг не посочувствует. 3. Распределите существительные с ­НЕ в 2 столбика:  не ­ приставка, не ­ часть корня: (Не)видаль,(не)нависть,(не)правда, (не)лепость,(не)ожиданность, (не)внимательность, (не)дуг. 4. Выберите примеры слитного  написания ­НЕ с существительными. а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно. б)Это был (не) друг мой, а просто  знакомый. в) (Не)забудки цвели в поле и на  опушке леса. г) Глупость (не) порок, а беда. В это время «слабые» учащиеся  выполняют упр. В учебнике. Вопросы: Что вы нового сегодня узнали об именах существительных?  Какую проблему решали? Чему научились? Что является условием слитного  написания НЕ с существительными,  раздельного? Кто может сказать, что хорошо  запомнил правило? На следующем уроке мы продолжим отработку данного правила. Учитель задает домашнее задание. 3 мин 7.  Рефлексия  учебной  деятельнос ти. Отвечают на  вопросы. Записывают  домашнее задание.  Познавательные ­  рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности; Коммуникативные ­  разрешение конфликтов ­  выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов  разрешения конфликта, принятие  решения и его реализация; Регулятивные ­  оценка­ выделение и осознание  обучающимся того, что уже усвоено  и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка  результатов работы;

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2018