Материал представляет собой технологическую карту урока русского языка в 5 классе со всеми требованиями ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога-словесника и его ученика на развитие регулятивных универсальных учебных действий . На мой взгляд, эта работа очень успешно может осуществляться при обучении написания продолжения текста с заданным стилем и типом речи . Данный материал может быть использован как на уроке развития речи, так и в качестве фрагмента урока при работе с текстом.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Клинцы Коновалова
Е.А.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС .
Урок развития речи.
Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа. Создание текста в соответствии с
коммуникативной задачей.
1
Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания
его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста
Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку,
стремлению к речевому самосовершенствованию
Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое
мышление, мотивацию к обучению.
Урок развития речи.
Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и
умения в речевой практике.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное
отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Учебник, иллюстрация.
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы
составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Просвещение, 2016.
Памятки, раздаточный материал.
Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая»
тема
Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемы
е
образователь
ные
результаты
Оборудовани
е
УМК
Наглядно
демонстрати
вный
материал
Основные
требования к
ЗУН
обучающихс
я
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и развивающие
компоненты, задания и
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
упражнения
Промежу
точный
контрольПриветствует
обучающихся.
2
Наблюден
ие
Готовятся к
уроку.
Настраиваются
на работу.
1.
Обучающийся
выразительно
читает
ПРАВИЛА
ОБЩЕНИЯ.
1)
Организ
ационн
ый этап.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чемуто научиться.
Правила общения на уроке
1.При разговоре не перебивай
собеседника.
2.Того, кто говорит, нужно
поддерживать добрым
взглядом.
3.Если говорящий ошибся или о
чемто не сказал, дадим ему
договорить, а потом исправим
или дополним.
4.Исправляя или дополняя
ответ, нужно стараться делать
это вежливо, не обижая.
Говорим всегда на выдохе:
четко, ясно и неторопливо.
Приложение 1.
2)
Актуализац
ия знаний.
Сегодня, ребята, я предлагаю
вам забыть, что вы ученики и
представить, что мы с вами
писатели, которые пишут для
детей вашего возраста.
Представили?
Ребята, а какое качество
является самым важным
качеством для детского
писателя? (умение мыслить,
анализировать, думать)
Вы обладаете такими
качествами?
И, конечно же, не забываем и
соблюдаем правила общения.
Сегодня у нас урок развития
речи.
Каждый человек, говорящий и
пишущий на русском языке
должен уметь выражать свои
мысли грамотно.
Давайте вспомним отрывок из
мультфильма «Трое из
Простоквашино», где родители
получают письмо дяди Федора.
Почему родители не поняли
послания сына?
Отвечают на
вопросы.
Устные
ответы
Приходят к
выводу, что
текст должен
создаваться по
определенным
правилам
Вывод: текст не
получился
Чтение письма
«Трое из
Простоквашино».
Приложение 2,3.3)
Постановка
цели и
задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельнос
ти
учащихся.
Задание : Является
ли данный отрывок
текстом?
4)
Первичное
усвоение
новых
знаний.
А какими же признаками
обладает текст?
Какие типы текста вы
помните?
Стр.10,12 учебник.
Тему мы определи, а теперь
мне хотелось бы вас попросить
определить цель нашего урока.
На какие вопросы нам
необходимо сегодня ответить?
(Что такое текст? Каковы
признаки текста?
Как определить тему текста?)
Для чего нам это нужно
знать? Где мы найдем
применение данным знаниям?
Работа с учебником упр.185.
Подготовить выразительное
чтение.
Прочитайте выразительно.
Тематическое и смысловое
единство – необходимые
признаки текста.
Текст вместе с заголовком
представляет собой единое
целое.
Что нужно сделать, чтобы
озаглавить текст? (Надо
поставить два вопроса: о чем
говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит
нашему тексту?
Запись темы,
даты
Устные
ответы
3
Устные
ответы
Отвечают на
вопросы.
Вывод об
актуальности
знаний.
Научиться
самим создавать
тексты.
В ходе
обсуждения
обучающиеся
приходят к
выводу, что
текстом можно
назвать второй
отрывок, т.к. в
нем ведется
речь об одном
предмете речи,
предложения
связаны между
собой единой
темой.
Наши шедевры.
Невероятное
приключение.5)
Первичная
проверка
понимания
Придумайте
продолжение
рассказа.
Что могло произойти с
учениками, какая невероятная
история могла произойти с
ними?
Подберите к слову
невероятная синонимы
4
Выполняют
задания.
Работа в парах.
Устная
работа.
( неестественный
неимоверный
противоестественный
сверхъестественный
неправдоподобный
немыслимый
фантастичный)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, нука, нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и отвечать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Как вы понимаете слово
шедевры? Подберите
синонимы.
( достижение, творение)
6)
Динамичес
кая пауза
7)
Первичное
закреплени
е.
Предложите свои
истории.
Запишите их на
черновик. ( 1012
предложений)
СМАЙЛИК стр.85.
8)
Информаци
я о
домашнем
задании
Закончить рассказ о
невероятном
приключении,
переписать в тетрадь.
Поясняет задание
Запись
Тема – это то, о
чем говорится в
тексте.
Устные
ответы
Работают по
тексту
упражнения.
Записывают
задание9)
Рефлексия
(подведени
е итогов
занятия)
10)Дом.зад
ание
Записать рассказ в
тетрадь.
5
Оценки за
урок
Анализируют и
оценивают свою
деятельность на
уроке
Итак, давайте подведем итог
нашим исследованиям текста
Назовите признаки текста
Какой вопрос поможет
определить тему текста?
Где пригодятся полученные
знания?
Все ли получилось на уроке?
Приложение1.
Приложение 3.
Правила общения на уроке
1.При разговоре не перебивай собеседника.
2.Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.
3.Если говорящий ошибся или о чемто не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или
дополним.
4.Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.
Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и
неторопливо.
Приложение 2.
Как то дядя Федор надумал письмо
родителям написать...
Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто
замечательно... У меня все есть, есть свой дом
он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без
вас очень скучаю, особенно по вечерам.
А здоровье мое не очень... то лапы ломит, то
хвост отваливается.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с
меня сыплется, хоть в дом не заходи. Зато
новая растет – чистая, шелковистая.. Так что
лохматость у меня повысилась.
До свидания, ваш сын дядя Шарик6