Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение слова
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Прямое и переносное значение слова
Класс: 5
Учитель: Макаренко О.П.
Дата проведения: __________________
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное
значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в
толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях; уметь
находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с
переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение словаОрганизационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап урока
Обучающие и
развивающие
компоненты, зада
ния и упражнения
Мотивация
1.
(самоопреде
ление) к учебной
деятельности
Актуа
и
2.
лизация
пробное
учебное
действие
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
учащихся
усвоению
чаемого материала
к
изу
Учитель читает
физические
выполняет
Приветствует учащихся.
стихотворение,
упражнения, а учащиеся их повторяют.
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина
Все имеет имена.
Повернулись, улыбнулись, прямо сели.
И готовы сей же миг изучать родной язык!
Воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных
связей прежних и
новых знаний и
применение их в
новых ситуациях.
Терминологический
диктант,
взаимо
проверка
Терминологический диктант.
Наука, изучающая словарный состав языка,
называется…(лексикология)
Словарный состав языка называется …(лексика)
То, что обозначает слово, называется…
(лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение,
называется…(однозначное)
Слово, имеющее два и более значений,
называется…(многозначное)
Словарь, по которому определяется лексическое
значение слова, называется…(толковый словарь)
Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем.
Размещают
учебные
материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность к
уроку
Выполняют задание,
оценивают работу товарищей
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
Познавательные: осознают
учебнопознавательную за
дачу.
Регулятивные: планируют
необходимые
действия,
операции.
Познавательные: осущест
вляют для решения учебных
задач операции анализа,
синтеза, сравнения, класси
фикации,
устанавливают
причинноследственные
связи.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную
задачу.
Коммуникативные: форму
лируют собственные мысли,
высказывают и обосновыВыявление
и
3.
места
причины
затруднения
Работа с текстом,
ответы на вопросы
Создает проблемную ситуацию, в которой
учащиеся обнаруживают недостаток своих
знаний и желание активно преодолевать
возникающие противоречия в процессе учебной
деятельности
(самостоятельно или при
незначительной помощи учителя).
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
знаний недостаточно для
полных ответов
Прослушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла!
И тащит одеяло*.
Почему дочь не поняла свою маму?
0 какой теплоте говорила мать своей дочери? (О
сердечном, добром отношении; отрадном
чувстве.)
Какое еще значение имеет слово «теплота»?
(Нагретое состояние чегонибудь: «В дом
дали тепло» прямое значение слова.)
Скажите, а это важно понимать другого
человека? (Да.)
вают свою точку зрения
Личностные: осознают свои
трудности и стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к самооценке
своих действий, поступков.
Познавательные: устанав
ливают
причинно
следствен
ные связи,
делают выводы.
Регулятивные:
недостаточность
знаний.
осознают
своих
Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информацииЦеле
и
4.
полагание
построение
проекта выхода
из затруднения
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
Выполняют элементарные
физические упражнения
Личностные:
осознают
необходимость заботы о
здоровье
Слушают
извлекают
информацию.
стихотворение,
нужную
Познавательные: извлека
ют необходимую информа
цию из прослушанного,
высказываний
одноклассников,
систематизируют собствен
ные знания.
Регулятивные: планируют
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану
Отвечают на вопросы
учителя. Формулируют тему
и цели урока.
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
Какое слово встречается в этом
стихотворении чаще всего?
Сколько раз встречается слово
«золотой» в тексте? (6.)
Как вы уже знаете, при изучении лексики
нашими верными помощниками являются
Толковые словари. Обратимся к одному из них
2.Словарноорфографическая работа5. Творческая
практическая
деятельность
Раскрытие
сущ
ности новых по
нятий,
усвоение
новых
способов
учебной и умст
дея
венной
тельности
уча
щихся. Письменная
работа по группам
Значение слова «золотая»
Таким образом, какова тема нашего урока? О
чем мы сегодня будем
говорить?
Сформулируйте цель урока (узнаем понятие
«прямое и переносное значение слов»).
Запись темы «Прямое и переносное значение
слова».
Как происходит перенос значения с одного
предмета на другой? (На основе сходства по
определенному признаку.)
З а д а н и я п о г р у п п а м :
Укажите, в каких примерах выделенные слова
имеют переносное значение, а в каких прямое.
1 гр. Ледяная глыба ледяной взгляд (перен.).
Море пшеницы (перен.) голубое море.
2 гр. Копирует чертеж копирует походку
(перен.).
(В первом примере перенос значения произошел
на основе ощущений; размера, величины; во
втором подобного действия.)
Теперь предлагаю вам самим заняться поиском.
Для работы даны слова:
звезда; бежать;
хрупкий. Ваша задача — составить с данным
словом словосочетание так,
чтобы оно
употреблялось и в прямом, и переносном
значении.
Выделяют
главное,
устанавливают причинно
следственные связи между
отдельными
языковыми
явлениями
Познавательные: читают и
слушают, извлекая нужную
информацию,
а также
самостоятельно находят её в
материалах учебников.
Регулятивные:
контроли
руют учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки; осознают правило
контроля и успешно ис
пользуют его в решении
учебной задачи.
осу
Коммуникативные:
ществляют
совместную
деятельность в парах с учё
том конкретных учебно
познавательных
задач,
умеют задавать вопросы для
уточнения
последова
тельности работыЕсли мы затрудняемся, нам поможет толковый
словарь, где указаны все значения слов.
контролирует
Организует и сопровождает деятельность
учащихся,
правильность
выполнения заданий
А теперь поиграем. На столе перед вами
карточки со словосочетаниями, записанными в
две колонки: слова с прямым значением и слова
с переносным значением. Наша задача
проверить классификацию,
правильно ли
заполнена таблица. Может быть, какието слова
включены неверно. Работаем в командах:
1 гр. «Знайки» (выписывают словосочетания
со словами с прямым значением);
2 гр «Почемучки» (выписывают словосочета
ния со словами в переносном значении).
Не забывайте проверять другую часть таблицы.
М а т е р и а л д л я р а б о т ы :
Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий
хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная
красота.
С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая
похо(д,т)ка; ст..кпянный графин; х..лодный
ветер; ж..лезный характер
Запишите предложения, объясняя орфограммы и
постановку знаков препинания. Определите, в
каких предложениях
колючий
слово
Принимают участие в
обучающей игре, формули
руют собственные мысли,
высказывают и обосновывают
свою точку зрения
Личностные:
осваивают
новые виды деятельности,
участвуют в творческом со
зидательном процессе.
Познавательные: осущест
вляют для решения учебных
задач операции анализа,
синтеза, сравнения, класси
фикации,
устанавливают
причинноследственные
связи, делают обобщения,
выводы.
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищут их причины
и пути преодоления
Выполняют
упражнения,
формулируют собственные
мысли, высказывают и обо
Личностные:
оценивают
содержание с нравственно
6.
Первичное
закрепление с
комментирова
нием
и
и
Обобщение
систематизация
знаний
формирование
рациональных
способов
при
менения их на
практике.
Обучающая игра.
Анализ
работ
обучающихся
7.
стоятельная
Само
Обобщение
систематизация
иработа
с
самопроверкой
по эталону
и
знаний
формирование
рациональных
способов
при
менения их на
практике.
Выполнение
обучающих
на
упражнений
основе
текстов
учебника или книг
для внеклассного
чтения
употреблено в прямом значении, а в каком в
переносном.
сновывают свою точку зрения
Отец погладил колючую головку сына.
На склоне оврага рос колючий кустарник.
Закружилась метель, косой колючий снег бил
в лицо.
внимательно
Прочитайте
последнее
предложение. Что это «закружилась метель»?
«Закружилась» о ком можно так сказать? (О
девочке, которая закружилась в танце.) Что
же метель как живая?
Использование слов в переносном значении в
литературе особый художественный прием,
называемый олицетворением.
Он заключается в наделении неживых предметов
признаками и свойствами одушевленных,
например, плачет дождь, солнышко смеется,
шепчет камыш.
этической позиции.
Познавательные: самосто
ятельно выделяют и форму
лируют цель; осуществляют
поиск необходимой инфор
мации (из материалов учеб
ника и рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти).
Регулятивные:
самостоя
тельно планируют необхо
димые действия, операции,
работают по плану.
Коммуникативные: фор
мулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
контролирует
Поработаем с материалом упр. 348.
Организует и сопровождает деятельность
учащихся по освоению лингвистического
термина,
правильность
выполнения заданий
Объясните орфограммы, подчеркните основы
предложений и укажите, в каком значении
употреблены глаголы
(в прямом или
переносном). Найдите олицетворения в тексте.
8. Включение в
систему знаний
и повторение
Объяснительный
диктант.
Самопроверка и
Выполняют
задание,
оценивают свои работы с
помощью ключа.
Личностные: понимают, в
чем значение знаний для
человека.обсуждение работ
учащихся.
Обобщение
полученных
на
уроке сведений,
оценивание
Дождь уснул. От солнца же поднялась суета
ветра, взъерошились деревья, забормотали
травы и кустарники. И даже сам дождь
снова встал на ноги, разбуженный щекочущей
теплотой, и собирал свое тело в облака.
Создает условия для устранения перегрузки
учащихся и овладения новым учебным
материалом непосредственно на уроке
Заключительная
беседа по вопросам
9.
Рефлексия
учебной дея
тельности на
уроке
(итог
урока)
Сегодня на уроке я узнал(а)….
Для меня было новым…..
Меня заставило задуматься…
Для меня стало открытием….
Домашнее задание:
1) Сделать рисунок, на котором можно
было бы увидеть переносное значение
слова, подписать предложение с этим
словом.
использовать
иллюстрации из детских книг.
Можно
2) П. 66, упр. 350 (устно)
с
сотрудничестве
од
делают
В
учителем
ноклассниками
вывод
и
Определяют
свое
эмоциональное состояние
на уроке.
Записывают
задание
домашнее
Познавательные: приобре
тают умения использовать
полученные знания и умения
в
практической дея
тельности и повседневной
жизни.
Регулятивные: оценивают
свою работу; исправляют и
объясняют ошибки.
Коммуникативные: фор
собственные
мулируют
мысли,
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
Познавательные: приобре
тают умения мотивирован
но организовывать свою
деятельность.
Регулятивные: оценивают
свою работу.
Коммуникативные:
строят
монологические
высказывания
небольшиеМ а т е р и а л д л я р а б о т ы :
М а т е р и а л д л я р а б о т ы :
Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п);
пл..сти венок; осл.пительная красота.
С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка;
ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный
характер
Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п);
пл..сти венок; осл.пительная красота.
С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка;
ст..кпянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный
характер