Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение слова
Технологическая карта. Русский язык 5 кл.Прямое и переносное значение слова.doc
Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Прямое и переносное значение слова Класс: 5 Учитель: Макаренко О.П. Дата проведения: __________________ Тип урока: урок открытия новых знаний Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении  Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «прямое и переносное значение слов», принцип отражения в толковом словаре переносного значения слова, роль использования слов с переносным значением в художественных произведениях;  уметь находить слова с переносным значением в тексте, толковом словаре; определять переносное значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением.  Метапредметные  (компоненты   культурно­компетентностного   опыта/приобретенная   компетентность):   овладение   приемами   отбора   и систематизации   материала   на   определенную   тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации;   способность   к   преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные:  понимание  определяющей  роли  родного языка  в развитии  интеллектуальных,  творческих  способностей  и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Основные понятия: прямое значение слова, переносное значение слова Организационная структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, зада­ ния и упражнения  Мотивация 1. (самоопреде­ ление) к учебной деятельности   Актуа­ и     2. лизация пробное учебное действие Эмоциональная, психологическая   и мотивационная подготовка учащихся усвоению чаемого материала к изу­       Учитель   читает   физические   выполняет Приветствует   учащихся. стихотворение, упражнения, а учащиеся их повторяют. Руки, ноги, голова, Плечи, пояс и спина­ Все имеет имена. Повернулись, улыбнулись, прямо сели. И готовы сей же миг изучать родной язык! Воспроизведение ранее   изученного, установление преемственных связей   прежних   и новых   знаний   и применение   их   в новых   ситуациях. Терминологический диктант,   взаимо­ проверка Терминологический диктант. Наука, изучающая словарный состав языка,  называется…(лексикология) Словарный состав языка называется …(лексика) То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение,  называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений,  называется…(многозначное) Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь) Слушают учителя, участвуют в   диалоге   с   учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку   Выполняют задание, оценивают работу товарищей Формируемые умения (универсальные учебные действия) Познавательные:  осознают учебно­познавательную   за­ дачу. Регулятивные:  планируют необходимые   действия, операции. Познавательные:  осущест­ вляют для решения учебных задач   операции   анализа, синтеза,   сравнения,   класси­ фикации,   устанавливают причинно­следственные связи. Регулятивные:  принимают и   сохраняют   учебную задачу.  Коммуникативные: форму­ лируют собственные мысли, высказывают   и   обосновы­ Выявление и 3. места причины затруднения   Работа   с   текстом, ответы на вопросы Создает   проблемную   ситуацию,   в   которой учащиеся   обнаруживают   недостаток   своих знаний   и   желание   активно   преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности   (самостоятельно   или   при незначительной помощи учителя). Обдумывают   ответы   на вопросы   и   осознают,   что знаний   недостаточно   для полных ответов Прослушайте стихотворение:  Мне не хватает теплоты, ­ Она сказала дочке. Дочь удивилась: ­ Мерзнешь ты И в летние денечки? ­ Ты не поймешь, еще мала, ­ Вздохнула мать устало. А дочь кричит: ­ Я поняла! ­ И тащит одеяло*. Почему дочь не поняла свою маму? 0 какой теплоте говорила мать своей дочери? (О сердечном,   добром   отношении;   отрадном чувстве.) Какое   еще   значение   имеет   слово   «теплота»? (Нагретое   состояние   чего­нибудь:   «В   дом дали тепло» ­ прямое значение слова.) Скажите,   а   это   важно   ­   понимать   другого человека? (Да.) вают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;   проявляют способность   к   самооценке своих действий, поступков. Познавательные:  устанав­   ливают причинно­ следствен­   ные   связи, делают выводы.  Регулятивные:  недостаточность знаний. осознают   своих Коммуникативные:  задают вопросы с целью получения необходимой   для   решения проблемы информации Целе­   и 4. полагание построение проекта выхода из затруднения Физкультминутка Руки кверху поднимаем,                                            А потом их опускаем.                                                 А потом их развернем                                              И к себе скорей прижмем.                                       А потом быстрей, быстрей                                       Хлопай, хлопай веселей Выполняют элементарные  физические упражнения Личностные:  осознают необходимость   заботы   о здоровье   Слушают извлекают информацию. стихотворение,   нужную Познавательные:  извлека­ ют   необходимую   информа­ цию   из   прослушанного, высказываний одноклассников, систематизируют   собствен­ ные знания. Регулятивные:  планируют необходимые действия, операции,   действуют   по плану   Отвечают   на   вопросы учителя.   Формулируют   тему и цели урока. У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: ­ Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: ­ Ведь золото – металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые – штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди! ­ Какое слово встречается в этом  стихотворении чаще всего? ­ Сколько раз встречается слово  «золотой» в тексте? (6.) Как   вы   уже   знаете,   при   изучении   лексики нашими   верными   помощниками   являются Толковые словари. Обратимся к одному из них 2.Словарно­орфографическая работа 5.   Творческая практическая деятельность       Раскрытие сущ­ ности   новых   по­ нятий, усвоение новых способов учебной   и   умст­ дея­ венной тельности уча­ щихся.   Письменная работа по группам     Значение слова «золотая» Таким   образом,   какова   тема   нашего   урока?   О чем   мы   сегодня   будем   говорить? Сформулируйте   цель   урока     (узнаем   понятие «прямое и переносное значение слов»). Запись   темы   «Прямое   и   переносное   значение слова». Как   происходит   перенос   значения   с   одного предмета   на   другой?  (На   основе   сходства   по определенному признаку.)  З а д а н и я   п о   г р у п п а м : Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких ­ прямое. 1 гр. Ледяная глыба ­ ледяной взгляд (перен.). Море пшеницы (перен.) ­ голубое море. 2   гр.  Копирует   чертеж  ­  копирует   походку (перен.). (В первом примере перенос значения произошел на   основе   ощущений;   размера,   величины;   во втором ­ подобного действия.) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для   работы   даны   слова:  звезда;   бежать; хрупкий.  Ваша   задача   —   составить   с   данным словом   словосочетание   так,   чтобы   оно употреблялось   и   в   прямом,   и   переносном значении.   Выделяют главное, устанавливают   причинно­ следственные   связи   между отдельными языковыми явлениями   Познавательные:  читают   и слушают,   извлекая   нужную информацию,   а   также самостоятельно находят её в материалах учебников.    Регулятивные:  контроли­ руют   учебные   действия, замечают допущенные ошибки;   осознают   правило контроля   и   успешно   ис­ пользуют   его   в   решении учебной задачи.    осу­ Коммуникативные:  ществляют совместную деятельность в парах с учё­ том   конкретных   учебно­ познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последова­ тельности работы Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов.     контролирует Организует   и   сопровождает   деятельность учащихся, правильность выполнения заданий ­  А   теперь   поиграем.   На   столе   перед   вами карточки   со   словосочетаниями,   записанными   в две колонки: слова с прямым значением и слова с   переносным   значением.   Наша   задача   ­ проверить   классификацию,   правильно   ли заполнена таблица. Может быть, какие­то слова включены неверно. Работаем в командах: 1 гр.  ­ «Знайки»  (выписывают  словосочетания со словами с прямым значением); 2 гр  ­ «Почемучки» (выписывают словосочета­ ния со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. М а т е р и а л   д л я   р а б о т ы : Т..желый   ч..модан;   твердый   грунт;   свежий хле(б,п);   пл..сти   венок;   осл.пительная красота. С..ребро   волос;   з..лотая   пшеница;   мягкая похо(д,т)ка;   ст..кпянный   графин;   х..лодный ветер; ж..лезный характер Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку   знаков   препинания.   Определите,   в каких   предложениях    колючий слово Принимают   участие   в обучающей   игре,   формули­ руют   собственные   мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные:  осваивают новые   виды   деятельности, участвуют в творческом со­ зидательном процессе.  Познавательные:  осущест­ вляют для решения учебных задач   операции   анализа, синтеза,   сравнения,   класси­ фикации,   устанавливают причинно­следственные связи,   делают   обобщения, выводы. Регулятивные:  адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления     Выполняют упражнения, формулируют   собственные мысли,   высказывают   и   обо­ Личностные:  оценивают содержание   с   нравственно­ 6.   Первичное закрепление   с комментирова­ нием   и и Обобщение   систематизация знаний формирование рациональных способов при­   менения   их   на практике. Обучающая   игра. Анализ работ обучающихся     7. стоятельная Само­ Обобщение   систематизация и работа с самопроверкой по эталону   и знаний формирование рациональных способов при­   менения   их   на практике. Выполнение обучающих на упражнений основе текстов учебника   или   книг для   внеклассного чтения     употреблено в прямом значении, а в каком ­ в переносном. сновывают свою точку зрения Отец погладил колючую головку сына. На склоне оврага рос колючий кустарник. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.   внимательно Прочитайте последнее предложение. Что это ­ «закружилась метель»? «Закружилась» ­ о ком можно так сказать?  (О девочке, которая закружилась в танце.)  Что же ­ метель как живая?   Использование   слов   в   переносном   значении   в литературе   ­   особый   художественный   прием, называемый олицетворением. Он заключается в наделении неживых предметов признаками   и   свойствами   одушевленных, например,  плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. этической позиции.  Познавательные:  самосто­ ятельно выделяют и форму­ лируют цель; осуществляют поиск   необходимой   инфор­ мации (из материалов учеб­ ника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные:  самостоя­ тельно   планируют   необхо­ димые   действия,   операции, работают по плану.    Коммуникативные:  фор­ мулируют собственные мысли,   высказывают   и обосновывают   свою   точку зрения   контролирует Поработаем с материалом упр. 348. Организует   и   сопровождает   деятельность учащихся   по   освоению   лингвистического термина, правильность выполнения заданий ­  Объясните орфограммы, подчеркните основы предложений   и   укажите,   в   каком   значении употреблены   глаголы   (в   прямом   или переносном). Найдите олицетворения в тексте.   8. Включение в систему   знаний и повторение Объяснительный диктант. Самопроверка   и   Выполняют задание, оценивают   свои   работы   с помощью ключа. Личностные:  понимают,   в чем   значение   знаний   для человека. обсуждение   работ учащихся. Обобщение полученных на уроке   сведений, оценивание   Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра,   взъерошились   деревья,   забормотали травы   и   кустарники.   И   даже   сам   дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака. Создает   условия   для   устранения   перегрузки учащихся   и   овладения   новым   учебным материалом непосредственно на уроке Заключительная беседа по вопросам 9.   Рефлексия учебной   дея­ тельности   на уроке (итог урока)   Сегодня на уроке я узнал(а)…. Для меня было новым….. Меня заставило задуматься… Для меня стало открытием…. Домашнее задание:  1) Сделать   рисунок,   на   котором   можно было   бы   увидеть   переносное   значение слова,   подписать   предложение   с   этим словом. использовать иллюстрации из детских книг.   Можно   2) П. 66, упр. 350 (устно)     с сотрудничестве од­   делают В   учителем ноклассниками вывод и   Определяют свое эмоциональное   состояние на уроке.    Записывают задание   домашнее Познавательные:  приобре­ тают   умения   использовать полученные знания и умения в   практической   дея­ тельности   и   повседневной жизни. Регулятивные:  оценивают свою   работу;   исправляют   и объясняют ошибки.    Коммуникативные:  фор­ собственные мулируют мысли,   высказывают   и обосновывают   свою   точку зрения Познавательные:  приобре­ тают   умения   мотивирован­ но   организовывать   свою деятельность.  Регулятивные:  оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания   небольшие М а т е р и а л   д л я   р а б о т ы : М а т е р и а л   д л я   р а б о т ы : Т..желый   ч..модан;   твердый   грунт;   свежий   хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная красота. С..ребро   волос;   з..лотая   пшеница;   мягкая   похо(д,т)ка; ст..кпянный   графин;   х..лодный   ветер;   ж..лезный характер Т..желый   ч..модан;   твердый   грунт;   свежий   хле(б,п); пл..сти венок; осл.пительная красота. С..ребро   волос;   з..лотая   пшеница;   мягкая   похо(д,т)ка; ст..кпянный   графин;   х..лодный   ветер;   ж..лезный характер

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Прямое и переносное значение слова. Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017