Урок русского языка (сдвоенный) в 11 классе.
Учитель: Оленева О.А.
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 25 ЕГЭ). Содержательный анализ текста». (2 урока).
Цель урока для учителя: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа исходного текста, формирование практических умений анализа текста.
Цель для учащихся: привести в систему знания о тексте и его особенностях, развивать практические умения анализа текста, учиться создавать свой текст.
Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание культуры речи;
- воспитание бережного отношения к языку;
- развитие умений излагать собственное мнение по выбранной проблеме с привлечением аргументов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, нужной для решения учебной задачи; понимать информацию, представленную в различных формах;
Коммуникативные УУД: доказательно отвечать на вопросы; строить понятные высказывания; грамотно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; осуществлять учебную деятельность в группах;
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные УУД: самоопределение смысла образования.
Предметные:
- уметь осмысленно читать текст;
- определять предмет речи и тему текста;
- определять проблематику текста и формулировать основную проблему;
- видеть в тексте автора и его позицию по данной проблеме;
- уметь создавать собственное высказывание на основе исходного текста;
Тип урока: урок развития речи.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Вид урока: практикум.
Оборудование: текст М. А. Кронгауза (Приложение1), раздаточный материал (Приложения 1-6: (текст, критерии оценивания задания 25, термины и их значение, задание 1, задание 2, шаблон), презентация (возможно) или добавочный раздаточный материал, проектор (при необходимости).
Ход урока:
Этапы урока, их цели.
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Вводный этап урока (3-5 мин.) |
|||
1. Организационно- мотивационный этап: Цель: включение обучающихся в деятельность, создание мотивации к действиям, подготовка к основному этапу урока.
|
Учитель приветствует класс и проверяет готовность к уроку. Настраивает на урок: одним из самых сложных заданий ЕГЭ по русскому языку является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Набрать достаточное количество баллов без выполнения задания 25 практически невозможно, поэтому на уроке мы и будем готовиться к успешному выполнению задания 25. |
Учащиеся приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. |
Коммуникативные УУД: развитие умений слушать и понимать других. Регулятивные УУД: прогнозирование предстоящей работы. Личностные результаты: мотивация к познавательной деятельности. |
2. Постановка учебных задач. Цель: побуждение к формулированию темы урока и поиску цели и учебных задач.
|
Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока через наводящие вопросы, помогая учащимся сформулировать цель урока. *Что предполагает задание с развернутым ответом? (написать сочинение-рассуждение по тексту) *Сформулируйте тему урока. *Каков конечный результат урока? *Как добьемся результата? (с помощью анализа и интерпретации текста). |
Участвуют в диалоге с учителем.
Формулируют тему урока: (подготовка к сочинению -рассуждению).
Определяют конечную цель для себя (создать собственный текст на основе исходного). Отвечают на поставленные вопросы.
|
Познавательные УУД: выстраивание логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: выстраивание монологических высказываний в устной форме. Регулятивные УУД: формулирование целеполагания.
|
Основной этап (75-80 мин.) |
|||
3. Актуализация знаний: Цель: применение имеющихся знаний в данной ситуации.
|
*Что вы должны знать и уметь, чтобы написать сочинение-рассуждение? *Перед вами критерии проверки сочинения-рассуждения (Приложение 2), прочитайте их. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста.
|
Работают в парах. Составляют план сочинения. 1. Вступление (не обязательно). 2. Проблема текста. 3. Комментарий к проблеме (только текстуальный). 4. Позиция автора. 5. Согласие/несогласие с автором. 6. Аргументация собственного мнения. 7. Вывод.
|
Познавательные УУД: осуществление операций анализа для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: принятие учебной задачи. Коммуникативные УУД: осуществление учебной деятельности в парах. |
4. Построение фундамента (проекта) для достижения цели: Цель: обобщение и закрепление имеющихся знаний, применение теоретических знаний на практике. |
Организует работу по повторению основных понятий: предмет речи, тема, проблема, авторская позиция, идея текста, аргументы, комментарий. После самопроверки побуждает к ликвидации пробелов в знаниях. Предлагает выполнить задания (Приложение 4, Приложение5).
|
Работают в парах. Соотносят термин с его значением на листах (Приложение 3). Самопроверка.
Ведение диалога с учителем.
Выполнение заданий индивидуально.
Фронтальная проверка. |
Познавательные УУД: выполнение учебно-познавательных аналитических действий Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция. Коммуникативные УУД: осуществление учебной деятельности в парах и индивидуально. |
5. Работа над содержанием текста. Цель: совершенствование умений анализировать предложенный текст.
|
*Обратите внимание на высказывания. Прочитайте их.
*Можете ли вы определить тему текста, что будет представлен для анализа? * Можете ли вы привести данные высказывания в качестве аргумента?
Организует первичное восприятие текста, читает текст. (Приложение 1)
*К какому стилю относится прочитанный текст? *Какова задача данного стиля? *Определите предмет речи и тему текста? *Как можно озаглавить текст? * Что легло в заголовок? *Кому адресован текст? *Найдите ключевые слова, выражения в каждом абзаце. *На основе ключевых выражений составьте назывной план. *Какие из пунктов плана можно объединить?
*Чтобы правильно определить проблематику текста, какой прием можно использовать?
*Переделайте назывной план в вопросный.
*Попробуйте сформулировать основную проблему текста. *Запишите вводную часть вашего сочинения. Вы можете использовать различные способы. Проблема может быть сформулирована на основе введения проблемных вопросов. Другой способ изложения проблемы - позитивное утверждение. Используйте шаблон с речевыми оборотами (Приложение 6). *Чтобы составить комментарий выявленной проблемы, обратитесь к одному из планов, письменно раскройте соответствующие пункты в одном или двух предложениях. Помните, что комментарий не пересказ текста. *Сформулируйте основную мысль текста. Важно, чтобы она являлась ответом на сформулированный вами вопрос. *В каких предложениях звучит авторская позиция? *Подведите итог: какие структурные части сочинения вы представили в процессе самостоятельной учебной деятельности. |
Читают предложенные высказывания. «…он (русский язык) беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». (Н.В.Гоголь) «..Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». (И.С. Тургенев) «Как гибок русский язык, как ломают его сами же русские люди!» (Н.Э.Гейнце) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г. Белинский) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». ( И.С.Тургенев) Определяют, о чём пойдет речь в тексте на основе рассуждений по прочитанным высказываниям. Приходят к выводу.
Индивидуальная работа: выступление учащихся с индивидуальными домашними заданиями: работа с заимствованными словами из текста. Вторичное самостоятельное чтение текста. Участвуют в диалоге с учителем. Выполняют аналитическую деятельность.
Предлагают варианты: 1. Заимствования в русском языке. 2.Слова-иностранцы в русском языке.
Работают в группах (группы формируются по количеству абзацев). Выделяют ключевые слова по абзацам. 1. Изменения в языке. 2. Текст с заимствованными словами. 3. "Слова-иностранцы" в русском языке. 4. Трудности перевода. 5. Поразительные возможности языка. 6. Личное отношение к заимствованиям. 7. Языковая свобода. 8. Языковой хаос.
1. Почему происходят изменения в русском языке? 2. Почему люди негативно относятся к использованиям заимствованных слов в русской речи? 3. Нужны ли заимствования? 4.Как влияют изменения на состояние русского языка? 5. Каковы причины возникновения языкового хаоса?
Делают вывод. (Проблема иноязычных заимствований в русском языке.)
Выполняют самостоятельно работу, используя шаблон (Приложение 6).
Самостоятельно записывают комментарий.
Определяют авторскую позицию. Формулируют и записывают.
Подводят итог.
|
Познавательные УУД: структурирование знаний, выполнение операций анализа, сравнения. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, коррекция и контроль. Коммуникативные УУД: выстраивание монологических высказываний в устной форме, развитие умений слушать и слышать друг друга.
|
6. Практическая учебная деятельность по реализации построенного проекта. Цель: определение собственной позиции к выявленной проблеме. |
*Какова ваша позиция? Согласны ли вы с автором, с его мыслями? Ваше отношение к заимствованиям в русском языке? *Сформулируйте собственное отношение к данной проблеме. |
Высказываются. Слушают мнения одноклассников. |
|
Заключительный этап (3-5 мин). |
|||
7. Подведение итогов. Домашнее задание. Цель: побуждение к анализу и самоанализу проделанной на уроке работы; мотивация на выполнение предстоящей работы.
|
*Достигли поставленных целей? Каких? *Какие трудности вы испытывали? Д/з (по выбору): 1) подберите аргументы по заявленной на уроке проблеме по тексту М.А. Кронгауза, допишите сочинение; 2) напишите сочинение в соответствии с критериями по другим проблемам данного текста. |
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание. |
|
8. Рефлексия Цель: побуждение к самооценке.
|
*Насколько вы удовлетворены собственной индивидуальной работой на уроке? *Насколько вы удовлетворены своей работой в составе группы? *Что лично вам дал урок? |
Самооценка учебной деятельности |
Регулятивные УУД: формирование способности оценивать свою работу. Личностные УУД: понимание значения выполненной работы. Коммуникативные УУД: обоснование своей точки зрения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст для анализа
(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.
(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня? (8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.
(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.
(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).
(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»? (26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.
(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).
(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.
(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра его или безграмотность, выразительность или грубость.
(По М. А. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет изданиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 25 |
Баллы |
|||
I |
Содержание сочинения |
|
|||
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
|||
|
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|||
|
Экзаменуемый не смог верно
сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
|||
|
|||||
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
|||
Сформулированная
экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для
понимания проблемы. |
3 |
||||
|
Сформулированная
экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания
проблемы. |
2 |
|||
|
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста |
1 |
|||
|
Сформулированная
экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована
без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено
более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного
текста, или прокомментирована другая, |
0 |
|||
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
|||
|
Экзаменуемый
верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по
прокомментированной проблеме. |
1 |
|||
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым
сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не
сформулирована |
0 |
|||
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
|||
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) |
3 |
|||
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы |
2 |
|||
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт |
1 |
|||
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение
по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не
согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение
экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не
согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не
отражено в работе |
0 |
|||
II |
Речевое оформление сочинения |
|
|||
|
|||||
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
|||
|
Работа
экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения: |
2 |
|||
|
Работа
экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, |
1 |
|||
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|||
K6 |
Точность и выразительность речи |
|
|||
|
Работа экзаменуемого характеризуется
точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
2 |
|||
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|||
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|||
|
|||||
III |
Грамотность |
|
|||
K7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|||
|
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|||
|
допущено не более 2-х ошибок |
2 |
|||
|
допущено 3–4 ошибки |
1 |
|||
|
допущено более 4-х ошибок |
0 |
|||
|
|||||
K8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|||
|
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|||
|
допущено 1–3 ошибки |
2 |
|||
|
допущено 4–5 ошибок |
1 |
|||
|
допущено более 5-и ошибок |
0 |
|||
|
|||||
K9 |
Соблюдение языковых норм |
|
|||
|
грамматических ошибок нет |
2 |
|||
|
допущено 1–2 ошибки |
1 |
|||
|
допущено более 2-х ошибок |
0 |
|||
|
|||||
K10 |
Соблюдение речевых норм |
|
|||
|
допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
|||
|
допущено 2–3 ошибки |
1 |
|||
|
допущено более 3-х ошибок |
0 |
|||
|
|||||
K11 |
Соблюдение этических норм |
|
|||
|
этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|||
|
допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
|||
|
|||||
К12. |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
|||
|
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|||
|
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
|||
|
|||||
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) |
24 |
|||
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1.
1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов2.
2. Если
в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается
0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок
четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2
балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).1 балл
по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна – три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
К12) оценивается 0 баллов.-Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1
Если
в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный
текст, содержатся фрагменты текста
экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество
слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Соотнесите понятие с его определением
1. Тема текста
2. Идея текста
3. Проблема
4. Комментарий (к проблеме)
5. Авторская позиция
6. Аргумент
7. Тезис
А) Вопрос, задача, которая требует разрешения.
Б)Логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса. Пример из произведения художественной литературы, подтверждающий высказанную мысль.
В)Предметное содержание текста, то, о чем говорится в нем.
Г)Точка зрения автора, отношение автора к той или иной проблеме.
Д)Ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию.
Е)Разъяснение проблемы, ее интерпретация. характеристика проблемы.
Ж)Высказанная мысль, положение
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание:
Прочитайте заголовки. Предмет речи выделите красным цветом, тему - зелёным. Определите функцию заголовка и запишите свой ответ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задание:
Прочитайте текст. Найдите ключевые слова, составьте тематическую
сетку (схему), сформулируйте 1 тему (текст многотемный), проблему и основную
мысль текста по этой теме.
(1)На дворе метель бушевала, с ожесточением рвала ставни и разыгрывалась во всё степное раздолье. (2)Наступила глухая полночь. (3)Все заснули, кроме офицера, который шёпотом разговаривал со своей соседкой.
- (4)Я виноват перед вами, — говорил офицер, — я сказал глупость. (5)Вы, кажется, на меня рассердились.
- (6)Нет, я не рассердилась. (7)Только я женщина несветская, я не привыкла к подобным любезностям. (8)Я знаю, вы смеётесь над уездными дамами, и Пушкин над ними смеялся... (9)И подлинно, есть много в них смешного, но, может быть, в то же время много и грустного. (10)Подумайте, - продолжала она, как будто говоря сама с собой, - что такое судьба женщины молодой, знающей только по книгам, что есть хорошего в жизни? (11)Муж её в отъезжем поле.
(12)0н, может быть, человек хороший... (13)Да всё не то: скучно в деревне... и не то что скучно, а досадно, обидно как-то. (14)Все жалеют об узнике в темнице; никто не пожалеет о женщине, с детства приговорённой к вечной ссылке, к вечному заточению. (15)А вам весело в Петербурге?
-(1б)Весело, - сказал, вздохнув, офицер, — да, мне там очень весело, слишком весело... (17)Я человек светский. (18)Только что странно: я от излишества, вы от ... - мы оба дожили до одного, то есть до тяжкой скуки. (19)Вы жалуетесь, что в вашей одинокой ссылке вам негде развернуть души и сердца; мы же, вечно ищущие недосягаемого, мы чувствуем, что душа и сердце подавлены в нас. (20)Вы знаете холод одиночества, но вы, слава богу, не знаете еще холода общественной
жизни. (21)Вы знаете, что любить надо, а мы знаем, что любить некого. (22)В вас кипят надежда и сила, нас давит бессилие и немощь.
- (23)Вы были влюблены? — спросила она едва внятно...
- (24)Ещё бы! (25)Да и как! (2б)Да что в том толку... (27)В свете идти на любовь - значит идти на верный обман. (28)Любовь - душа вселенной; но этой душе куда как тесно в свете, и знаете ли почему? (29)Потому, что за ней выглядывает тщеславие. (30)Я тоже иногда думал, что меня любили, а вышло что же? (31)Любили не меня, а бального кавалера, светского франта, и я не знал, как совладать со своими соперниками.
- (32)Неужели? - сказала она невольно. - (33)Да кто ж они могли быть?
-(34)Да мало ли их... (35)Бальное платье, мелочная досада, глупая сплетня, завидное приглашение, маскарадный наряд и тьма подробностей, составляющих, так сказать, всю сущность светских
женщин.
- (36)Так вы не верите в любовь?
-(37)Сохрани бог! (38)В любовь нельзя не верить; но я говорю только, что любить-то некого. (39) Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и
неиспорченности.
(40)0н замолчал.
(По В.А. Соллогубу)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ШАБЛОН
(РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ)
1.Формулирование проблемы:
1. Проблема может быть сформулирована на основе введения проблемных вопросов. (смотри вопросный план). Достаточно 2-3 проблемных вопросов.
2. Проблема может быть введена с помощью следующих речевых формул:
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).... ставит вопрос (о чем?)....
Проблема, поставленная автором текста, сводится к следующему ...
В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме (чего?)....
В анализируем тексте автор рассматривает проблему (чего?)....
В тексте (кого?) в центре внимания находится проблема (чего?)...
В тексте (кто?) задается вопросом ...
2. Комментирование проблемы:
Речевые формулы:
Автор полагает, что...
Он убежден в том, что...
Кроме того, автор утверждает, что....
Наконец, автор делает вывод, состоящий в том, что...
Автор подчеркивает...
(Кто?) объясняет...
Автор напоминает...
Развивая данную мысль, автор упоминает, что ...
Затронутая автором проблема актуальна, поскольку ....
Данная проблема актуальна для ...
3. Формулирование авторской позиции:
Главная мысль текста состоит в том, что ....
Автор считает, что ...
Мысль ( позиция) автора состоит в том, что ...
Автор утверждает, что ...
По мысли автора ...
4. Выражение собственной позиции:
Я полностью согласен с высказанной автором точкой зрения о ...
Нельзя не согласиться с автором, который утверждает....
Автор, безусловно, прав, полагая, что...
Уважая авторский взгляд на..., я все-таки полагаю, что....
5. Аргументация вашего мнения по проблеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.