Урок
Урок
русского языка
русского языка
в 5 классе
в 5 классе
по теме :
по теме :
«Фразеологизмы»
«Фразеологизмы»
Пошис Л.В.
Пошис Л.В.
2016 г.
2016 г.
Терминологический
Терминологический
диктант
диктант
Ответы
Ответы
Лексикология
1.1. Лексикология
Многозначные слова
2.2. Многозначные слова
Синонимы
3.3. Синонимы
Антонимы
4.4. Антонимы
Омонимы
5.5. Омонимы
Паронимы
6.6. Паронимы
Мое наставление :
Мое наставление :
Зарубите себе на носу:
Сегодня вам придётся
работать засучив
рукава.
В случае временной
неудачи не падайте
духом, а возьмите
себя в руки и заново
принимайтесь за дело.
Ручаюсь: в конечном
счёте вас ждёт успех!
Запишите, пользуясь шифром, слово, которое
кроется под следующими номерами,
и вы узнаете тему нашего урока
11
55
11
11
11
33
11 22 33 44 55 66 77 88 99 11
00
11
88
ее уу кк тт рр фф аа оо яя мм дд лл зз гг ыы ээ бб ии
11
22
11
44
11
66
11
77
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15
Тема урока
Тема урока
ФРАЗЕОЛОГИЗМ,
ФРАЗЕОЛОГИЗМ,
или
или
Фразеологический оборот
Фразеологический оборот
Задание №3 ОГЭ, №24 ЕГЭ!!!
Формирование навыка целеполагания
Формирование навыка целеполагания
Слова –помощники:
Слова –помощники:
Повторим
Узнаем
Оценим
Что нарисовано на картинках?
Что нарисовано на картинках?
Записать определение фразеологизмов
в тетрадь
Устойчивые неделимые
сочетания, в которых нельзя
заменить слова без
изменения смысла,
называются
фразеологизмами
Как рождаются фразеологизмы
Живутпоживают слова, ими постоянно
пользуются люди в своей речи. В какой
то момент слова сливаются в неделимые
сочетанияфразеологизмы.
Как отличить фразеологизмы от слов
Как отличить фразеологизмы от слов
и свободных словосочетаний?
и свободных словосочетаний?
Фразеологизмы:
Фразеологизмы:
Переносное значение;
Переносное значение;
В их составе слова нельзя
В их составе слова нельзя
изменять по своему
изменять по своему
желанию;
желанию;
Смысл имеет все
Смысл имеет все
выражение в целом;
выражение в целом;
Не создаются в речи, а
Не создаются в речи, а
используются готовыми,
используются готовыми,
требуют запоминания.
требуют запоминания.
Словосочетание:
Словосочетание:
Прямое значение слов;
Прямое значение слов;
Любое из слов можно
Любое из слов можно
заменить другим;
заменить другим;
Слова сохраняют свою
Слова сохраняют свою
самостоятельность;
самостоятельность;
Создаются в процессе
Создаются в процессе
речи, не требуют
речи, не требуют
запоминания.
запоминания.
Фразеологический практикум
Фразеологический практикум
В каких предложениях употреблены
В каких предложениях употреблены
фразеологизмы, а в каких эти же сочетания слов
фразеологизмы, а в каких эти же сочетания слов
являются свободными? Ответ дайте в цифровом
являются свободными? Ответ дайте в цифровом
виде.
виде.
Засучив рукава, женщина полоскала белье в мерзлой воде.
1)1) Засучив рукава, женщина полоскала белье в мерзлой воде.
Все мы работали засучив рукава.
2)2) Все мы работали засучив рукава.
Кот схватил кусок рыбы, и его как ветром сдуло из комнаты.
3)3) Кот схватил кусок рыбы, и его как ветром сдуло из комнаты.
Ветром сдуло снег с крыши.
4)4) Ветром сдуло снег с крыши.
Я хотел было рассказать о том, что случилось, но зашел Мишка, и я
5)5) Я хотел было рассказать о том, что случилось, но зашел Мишка, и я
прикусил язык.
прикусил язык.
Он с такой жадностью жевал хлеб, что даже прикусил язык.
6)6) Он с такой жадностью жевал хлеб, что даже прикусил язык.
«Ты будешь старостой класса – моей правой рукой», сказал
7)7) «Ты будешь старостой класса – моей правой рукой», сказал
учитель.
учитель.
«Он не может писать: него сломана правая рука.
8)8) «Он не может писать: него сломана правая рука.
Ответы
Ответы
Предложения с
Предложения с
фразеологизмами:
фразеологизмами:
2, 3, 5, 7
2, 3, 5, 7
Предложения со
Предложения со
свободными
свободными
сочетаниями слов:
сочетаниями слов:
1,4, 6, 8
1,4, 6, 8
«Найди соответствие»
«Найди соответствие»
Подберите верное значение следующих фразеологических оборотов.
Подберите верное значение следующих фразеологических оборотов.
1. Без году неделя
2. Во весь дух
3. Белыми нитками шито
4. Беречь как зеницу ока
5. Делать большие глаза
6. Жребий брошен
7. Заговаривать зубы
8. Заколдованный круг
9. Капля в море
10. Махнуть рукой
11. Вдоль и поперёк
1. тщательно, заботливо.
2. очень удивляться, недоумевать.
3. во всех направлениях, повсюду.
4. недавно, в течение короткого срока.
5. очень быстро, с большой скоростью.
6. отвлекать внимание.
7. безвыходное положение.
8. принято окончательное решение.
9. перестать обращать внимание.
10. очень малое количество.
11. неловко, неумело.
Ответы
Ответы
7 – 6
7 – 6
8 – 7
8 – 7
9 – 10
9 – 10
10 – 9
10 – 9
11 – 3
11 – 3
1 41 4
2 – 5
2 – 5
3 – 11
3 – 11
4 – 1
4 – 1
5 – 2
5 – 2
6 – 8
6 – 8
Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении
Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении
человека с животными, пользуясь картинкойподсказкой
человека с животными, пользуясь картинкойподсказкой
Хитер как...
Хитер как...
Белая…
Белая…
Труслив как...
Труслив как...
… … лапчатый
лапчатый
Изворотлив как...
Изворотлив как...
Надут как...
Надут как...
Нем как...
Нем как...
Упрям как...
Упрям как...
Голоден как...
Голоден как...
Оцени свою работу на уроке
Оцени свою работу на уроке
В поте лица
Рука об руку
Ни шатко ни валко
Не покладая рук
Рефлексия
Рефлексия
Своей работой на уроке я…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
Урок для меня показался…
За урок я…
За урок я…
Мое настроение…
Мое настроение…
Материал урока мне был…
Материал урока мне был…
У меня получилось…
У меня получилось…
Жаль, что…
Жаль, что…
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Подготовить проект по группам.
Подготовить проект по группам.
План проекта..
План проекта
Значение фразеологизма.
1.1. Значение фразеологизма.
Его происхождение.
2.2. Его происхождение.
Использование в речи.
3.3. Использование в речи.
Рисунок.
4.4. Рисунок.
Надеюсь, что все
Надеюсь, что все
чувствовали себя
чувствовали себя
на уроке удобно,
на уроке удобно,
были в своей
были в своей
тарелке и коечто
тарелке и коечто
зарубили себе на
зарубили себе на
носу.
носу.
А я на седьмом небе
А я на седьмом небе
от общения с
от общения с
вами!!!
вами!!!