Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».
Оценка 4.6

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
25.02.2018
Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».
Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять придаточные предложения образа действия, меры и степени и сравнения от других придаточных. Тип урока: урок открытия новых знаний. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Знать: знать группы СПП по значению и строению, виды придаточных; Уметь: ориентироваться в тексте; определять виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями; выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания; использовать СПП в устной и письменной речи. Метапредметные: развитие навыков монологической речи, парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
урок 9 А класс.docx
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения». Технологическая карта урока по русскому языку в 9 А классе Цель: совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять придаточные предложения образа действия, меры и степени и сравнения от других придаточных.  Тип урока: урок открытия новых знаний.  Планируемые образовательные результаты: Предметные: Знать: знать   группы   СПП   по   значению   и   строению,   виды   придаточных;  Уметь: ориентироваться   в тексте;   определять   виды   придаточных   предложений   по   характеру   смысловой   связи   между   частями;   выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания; использовать СПП в устной и письменной речи.  Метапредметные:    развитие   навыков   монологической   речи,   парной   и   групповой   работы,   развитие   навыков   и способностей   критического   мышления   (навыков   сопоставления,   формулирования   и   проверки   гипотез,   умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию.  Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. № Этапы работы 1 Мотивирование к деятельности ХОД УРОКА: Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого­то с утра хорошее настроение, у кого­то, может быть,   немного   грустное.   Поэтому   давайте   улыбнёмся   друг   другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.  ­  Открываем тетради, записываем число.  2 Актуализация знаний  ­ Какие предложения называются сложноподчиненными?  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. (Предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами). ­   Назовите   виды   придаточных   обстоятельственных   (можно использовать нашу схему).  ­ Как можно определить вид придаточного?  (По вопросу, по союзу или союзному слову, по синтаксической функции указательных слов). Вывод учителя: на сегодняшний момент вы должны знать придаточные определительные,   изъяснительные   и   часть   обстоятельственных предложений.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Задания:   Списать   предложения   по   вариантам.   Расставить   знаки препинания.   Определить   вид   придаточного   предложения,   назвав   Деятельность учащихся Слушают учителя, участвуют   в   диалоге   с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.  Отвечают   на   вопросы. Строят   понятные   для партнера   высказывания. Обдумывают   ответы   на вопросы   и   осознают,   что знаний   недостаточно   для полных ответов. средство связи частей. Начертить схемы предложений.  1. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык. 2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 1 вариант 2 вариант 1.  Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. ТЕСТОВАЯ РАБОТА: 1.   Укажите   сложноподчинённые   предложения   с   придаточным условным. а)  Ехать   по   дороге,   пересечённой   причудливыми   сверкающими сугробами, трудно и было бы совсем невозможно, если бы не женщины­ крестьянки, быстро орудующие лопатами. б) Так что ж, друзья, коль наш черёд, — Да будет сталь крепка! в) Раз начался морозобой в лесу, это значит уже градусов под сорок. г) Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее, чтобы будущее обратилось в настоящее. Ответ: а, б, в. 2.   В   каких   сложноподчинённых   предложениях   есть   придаточное уступительное? а)  Если ты умеешь различать голоса птиц, прислушайся как­нибудь к пению скворца. б) Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. в)  Несмотря на то что путь лежал направо, Хаджи­Мурат повернул в противоположную сторону. г) Несмотря на усталость, пассажиры не уходили с верхней палубы. Ответ: б, в. 3.   В   каких   сложноподчинённых   предложениях   есть   придаточное цели? а)  Маленькая,   сухонькая   старушка,   подпираясь   клюкою,   неспешно вышла   на   луг,   чтобы   насладиться   утром   свежим,   пахнущим разнотравьем. б) Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги, посвящённые народам мира. в)  Нужно иметь привычку, любовь к охотничьим скитаниям и лесным ночлегам, чтобы выдержать тяжёлое испытание. г)  Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни. 3 Создание проблемной ситуации Ответ: а, в. ­   Мы   уже   познакомились   с   тремя   группами   придаточных обстоятельственных. Первая группа – придаточные времени и места.  Вторая – причины, цели, следствия, условия, уступки.  И третья группа – образа действия, меры и степени и сравнения.  ­ обстоятельственных. ­ Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? ­ Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня  «Сложноподчинённые предложения с придаточными  образа действия, меры и степени и   Нас   сегодня   интересует   третья   группа   придаточных   Формулируют цель учебной   деятельности   в диалоге   с   учителем. Отвечают   на   вопросы, выполняют задание. сравнения». (Запись в тетрадь темы урока) Они   широко   используются   в   разговорном,   публицистическом   и художественном   стилях,   т.   к.   отличаются   большей   экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. – Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы  должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.   Можно использовать плакат со следующим текстом: Цели урока:        учиться находить …; узнать способы связи …; закрепить умения ставить ...; учиться правильно употреблять …. ­ Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных. Для этого проведем небольшое исследование. 1. Сравним три предложения: А) «Я так рад, что готов прыгать от счастья»! Б) «Я рад настолько, насколько может радоваться человек» В) «Я рад, как бывает рад человек, увидевший колодец в пустыне». 2. Поставим вопрос от главной части к придаточной. А) как? То есть, как именно? (Придаточное образа действия) Б) «Насколько ты рад?» (Придаточное меры и степени) В)  Наконец, мы можем попросить собеседника с чем­нибудь сравнить свои чувства или свои действия. (Придаточное сравнительное) ­ С помощью третьей группы придаточных, мы можем  уточнить информацию, рассказать о том, как именно происходило действие. РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Виктор старался водить машину (как?), так чтобы не нарушать  правила. 2. Он собрал прибор так (как?), как было написано в инструкции. 3. Виталий хотел ответить так (как?), чтобы ему не было стыдно. ­ На какие вопросы отвечают придаточные? (Эти придаточные отвечают на вопросы, которые мы задаем себе, когда   видим   нечто   удивительное   или   непонятное: как?   каким образом?) ­ Что раскрывают данные придаточные? (Придаточные   образа   действия раскрывают   способ   совершения того действия, о котором говорится в главном предложении). ­ К какой части относятся данные придаточные? (Придаточные   образа   действия   относятся   к   словосочетанию,   в которое   входит   указательное   слово. Если   мы   поясняем   какое­то действие, то словосочетание также может включать глагол). РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.   Эта   шутка   была до   того   смешной (насколько?), что   все 1. Кошка ступает настолько тихо (насколько?), что услышать ее шаги почти невозможно. 2. расхохотались. 3.   Спортсмен   прыгнул так   высоко (насколько?), что   сразу   побил мировой рекорд. ­ На какие вопросы отвечают придаточные? (Насколько?) ­ Что обозначают данные придаточные? (Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, о котором говорится в главном предложении). ­  К какой части относятся данные придаточные? (Придаточные меры и степени, как и придаточные образа действия, относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово). РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми. 2. С громким звуком, как будто что­то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен? 3. Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду. ­ На какие вопросы отвечают придаточные? (Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?) ­ Что обозначают данные придаточные? (Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака). ­  К какой части относятся данные придаточные? (Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению). Рекомендации   учителю:  научите   девятиклассников   различать сложноподчинённые   предложения   с   придаточными   сравнительными   и простые предложения со сравнительными оборотами.  Сравнительное   придаточное   предложение  поясняет   обозначенное   в главном   действие,   состояние,   предмет,   признак   через   сравнение   с другими действиями, предметами, признаками. Сравнительный   оборот  —   член   простого   предложения   —   имеет значение   приблизительного   сходства,   В предложении   сравнительный   оборот   чаще   всего   является обстоятельством образа действия. Целесообразно повторить постановку запятой перед союзом  как. Для этого предлагается таблица, в которой представлены самые типичные случаи.   образного   сравнения. ТАБЛИЦА В ПРИЛОЖЕНИИ. 4 Открытие нового знания ЗАДАНИЕ №1. КОНСТУИРОВАНИЕ. На доске записаны устойчивые обороты:  как мыльный пузырь, как неприкаянный, как зеницу ока, как вкопанный, как убитый, как стрела, как подкошенный, как губка, как пёрышко, как туча, как две капли воды. Задание: составьте предложения, используя устойчивые обороты. Задание творческого характера. а) Допишите предложения, используя придаточные сравнительные или сравнительные обороты. 1) Звёзды в небе мерцают, как ... 2) Снег блестит и сверкает на солнце, словно ... 3) Оделась ёлка в снежную шубу, будто ... 4) Вокруг было так тихо, как будто ... б)   Составьте   сложноподчинённые   предложения   (сопоставляя предметы и явления), используя союз чем..., тем. Ночь — звёзды.  Ангара — Волга.  Буран — опасность заблудиться.  Тренировка — результат. Отвечают на вопросы, под руководством   педагога составляют   план   работы над   заданиями.   Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения. ЗАДАНИЕ №2.  ГРАММАТИКО ­ СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1) Опавшие листья лежат разноцветным ковром. 2) Он шёл осторожно, по­звериному. 3) Он жаждал свободы подобно птице, сидящей в клетке. Задание:  замените   второстепенные   члены   предложения придаточными   сравнительными   и   сравнительными   оборотами, укажите их стилистическую функцию. ЗАДАНИЕ№ 3. УПРАЖНЕНИЕ № 157. первая группа записывает текст из первой части; вторая группа записывает текст из второй части; третья группа записывает текст из третьей части. ЗАДАНИЕ № 4.  СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Задание: учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных. 1)  В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет.  2) Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось.  3) Многие русские слова сами по себе излучают таинственный блеск.  4) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.  5)  Крутясь,  плывут  они [вьюнки] вместе  с  водой,  как  недавно  плыли льдины.  6) Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч.  7) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.  8)  Левитан   стремился   писать   так,   чтобы   был   ощутим   воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.  ЗАДАНИЕ №5. Работа с текстом. ЗАДАНИЕ:   Прочитайте   текст,   укажите   его   тип,   аргументируйте ответ; расставьте знаки препинания. Берег   бухты   где   мы   остановились   на   ночевку   состоял   из   мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось о каменный вал.   Шум   от   набегавших   и   удалявшихся   волн   несших   передвигавших камни был так силен что не раз будил меня в течение ночи. Проснувшись и взглянув на часы я увидел что уже половина седьмого. Ни один из моих людей еще не встал. Чтобы не задерживаться и быстрее отправиться в путь я решил поднять их всех сразу и выстрелил из двустволки. Они быстро   вскочили   а   затем   крича   стали   уверять   меня   будто   совсем оглохли. Я сказал чтобы они не волновались и попросил скорее развести огонь   и   готовить   завтрак.   Мой   выстрел   привлек   жителей   деревни которые прибежали осведомиться что бы все это значило. Выяснив в чем дело   они   мирно   возвратились   обратно   я   же   позавтракав   отправился осматривать   окрестности   чтобы   выбрать   более   удобный   путь   для продолжения нашего путешествия. (По Н. Н. Миклухо­Маклаю) — Какие виды придаточных предложений встречаются в тексте? ИТОГ: ­ С какими предложениями познакомились на уроке?  ­   На   какие   вопросы   отвечают   придаточные   предложения   образа действия и степени? ­   Какими   способами   эти   типы   предложений   прикрепляют   к главному предложению? ­   В   каких   стилях   речи   чаще   всего   используют   эти   придаточные предложения? ­ Что нового узнали на уроке? ­ Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? ­ Как вы их преодолевали? ­ Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?   §27 ,  а) упражнение 165 (для слабых учащихся),  5 6 Рефлексия Домашнее задание Определяют свое эмоциональное   состояние на уроке.   Открывают записывают     дневники, домашнее б)  творческое задание для более подготовленных учащихся: подобрать образные   сравнения   для  летнего   луга,  первых   лучей   солнца,   шума морских волн, поля поспевающей пшеницы, цветущих вишен. задание.

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».

Технологическая карта урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018