Технологическая карта урока: Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: научить писать сочинение по данному началу (на основе картины). Тип урока: урок развития речи. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст-описание. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.
Иконка файла материала урок 9 А класс.docx
Тема: Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина».  Технологическая карта урока по русскому языку в 9 А классе Цель: научить писать сочинение по данному началу (на основе картины). Тип урока: урок развития речи.  Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст­описание.  Метапредметные:  способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях,   задачах,   средствах   и   условиях   общения,   выбирать   адекватные   языковые   средства   для   успешного   решения коммуникативных  задач, способность использовать  родной язык как средство получения знаний по  другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию.  Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.№ Этапы работы 1 Мотивирование к деятельности 2 Актуализация знаний  ХОД УРОКА: Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог нашей школы. У кого­то с утра хорошее настроение, у кого­то, может быть,   немного   грустное.   Поэтому   давайте   улыбнёмся   друг   другу, пожелаем друг другу открыть новые знания.  ­  Открываем тетради, записываем число.  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.   Чем   отличаются   сложноподчиненные   предложения   от ­ Чем отличается сложное предложение от простого предложения? ­ На какие виды делятся сложные предложения? ­ сложносочиненных? ­ Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны? ­   Что   собой   представляют   сложноподчиненные   предложения   с придаточными определительными? ­   Что   собой   представляют   сложноподчиненные   предложения   с придаточными изъяснительными? 3 Создание проблемной ситуации ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА По всей стране от края и до края Нет города такого, нет села, Куда бы не пришла Победа в мае Великого девятого числа.   Деятельность учащихся Слушают учителя, участвуют   в   диалоге   с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.  Отвечают   на   вопросы. Строят   понятные   для партнера   высказывания. Обдумывают   ответы   на вопросы   и   осознают,   что знаний   недостаточно   для полных ответов.   Формулируют цель учебной   деятельности   в диалоге   с   учителем. Отвечают   на   вопросы, выполняют задание.Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты, В вашу честь на земле обелиски до неба стоят, Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто! Отгремела война, свой кровавый собрав урожай. Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито. Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам. Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!                                                                                              Михаил Ножкин Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа. ­ О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина? ­ Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком? ­ Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну. ­ Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? ­ Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня: «Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина» (Запись в тетрадь темы урока) – Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы  должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.   Цели урока:        1….. 2….. 3….. 4 Открытие БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.П. ФЕЛЬДМАНА «РОДИНА» Отвечают на вопросы, поднового знания ­   Посмотрите   внимательно   на   картину. Какой   эпизод   изобразил здесь художник? ­ Кто изображён на картине?  (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу руководством   педагога составляют   план   работы над   заданиями.   Приводят примеры. Делают выводы, выполняют упражнения.  после войны). ­ Почему  автор выбирает  из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (Слово, более близкое и понятное каждому человеку). ­ Что представляет из себя его Родина?  (Средняя полоса России, обыкновенная деревня). ­ Какое время года?  (Осень. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, листья с деревьев опали). ­ О чём это говорит?  (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало) ­ Почему вы решили, что он только вернулся?  (Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в ­ Где находится солдат? кармане пилотка). (На холме, в берёзовой роще, за которой  располагается деревня). ­ Что он видит?  (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное) ­ Почему он остановился? Что он чувствует?  (Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, егодуша отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение). ­ Ему спокойно на душе?   (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные ­ Какие краски подобрал художник? Почему?  дети). (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж невозможно, за всё это он проливал свою кровь). Образы – символы картины:   Давайте   рассмотрим   самые   главные   образы   этой ­ картины: дом, берёза, воин. ­ С чем ассоциировались эти образы в русской культуре?   Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома –   защита.   Дом   –   символ   единства   рода,   образное   воплощение неразрывной связи между предками и потомками. Берёза –   самый   любимый   русский   символ;   символ   света,   чистоты   и непорочности;   некоторые   историки   считают,   что   название   «берёза» связано со словом «оберегать». Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита. ­ Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными в картине под названием «родина».  (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, котороенуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек). Элемент рассказа в сочинении: ­ Сейчас мы с вами описали картину, всё, что мы видим на ней. Но наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не просто её описание. ­ Вспомните, что такое рассказ.  (Рассказ – это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни ­ Из каких частей состоит рассказ? героя) (Вступление, главная часть, заключение) ­ Главное в вашем рассказе – это содержание картины. Я предлагаю вам написать рассказ от первого лица по плану и по заданному началу.  План. 1.Вступление. Дорога домой. 2. Главная часть. На родине. а) время возвращения; б) за околицей; в) родное село. 3.Заключение. Мои планы на будущее. Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как там мой родимый край?.... РАБОТА С СОЧИНЕНИЕМ.ИТОГ:  ­ Сегодня на уроке мы смогли ещё раз задуматься над тем, что значит слово  «родина»   для   каждого   из   нас.   Я   надеюсь,   что   ваши   сочинения будут проникнуты чувством патриотизма, любви к своей Родине. ­ Что нового узнали на уроке? ­ Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? ­ Как вы их преодолевали? ­ Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?   §24−27(повторить), упражнение 158 5 6 Рефлексия Домашнее задание свое Определяют эмоциональное   состояние на уроке.   Открывают записывают задание.     дневники, домашнее