Цель: научить писать сочинение по данному началу (на основе картины).
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст-описание.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.
Тема: Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина».
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 А классе
Цель: научить писать сочинение по данному началу (на основе картины).
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания
изображенного на картине; создавать текстописание.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.№ Этапы работы
1 Мотивирование
к деятельности
2
Актуализация
знаний
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог
нашей школы. У когото с утра хорошее настроение, у когото, может
быть, немного грустное. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу,
пожелаем друг другу открыть новые знания.
Открываем тетради, записываем число.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Чем отличаются сложноподчиненные предложения от
Чем отличается сложное предложение от простого предложения?
На какие виды делятся сложные предложения?
сложносочиненных?
Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?
Что собой представляют сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными?
Что собой представляют сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными?
3
Создание
проблемной
ситуации
ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Деятельность учащихся
Слушают
учителя,
участвуют в диалоге с
учителем. Демонстрируют
готовность к уроку.
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для
партнера высказывания.
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
знаний недостаточно для
полных ответов.
Формулируют
цель
учебной деятельности в
диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы,
выполняют задание.Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!
Михаил Ножкин
Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа.
О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?
Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?
Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую
Отечественную войну.
Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на
уроке русского языка?
Да, вы правы. Тема нашего урока сегодня: «Сочинение по картине
Владимира Петровича Фельдмана «Родина»
(Запись в тетрадь темы урока)
– Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие
цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.
Цели урока:
1…..
2…..
3…..
4
Открытие
БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.П. ФЕЛЬДМАНА «РОДИНА»
Отвечают на вопросы, поднового знания
Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил
здесь художник?
Кто изображён на картине?
(Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень
прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу
руководством педагога
составляют план работы
над заданиями. Приводят
примеры. Делают выводы,
выполняют упражнения.
после войны).
Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово
«родина» для своей картины?
(Слово, более близкое и понятное каждому человеку).
Что представляет из себя его Родина?
(Средняя полоса России, обыкновенная деревня).
Какое время года?
(Осень. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля,
листья с деревьев опали).
О чём это говорит?
(Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало)
Почему вы решили, что он только вернулся?
(Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в
Где находится солдат?
кармане пилотка).
(На холме, в берёзовой роще, за которой располагается деревня).
Что он видит?
(ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо,
уже мирное)
Почему он остановился? Что он чувствует?
(Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, егодуша отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он
обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение).
Ему спокойно на душе?
(Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не
отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с
войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные
Какие краски подобрал художник? Почему?
дети).
(тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж
неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж
невозможно, за всё это он проливал свою кровь).
Образы – символы картины:
Давайте рассмотрим самые главные образы этой
картины: дом, берёза, воин.
С чем ассоциировались эти образы в русской культуре?
Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома
– защита. Дом – символ единства рода, образное воплощение
неразрывной связи между предками и потомками.
Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и
непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза»
связано со словом «оберегать».
Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита.
Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными
в картине под названием «родина».
(Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они
связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, котороенуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек).
Элемент рассказа в сочинении:
Сейчас мы с вами описали картину, всё, что мы видим на ней. Но
наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не
просто её описание.
Вспомните, что такое рассказ.
(Рассказ – это небольшое произведение повествовательного
характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни
Из каких частей состоит рассказ?
героя)
(Вступление, главная часть, заключение)
Главное в вашем рассказе – это содержание картины. Я предлагаю
вам написать рассказ от первого лица по плану и по заданному началу.
План.
1.Вступление. Дорога домой.
2. Главная часть. На родине.
а) время возвращения;
б) за околицей;
в) родное село.
3.Заключение. Мои планы на будущее.
Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили:
«Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал
и мой черёд.
И вот я еду... Думаю о том, как там мой родимый край?....
РАБОТА С СОЧИНЕНИЕМ.ИТОГ:
Сегодня на уроке мы смогли ещё раз задуматься над тем, что значит
слово «родина» для каждого из нас. Я надеюсь, что ваши сочинения
будут проникнуты чувством патриотизма, любви к своей Родине.
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
§24−27(повторить), упражнение 158
5
6
Рефлексия
Домашнее
задание
свое
Определяют
эмоциональное состояние
на уроке.
Открывают
записывают
задание.
дневники,
домашнее