Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой:
«СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ».
Цель: познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему, излагать одну из подтем текста в соответствии с заданием.
Метапредметные:
способность осознания целей учебной деятельности, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качества личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы обучения:
- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;
- метод монологического изложения;
- метод эвристической беседы (эвристический метод);
- метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
- работа с учебником;
- словарно-лексическая работа.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА:
№ |
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Мотивирование к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала. Вступительное слово: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! |
Демонстрируют готовность к уроку. Размещают учебные материалы на рабочем месте. Слушают учителя. Участвуют в диалоге с учителем. Включаются в учебную деятельность. |
2 |
Актуализация знаний |
- Вспомним, что такое изложение? (Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно). - Важно отметить, что сложность и особенность изложения в том, что это письменный пересказ. - Зачем нужно писать изложение? Ведь писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему же писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь? - О каких видах изложения вы уже знаете? (Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему. Главная задача - краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами. Подробное изложение. Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста). |
Отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении. |
3 |
Создание проблемной ситуации |
- Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию выборочного изложения. - Откройте тетради, запишите число и тему урока: Число – двадцать восьмое ноября. Тема: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой: «СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ». - Что значит выборочное изложение? (Выборочно пересказать текст – значит выбрать только те предложения, в которых содержится отдельная конкретная информация). - Как вы считаете, в чем будут заключаться его особенности? При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал. Алгоритм работы над выборочным изложением 1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой. 3. Определить главную мысль своего изложения. 4. Составить план (последовательность с исходным текстом может не совпадать). 5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения. 6. Написать черновик. 7. Переписать текст. |
Открывают тетради, записывают число и тему урока. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои гипотезы. |
4 |
Открытие нового знания |
1. Первое прочтение текста.
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ - Понравилась ли вам сказка? - Является ли данный отрывок текстом? - Назовите признаки текста. (Начало, основная часть, концовка, тема, основная мысль) - Какова тема текста? (Этот текст о любви к родной земле) - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (Основная мысль текста — обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык). - О ком рассказывается в данном тексте? (об Аркаше Пластове) - Кто такой Аркаша Пластов? (советский живописец, педагог, профессор) - Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников? - За что родители сердились на Аркашу? - В чем секрет художника А.А. Пластова? (Он понимал язык родной земли) - В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста? (...земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет). Деление текста на микротемы и составление плана. МИКРОТЕМА — наименьшая составная часть темы целого текста. 1. Редко рождаются такие люди. 2. С виду пацан как пацан. 3. Привет ветру. 4. Разговор с муравьями. 5. Вечерние беседы с закатом. 6. Земля живая, всё на ней свой голос имеет. ЗАПОМНИТЕ: в плане столько пунктов, сколько микротем. - Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение. Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка. Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то. - Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. - Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать. Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт. «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша. Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал. НАПИСАНИЕ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ. |
Слушают текст, отвечают на вопросы.
|
5 |
Включение |
– Итак, чему мы учились на уроке? – Молодцы, ребята! Сегодня все работали замечательно. Я благодарю вас за хорошую работу, мне очень понравилось у нас на уроке. |
Отвечают на вопросы. |
6 |
Рефлексия |
E Закончи предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
7 |
Домашнее задание |
|
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.