Технологическая карта урока: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой
Оценка 5

Технологическая карта урока: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
01.04.2017
Технологическая карта урока: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой
Цель: познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту. Тип урока: урок развития речи. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему, излагать одну из подтем текста в соответствии с заданием. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качества личности, его значения в процессе получения школьного образования. Методы обучения: - речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо; - метод монологического изложения; - метод эвристической беседы (эвристический метод); - метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); - работа с учебником; - словарно-лексическая работа. Форма обучения: фронтальная, индивидуальнаяТехнологическая карта урока: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой: «СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ».
технологическая карта старый пень 5 класс.docx

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

 

Тема: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой:

«СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ».

 

Цель: познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему, излагать одну из подтем текста в соответствии с заданием.

Метапредметные:

способность осознания целей учебной деятельности, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качества личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы обучения:

- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;

- метод монологического изложения;

- метод эвристической беседы (эвристический метод);

- метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

- работа с учебником;

- словарно-лексическая работа.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

Вступительное слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Демонстрируют готовность к уроку. Размещают учебные материалы на рабочем месте. Слушают учителя. Участвуют в диалоге с учителем. Включаются в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний

- Вспомним, что такое изложение?

(Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно).

- Важно отметить, что сложность и особенность изложения в том, что это письменный пересказ.

- Зачем нужно писать изложение? Ведь писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему же писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь?

- О каких видах изложения вы уже знаете?  

(Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему. Главная задача - краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами. Подробное изложение. Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста).

Отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении.

3

Создание проблемной ситуации

- Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию выборочного изложения.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: Число – двадцать восьмое ноября. Тема: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой: «СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА, ПОНИМАВШЕГО ЯЗЫК ЗЕМЛИ. АРКАДИЙ ПЛАСТОВ».

- Что значит выборочное изложение?  

(Выборочно пересказать текст – значит выбрать только те предложения, в которых содержится отдельная конкретная информация).

- Как вы считаете, в чем будут заключаться его особенности?

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

Алгоритм работы над выборочным изложением

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой.

3. Определить главную мысль своего изложения.

4. Составить план (последовательность с исходным текстом может не совпадать).

5. Подобрать слова, обороты и предложения для связи смысловых частей изложения.

6. Написать черновик.

7. Переписать текст.

Открывают тетради, записывают число и тему урока. Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои гипотезы.  

4

Открытие нового знания

1. Первое прочтение текста.

 

 

 

 

 

 

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ

- Понравилась ли вам сказка?

- Является ли данный отрывок текстом?

- Назовите признаки текста.

(Начало, основная часть, концовка, тема, основная мысль)

- Какова тема текста?

(Этот текст о любви к родной земле)

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

(Основная мысль текста — обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык).

- О ком рассказывается в данном тексте?

(об Аркаше Пластове)

- Кто такой Аркаша Пластов?

(советский живописец, педагог, профессор)

-  Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

- За что родители сердились на Аркашу?

-  В чем секрет художника А.А. Пластова?

(Он понимал язык родной земли)

-  В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста?

(...земля на  самом деле живая и всё в ней свой голос имеет).

Деление текста на микротемы и составление плана.

МИКРОТЕМА — наименьшая составная часть темы целого текста.

1. Редко рождаются такие люди.

2. С виду пацан как пацан.

3. Привет ветру.

4. Разговор с муравьями.

5. Вечерние беседы с закатом.

6. Земля живая, всё на ней свой голос имеет.

ЗАПОМНИТЕ:

в плане столько пунктов, сколько микротем.

- Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

      Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

     С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

     Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит что-то.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша.

     Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос.

- Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

     Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

      «Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

      Думал Аркаша, думал, но так и ничего не придумал.

НАПИСАНИЕ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Слушают текст, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Включение
в систему знаний и повторение

– Итак, чему мы учились на уроке?

– Молодцы, ребята! Сегодня все работали замечательно. Я благодарю вас за хорошую работу, мне очень понравилось у нас на уроке.

Отвечают на вопросы.

6

Рефлексия

E Закончи предложения:

         Сегодня я узнал…

         Было интересно…

         Было трудно…

         Я выполнял задания…

         Я понял, что…

         Теперь я могу…

         Я почувствовал, что…

         Я приобрёл…

         Я научился…

         У меня получилось…

         Я смог…

         Я попробую…

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

7

Домашнее задание

 

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

 


 

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

ХОД УРОКА: № Этапы работы

ХОД УРОКА: № Этапы работы

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию выборочного изложения

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию выборочного изложения

Открытие нового знания 1. Первое прочтение текста

Открытие нового знания 1. Первое прочтение текста

Какова тема текста? (Этот текст о любви к родной земле) -

Какова тема текста? (Этот текст о любви к родной земле) -

С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый

С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосы, озорной, смешливый, храбрый

У меня получилось…

У меня получилось…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017