Технологическая карта внеклассного мероприятия «ДОБРО и ЗЛО» (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
дефектология
4 кл
14.10.2018
В школьном возрасте берут свое начало практически все нравственные качества: и гуманность, и трудолюбие, и умение жить в коллективе, отзывчивость и взаимопомощь, и чувство собственного достоинства и др. Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается всю жизнь. Но в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственной культуры человека.
Ребенок, пока растет и в постоянно изменяющихся и порой противоречивых ситуациях должен иметь ясные, четкие оценочные нравственные ориентиры, которые помогут ему понять: правильно-неправильно, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо, то есть, что это- нравственное или безнравственное. Для ребенка наиболее общими понятиями служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются понятия добра и зла. Дети чутки к различению добра и зла, для них это не нравственная категория, а внутренние переживания правильного, справедливого устройства в окружающем мире. Без осознания ребенком, что есть добро и зло, невозможно постижение других нравственных понятий.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими нравственное сознание человека. Они связаны с оценкой поступков и деятельности человека. Добро является главным критерием всего положительного: нежность, милосердие, справедливость, бескорыстие, честность, мудрость, благожелательность, благородство, вежливость, верность, духовность, скромность, совесть, честь, радость, смех, свобода, надежда, благополучие, жалость, спокойствие, уверенность, удача, энергия, любовь, мир, дружба, ласка, забота, уважение, сочувствие, доверие, прощение. кроме того, добро само выступает мотивом, определяющим деятельность человека. Зло, наоборот, выражает совокупность всех негативных явлений, которые подлежат осуждению: обман, подлость, жестокость, жадность, грубость, наглость, корысть, подлость, скупость, вредность, глупость, подхалимство, безразличие, эгоизм, злословие, коварство, нетерпимость, самодурство, сарказм, упрямство, чёрствость. страх, злость, горе, одиночество, бездействие, неприязнь, непонимание, отвращение, опустошение, проклятие, ненависть, зависть, предательство, насилие, убийство, ложь, измена, агрессия, беспредел, терроризм, брань, вражда.
Поэтому, появилось стремление сформировать у ребенка представления о добре- как о объединяющем понятии всех положительных проявлениях, как о оценочном понятии. которым, дети будут оценивать поступки, действия свои и окружающих людей, и на основании этого будет формироваться желание поступать в соответствии с нравственными ценностями. Для этого были разработаны занятия, игры, подобраны для чтения и обсуждения произведения художественной литературы, для заучивания наизусть -стихи о добре, для практического проявления нравственных качеств- проблемные ситуации которые вызывают желание проявлять добросердечие.
Особенно значимым методом является знакомство с литературными произведениями, в которых показывается противоборство добро и зла, положительных и отрицательных персонажей. Сопереживая за перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным и антипатией к отрицательным действующим лицам. Отношение к персонажам переносится на отношение к совершаемым ими поступкам. В сказке Катаева «Цветик -Семицветик» - показано, что только совершение добрых дел делает человека счастливым, что способствует появлению желания у детей делать добрые дела, в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», показан сложный мир добра и зла, в сказке «Добрый поросенок» рассказывается о том, что хорошее отношение и добрые, ласковые слова делают злого человека добрее.
dobro_i_zlo.doc
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школаинтернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара Самарской области»
городской округ Самара, Самарской области
Технологическая карта внеклассного мероприятия
«ДОБРО и ЗЛО»
Выполнила:
учитель начальных классов
первой категории
Васильева Анастасия Анатольевна
Самара
2018 г Технологическая карта урока
Педагог: Васильева Анастасия Анатольевна
Класс: 4 В
Тема внеклассного занятия: Добро и зло.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи занятия:
1.Образовательные:
Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного
опыта
2.Развивающие:
Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к
предмету;
3.Воспитательные:
Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.
Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
Метапредметные:
Познавательные. Овладение умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий,
устанавливать причинноследственные связи.
Регулятивные. Способность выделять и осознавать учащимися то, что усвоено на уроке (новые понятия), уметь ими пользоваться.
Коммуникативные. Формулировать высказывание; сотрудничать с товарищами при выполнении работы в паре и группе, участвовать в
коллективном обсуждении учебной проблемы, отстаивать свою точку зрения; умение адекватно использовать речевые средства для представления
результата.
Личностные: Формирование правильного представления доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим,
стремление совершать добрые поступки.
Технологии: Технология сотрудничества
ИКТ
Здоровьесберегающие
Игровые
Методы обучения:
по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебной деятельности учащихся; по источнику знаний: словесные, практические.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, экран, листы с изображением на каждого учащегося, цветные карандаши и ручки
у учащихся.
План урока:
1. Понятие о «добре» и «зле».
2. Работа с пословицами. Индивидуальная работа.
3. Игра «Доскажи словечко». Фронтальная работа.
4. Поступки. Обсуждение ситуаций. Групповая работа.
5. Групповая (парная) работа.
6. Проверь себя. Тест.
7. Рефлексия №
п/п
1.
2.
Этапы
урока/Время
Организационный
(1 мин)
Постановка
учебной задачи (3
мин)
3.
Актуализация
знаний (15 мин)
Деятельность учителя
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
Прочитайте эпиграфы (слайд 1)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Давайте определим задачи занятия. Что мы должны сегодня узнать,
чему научиться? Для чего?
Сегодня на занятии будем говорить об основных этических понятиях
– добро и зло. (слайд 2)
(Слайд 3)
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над
этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добра со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности,
неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой
личности. Как существует добро, так и есть зло, которое всегда желает
помешать добру, уничтожить его.
Понятны ли вам слова «добро» и «зло»? Каких людей вы называете
добрыми, а каких – злыми?
Видите, как поразному мы представляем себе это понятие.
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому
словарю. (Слайд 4)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро – нечто
положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый
поступок», а «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к
людям, стремление делать добро другим»
И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный,
добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный,
добросовестный.
Деятельность
учащихся
Парами берутся за
руки
Доска и
оборудование
ПК
Дети читают
эпиграфы
Формулируют тему
и цели занятия
Слушают
ПК
Отвечают
Читают и слушают
ПК
Технологическая карта внеклассного мероприятия «ДОБРО и ЗЛО» (4 класс)
Технологическая карта внеклассного мероприятия «ДОБРО и ЗЛО» (4 класс)
Технологическая карта внеклассного мероприятия «ДОБРО и ЗЛО» (4 класс)
Технологическая карта внеклассного мероприятия «ДОБРО и ЗЛО» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.