Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе
Оценка 4.9

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология
4 кл
27.03.2017
Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: - он должен бы ть ориентирован на психофизические возможности учащихся; - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль; - задача учителя заключается в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта. Учитель должен помочь школьникам: получить различные материалы, информацию, инструменты, обсудить способы преодоления трудностей, контролировать различные этапы работы, научить оформлять результаты деятельности, дать краткий анализ проекта.
Метод проектов. Конспект урока по предмету Мир природы и человека.doc
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»            Урок по предмету:  «Развитие  устной  речи на  основе  изучения предметов и  явлений  окружающей  действительности» с элементами деятельности по методу проектов. 4 класс. Тема: «Признаки начала  весны»                                    Учитель: Портянская С. Н.  2013 уч.год Актуальность темы Тема урока «Признаки начала весны»  соответствует программе 4 класса специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно­тематическому  планированию. Тип урока­проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации о признаках  весны с целью анализа, обобщения и представления.   Что такое весна? Наступила ли весна – не по календарю, а в природе. Какие мы видим весенние признаки? Это время бурного таяния   снегов. Температура воздуха в течение месяца медленно, но постоянно поднимается от отрицательных отметок до 0 градусов. А днём ртутный столбик переваливает за нуль ещё вначале  второй декады. Ещё в полях по­ зимнему лежит снег… Хотя снегопады продолжаются часто, снег становится тяжёлым, падают   большие   мокрые   хлопья.   Около   домов   и   деревьев   снег   проседает,   становится грязным, серым. А воздух дышит весной.   Яркое синее небо  освещается ярким весенним солнцем, которое встаёт всё раньше и заходит всё позже. Появляются проталины, почва обнажается местами, но пока ещё холодно и лежит снег. В своём проекте мы решили проверить, наступила ли весна – не по календарю, а в природе.  А что говорят о весне народные приметы? Что мы знаем об этом?  Какие можем сделать  выводы  из того, что наблюдаем, сравниваем, обобщаем? Примечание:   Метод проектов  в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет свои   особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: ­ он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся; ­ деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль; ­ задача учителя заключается в создании психолого­педагогических ситуаций во время  учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.      Учитель должен помочь школьникам: получить различные материалы, информацию,  инструменты, обсудить способы преодоления трудностей,  контролировать различные  этапы работы,  научить оформлять результаты деятельности, дать краткий анализ проекта. Определение предмета исследования       Выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности ­  с определения предмета исследования. Мы решили разделиться на группы. 1 группа «Аналитики и наблюдатели»  – ежедневно наблюдали  и составляли календарь  погоды в марте, сравнивали с календарём погоды в феврале, обобщали полученные  сведения и делали выводы. 2 группа «Искатели» – наблюдали за погодой, за весенними признаками (цвет неба, высота  солнца, температура воздуха, оттепель, капель)  и собирали материал по темам: «Погода в  марте», «Народные приметы». Ребята обратились за помощью к библиотекарю школы  В.С.Соколовой с просьбой подобрать пословицы и поговорки о весне. Маршрутный лист. 1. «Небо» ­ наблюдение за высотой, цветом неба, формой и скоростью движения облаков,  яркостью солнца. 2. «Вода» ­ возле пруда, озера или речки понаблюдать за цветом воды, ледоход (со  взрослыми), описать своё наблюдение. 3. «Деревья» ­ наблюдение за деревьями около школы весной (описать). 4. «Разведка прекрасного  и удивительного»­ открыть для себя как можно больше  прекрасного и удивительного: составить рассказ о весне.  5. «Нужна ли помощь природе». 3 группа «Художники» ­ творческое направление проектной деятельности. Учащиеся в  рисунках запечатлели наблюдаемые изменения природы весной (крыша дома с капающими  сосульками, проталины на земле, яркое солнце).        Действия в группе: 1. Обсуждение задания (коллективно). 2. Выполнение практического задания. 3. Формулирование выводов. 4. Применение результатов. 5. Творчество. Примечание:       Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную и групповую деятельность. Ребёнку с ОВЗ очень важно   научиться   общению.   Способность   выразить   свои   желания,   нужды,   попросить   о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир.   Эта   способность   будет   тем   средством,   с   помощью   которого   он   сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Формулировка проблемы На этом этапе проектной деятельности очень важным является планирование: анализ  проблемы, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий  для творческих групп. Учащиеся вырабатывают с помощью учителя план действий (собрать информацию),  осуществляют выполнение конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает  литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Главный вопрос исследований: ­ Какие изменения происходят в природе с наступлением весны? Учащимся первой группы предстоит ответить на вопросы по плану:  1. Сколько было солнечных дней в месяце? 2. Сколько облачных дней? 3. Сколько пасмурных дней? 4. Какие выпадали осадки? 5. Сколько было дней с разными осадками? 6. Сравните с погодой в феврале. 7. Вывод. Учашиеся второй группы работают по маршрутному листу.  Проблемные вопросы: 1. Подумать  самостоятельно.  ­ Что  знаем об этом?  ­  Какие можем сделать выводы из того, что уже известно о предмете исследования? 2. Посмотреть книги о том, что исследуем. 3. Спросить у взрослых людей. 4. Познакомиться с кино – и телефильмами по теме своего исследования. 5. Обратиться к компьютеру ( Интернет). 6. Понаблюдать: за облаками, солнцем, водой, деревьями. 7. Произвести разведку прекрасного и удивительного. 8. Сделать выводы. Примечание:  Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся с ОВЗ,  повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей,  самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных  проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни. Выдвижение гипотезы       Для детей с нарушением интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект  очень сложен. Метод проектов  в специальной коррекционной школе имеет свои  специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации: этап  выдвижения гипотезы, проектирование предположительного результата выполняется  учителем с посильной помощью детей.  Наиболее трудными для школьников оказываются задания, выполнение которых  основывается на словесно­логическом мышлении. Они часто не понимают даже несложные  тексты, содержащие временные, причинные и другие зависимости. Дети с недоразвитием  интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части,  изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых  взаимоотношений между фактами, явлениями, событиями. Характеризуя мышление  умственно отсталых детей, следует отметить стереотипность, тугоподвижность этого  процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому самостоятельное или частично  самостоятельное  выдвижение гипотез у детей с недоразвитием интеллекта затруднено и  часто приводит к ошибочному выполнению заданий, а у учащихся начальных классов часто  невозможно. Выбор методов исследования ­ по источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные, наглядные; ­в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся: репродуктивный,       исследовательский (поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и  представляется участниками проектной группы); ­методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­познавательной  деятельности; ­метод практической работы: сбор, систематизация и оформление материалов в папку  «Признаки начала весны».  В каждой из групп методов отражается взаимодействие педагога и учащихся.  Организаторское влияние учителя сочетается с осуществлением и самоорганизацией  деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации  проектной деятельности у школьников. Контролирующие действия учителя сочетается с  самоконтролем учащихся. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной  деятельности. Деятельность учителя: оцениванет усилия учащихся, использование источников,  неиспользованные возможности, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает,  направляет процесс. Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. Вывод:  важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать  атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности  каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а  работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к  другому человеку, как к источнику познания. Цель урока: выявление признаков начала весны в результате наблюдений и проектной  деятельности учащихся. Задачи: 1) Научить учащихся представлять продукт поисковой деятельности через  рассказ­описание. 2) Формировать первичные навыки самостоятельного познания. 3) Формировать лексико­грамматический строй речи через задания: словообразование,  согласование слов – предметов с другими частями речи. 4)Развивать творческий потенциал ребёнка. 5)Воспитывать интерес к предметам и явлениям окружающей среды.     Оборудование: презентация «Признаки начала весны»; карточки­рисунки: снежинка, река,  сосулька, солнце, дерево; карточки с «рассыпанными» предложениями для работы в парах,  с напечатанными предложениями для фронтальной работы, словарное слово: «капель»,  проекты учащихся 1. Оргмомент. Сядет тот, кто ответит на вопрос: ­ Какие времена года вы знаете? ­ Какое время года идёт сейчас?   ­Какое время года было до весны? ­Какое время года будет после весны? ­Какое время года будет потом? ­Какой месяц начинает весну? ­А какой завершает? ­Назовите весенние месяцы? 2. Упражнения на развитие внимания: Картинки­ рисунки: солнце, река, сосулька, дерево, снежинка. Учащиеся смотрят 5­8 секунд, затем картинки закрываются. ­Какая картинка первая? Вторая? Последняя? В середине? Назовите соседей 3­й картинки. 3. Введение в тему: ­ Оставьте те картинки, которые характеризуют погоду сегодня.  ­ Почему оставили эти картинки? ­ Отметьте погоду в календаре. ­ Дует лёгкий, тёплый ветер,   Солнышко всё ярче светит,     Снег худеет, мякнет, тает,    Гомон птичий радость дарит…   Когда это бывает?                                  ­ Определите тему урока.                                                         Слайд. 4. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока «Признаки начала весны».  Цель урока: выяснить признаки весны и доказать, что весна уже наступила. (записывают тему в тетрадь) 5. Защита проектов. Ребята, в конце февраля мы с вами решили дать ответ на вопрос: ­ Какие изменения происходят в природе с наступлением весны? Чтобы ответить на этот вопрос вы были разделены на группы, и у каждой было своё  задание. Вы вели наблюдения в марте, анализировали погоду в конце зимы, собирали  информацию о весне из книг, журналов, из текстов на уроке чтения, делали рисунки.  Сегодня на уроке  расскажите о результатах своих наблюдений, работы (см. папку «Проект учащихся 4 класса по теме «Признаки весны»). 1.Группа «Аналитики и наблюдатели».         Слайд. Участники группы знакомят учеников с результатами наблюдений на погодой в конце зимы (календарь погоды), с результатами наблюдений за погодой в марте, делают выводы. 2.Группа «Искатели».                               Слайд. Ученики знакомятся с пословицами и поговорками о марте, с народными приметами, с  выводами об изменении долготы дня в начале весны. 3.Группа «Художники» Руководитель группы знакомит учеников с рисунками о погоде в марте (рассказ по  рисункам); второй участник группы знакомит с признаками весны, отражённых в рисунках. Словарная работа:капель. 6.Физминутка. ­ Называю весенние слова­ хлопаете в ладоши, зимние­ приседаете, прячетесь от зимы,  летние­ подпрыгиваете, стараетесь достать до солнышка. ­ Капель, холод, масленица, мороз, ледоход, жара, почки набухают, заливаем каток,  подснежник зацветает, загораем, ручей журчит. 7. Лексическая работа. ­ Образуйте от слов­ предметов слова­признаки: весна­весенний, март­мартовский,  радость­радостный, апрель­апрельский, небо­небесный, май­майский. ­Образуйте от слов­признаков слова­действия: сверкающий­сверкать, журчащий­журчать,  цветущий­ цвести, перелётные­летать. ­ Игра «Подбери слово».                  Слайд.      Солнечный, весёлый……………….(день)     Робкая, ранняя……………………….(весна)     Голубое, высокое, ясное……………………(небо)     Всходит, появляется, прорастает…………………(травка)     Прилетают, возвращаются…………………………..(птицы) 8. «Составь предложение».     «Составь рассказ». Уч­ся выполняют задание в парах. В конвертах «рассыпанные» предложения. ­ Составь предложение.    Яркое, светит, солнце.   Облака, голубые, небу, по, плывут.   Звонкая, капает, крыш, с, капель.   Птицы, поют, радостно. ­Составьте из полученных предложения связный рассказ, озаглавьте его. Светит яркое солнце. По небу плывут белые облака. С крыш капает звонкая капель.  Радостно поют птицы. Признаки весны. ­О каких признаках весны здесь говорится? 9. Рефлексия. ­ Закройте глаза и произнесите слово  «Весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость,  скоро наступит лето.  Яркое тёплое солнышко. Тает снег, ручейки, ЗЕЛЁНАЯ  ТРАВКА,  ЛИСТОЧКИ,  ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ.) ­ Чтобы сохранить радостное весеннее настроение, посмотрите фильм «Весна».                     10. Итог урока ­ Назовите основные признаки весны. ­Понравилось ли вам наблюдать за природой и вести  свои наблюдения?  Учитель благодарит ребят за участие в реализации проекта и урок.

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе

Особенности метода проектов в специальной (коррекционной) школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017