Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»
Оценка 4.7

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +1
Взрослым
05.02.2017
Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»
История подносного промысла.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Выйский» Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла» Составитель:  Белоусова Л.В. педагог дополнительного  образования г. Нижний Тагил 2017 г 2 Технологическая карта занятия детского объединения «Краеведение» Тема занятия: «История подносного промысла» Цели урока: создание условий для развития творческого воображения, образного мышления и фантазии учащихся через изучение истории родного края. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  воспитывать чувство гордости за свою малую родину;   развивать мотивацию учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения;  развивать   самостоятельность   и   личную   ответственность   за   свои   поступки,   принятые решения;  развивать   этические   чувства,   доброжелательность   и   эмоционально­нравственную отзывчивость;  развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  развивать умение работать с информацией;  развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  развивать операции мышления:  сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации (познавательные УУД);  формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)  формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД). Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:  познакомить с историей подносного промысла;  проверить умение самостоятельно работать по шаблонам;  способствовать развитию творческого воображения, фантазии учащихся. понятия, комбинированное промысел, композиция, шаблон, правила техники безопасности   Тип занятия Опорные термины Новые понятия Формы контроля Оборудование материалы   и выставка творческих работ учащихся  В учебном кабинете: книги и картинки (презентация) с видами тагильских подносов, выставка тагильских подносов. Для практической части: лист черного картона, карандаш простой, клей, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые, цветная бумага, ножницы, шаблон  подноса,розы. (на каждого учащегося). 4 Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности     их к занятию Приветствие учителя Используемые методы,   приемы, формы Словесный Формируемые УУД Регулятивные: ­нацеливание   на   успешную деятельность. Личностные: ­   выражать   положительное отношение   к   процессу   Целеполагание актуализация знаний и  Подведение детей Слушают   педагога, Словесный, к формулированию высказывают   свое и мнение   наглядный, ИКТ   проявлять познания, желание проявлять новое. Коммуникативные: ­   формирование   слушать и слышать. Регулятивные:   ­   постановка   учебной   умения задачи   на   основе 5 темы и постановке предположения    занятия задач Составление плана работы Организация   с диалога учащимися, в ходе которого конкретизируется понятие «подносный промысел» формулирование основных понятий. соотнесения   того,   что   уже усвоено известно   и   учащимися и того, что еще не известно; Познавательные:  ­   постановка   и   решение проблемы; Личностные:  ­   развитие   познавательных   учебных интересов мотивов; Коммуникативные: ­   умение   ясно   и   четко излагать   свое   мнение, Теоретическая часть Рассказ   об Слушают   педагога, Словесный,   речевые выстраивать конструкции. Личностные:  6 истории тагильского промысла подносов. Викторина «Секреты тагильских мастеров» Закрепление теоретической части высказывают   свое наглядный, ИКТ ­   развитие   познавательных мнение предположения   и Ребята   отвечают   на Игровой вопросы   учебных интересов мотивов; Коммуникативные: ­   умение   ясно   и   четко излагать свое мнение. Коммуникативные: ­   умение   слушать   и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие сотрудничество     и со сверстниками. Познавательные:  ­ выбор     наиболее эффективных способов решения   в   зависимости   от   7 Физкультминутка Организует выполнение Выполняют физкультминутку Игровой   Практическая работа «Изготовлениетагильского подноса» физкультминутки Координирует работу детей Изготовление деталей   Самостоятельная работа, рефлексия, по контроль шаблонам   поднос, розы, листочки   Художественное оформление творческой работы. конкретных условий; ­   установление   причинно­ связей, следственных   построение   цепи   логической рассуждений, доказательства, выдвижение   гипотез   и   их обоснования. Регулятивные:   ­   умение   действовать   по плану   и   планировать   свою деятельность; ­   умение   контролировать процесс и результаты своей деятельности; 8 Личностные:  ­   готовность   к сотрудничеству,   оказанию помощи; Коммуникативные: ­   планирование   учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками; ­   умение   с   достаточной полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и условиями. Регулятивные:   ­   оценка   –   осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными 9 Заключительный   этап   и рефлексия Обеспечивает Получают Рефлексия положительную реакцию учащихся позитивный   настрой от занятия на занятие учебными действиями. Личностные: ­   оценивать   собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельности,   степень   причины инициативности, неудач.  Коммуникативные: умение ­ продуктивное     строить взаимодействие сотрудничестве     в со сверстниками и взрослыми; ­   проявлять   активность   в деятельности. 10 Занятие по теме: «История подносного промысла». Цель:   создание   условий   для   развития   творческого   воображения, образного мышления и фантазии учащихся через изучение истории родного края. Задачи: ­ познакомить с историей возникновения и развития подносного промысла в Нижнем Тагиле; ­ проверить умение самостоятельно работать по шаблонам; ­  способствовать   развитию   творческого   воображения,  фантазии   учащихся. Применяемые методы: обучения    :    устное   изложение   теоретического   материала   (беседа   об истории возникновения и развития подносного промысла в Нижнем Тагиле); исследования:    наблюдение,   изучение   предметов   деятельности учащихся; воспитания: эмоционального воздействия, убеждения. Оборудование и материалы: На рабочем месте у каждого учащегося:        лист черного картона, карандаш простой. клей, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые, цветная бумага, ножницы, ­шаблон подноса ,розы. В учебном кабинете:  книги и картинки (презентация) с изображением тагильских подносов; 11  выставка подносов. Ход занятия ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: В   начале   занятия   педагог   открывает   старинный     сундучок,     а   в сундучке письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас в Страну мастеров. Но чтобы узнать к какому мастеру мы отправимся, нужно отгадать загадку: «Железный лист в станке прогнали, на нем цветы нарисовали». Правильно ребята, это наш знаменитый тагильский поднос. Сегодня мы с вами начнем знакомство с одним из тагильских промыслов. Презентация «История тагильской розы» Слайд   №2.  Нижний   Тагил   ­   крупнейший   промышленный   центр   Урала является   родиной   русского   расписного   железного   подноса.   В   нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.  Отсчет   истории   его   идет   от   условной   даты   ­   1746   год,   к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Слайд №3.Тагильская роспись основана благодаря заводчику Демидову и его потомкам в 18 веке. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия. Слайд №4,5.Мастерами становились крестьяне­самоучки ­ Яков Журавлев, Андрей   Худояров   с   сыновьями,   эти   художники   внесли   большой   вклад   в развитие живописно­лакировального мастерства в Нижнем Тагиле. В школу по росписи подносов принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение.   Обучение   проходило   четыре   года,   им   руководил   выпускник Академии   художеств   В.И.   Албычев   ­   профессиональный   художник.   Это самым   положительным   образом   повлияло   на   качество   росписей.   В   этот 12 период популярность приобрели подносы­картины, когда в центре писалась маслом   копия   картины   (с   бумажных   гравюр),   при   этом   она   мастерски вписывалась   в   заданную   форму   и   размер.   При   этом   гравюры   часто   были черно­белыми,   поэтому   цветовые   решения   полностью   принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку,  образуемую   тонким   трафаретным   золотным   орнаментом:   сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки   формы   четко   фиксируют   вазоны   с   пышными   букетами.   Формы использовались разные, в том числе 6­8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия.  Слайд №6.Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой,   заводовладельцы   приняли   ряд   мероприятий   по   замене   мужчин­ живописцев женщинами. И где­то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле   работали   крупные   мастерские   по   изготовлению   лакированных железных   изделий   ­   подносов,   сундуков,   шкатулок   ­   Дубасниковых, Головановых,   Перезоловых,   Бердниковых,   Морозовых.   Все   они   имели полный   цикл   производства,   начиная   от   отковки   и   кончая   лакировкой   и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России. Именнов   это   время   появляется   знаменитая   «тагильская   роза»,   когда   в центре подноса располагался букет, основу которого состовляли две или три розы,окруженные разнообразными цветами и лепестками.  Слайд №7.Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт   на   кисть   сразу   несколько   оттенков   краски.  Роспись   называлась "маховым" письмом в один мазок. Принцип такой росписи заключается в том, что   краску   наносили   свободным   веерообразным   движением,   и   обьема  добивались одним мазком. На границе цветов краски неизбежно смешиваются, и при ведении такой кистью по бумаге или другой поверхности даже этот 13 один   мазок   получается   удивительно   красивым   ­   он   содержит   в   себе   всю гамму переходов от одного цвета к другому.  С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка.  Слайд   №8.Краски   изготавливались   из   уральских   минералов,   так   как   они лучше   держатся   на   металле.   Разноцветные   каменья   измельчались   в   пудру, замешивались   на   льняном,   ореховом,   маковом   масле   с   добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски   разбавлялись   секретной   олифой   и   были   готовы   к   употреблению. В основе уральского лака был копал ­ общее название реликтовых смол, ныне почти   исчезнувших   деревьев   тропического   пояса.   Он   придавал   лаковой плёнке   прочность,   влагостойкость.   Секрет   лака   Худояровых   заключался   в точной   дозировке   компонентов:   копало,   льняного   или   конопляного   масло, терпентина   местных   хвойных   пород,   растворяемых   скипидаром   и оптимальный   температурной   росписи.   На   востоке   применялся   холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в   300   градусов   быстрого   высыхания   в   лак   добавляли   окислы   марганца   и свинца.   Лак   получался   бесцветным,   прозрачным,   что   оживляло   краски.   О секретах   тагильского   лака   писал   в   своем   сказе  «Хрустальный   лак»   Павел Петрович Бажов.  Слайд №9. В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис,   не   миновал   он   и   тагильский   подносный   промысел.   Приходилось приспосабливаться к ускоряющемуся темпу жизни. После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты   все   приемы   традиционного   цветочного   письма.   Замерла,   но   не остановилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск   подносов   с   росписью.   Впоследствии   в   1957   году   на   базе   этих 14 артелей   был   создан   Нижнетагильский   завод   эмалированной   посуды, который последствии и стал центром возрождения тагильского подноса. Слайд№10.   В   1974   году   правительство   страны   принимает   решение   о возрождении   подносного   промысла.   Но,   чтобы   соединить   цепь   между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено ­ мастер, владеющий   старым   двуцветным   мазком   и   способный   передать   это мастерство. Им стала Агриппина Васильевна Афанасьева.  Слайд   №11.Важнейшей   часть   процесса   возрождения   стало   создание   в городе   в   1991   году   музея   истории   подносного   промысла,   который   стал составной   частью   Нижнетагильского   музея­заповедника   "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда­то жили известные художники Худояровы.       Мы с вами познакомились с основными этапами истории тагильского промысла. Давайте повторим вместе, что нового мы узнали. Учащимся предлагается ответить на вопросы викторины. Викторина.  1.   Назовите   первый   в   России   по   времени   возникновения   центр   росписи подносов (Нижний Тагил). 2.  Работы,  каких   художников   по   росписи   подносов   особенно   славились?   (Худояровых). 3.   Что   традиционно   изображали   в   центре   тагильского   подноса.   (Букет)   4. Какое произведение написал Павел Бажов об удивительных свойствах хрустального лака? ( «Хрустальный лак») 5. Раньше подносы имели еще одно название…. (железные скатерки) Физкультминутка Цветы.   Плавно раскрывают пальцы. 15 Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают.  Помахивают руками перед собой Закрывают   пальцы,   сжимают   в кулачки. Плавно опускают руки. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: Мы с вами, ребята, узнали много нового про тагильский поднос, и теперь в практической части нашего занятия давайте попробуем воссоздать поднос, но мы с вами не будем его росписывать, а создадим с помощью аппликации.  Практическая работа   «Изготовление подноса на основе вырезания по шаблону». Используя правило вырезания по контуру. Мы с вами можем изготовить поднос и розы. Методические рекомендации:  На данном задании используются готовые шаблоны подноса и  роз, необходимо обвести шаблон подноса  на черном картоне и  роз на цветной бумаге, листочки вырезать самостоятельно. 16  В   начале   выполнения   практической   работы   повторяем правила техники безопасности, правила работы с клеящим карандашом, ножницами, правила разметки и правила вырезания по контуру.  Оформление композиции «Поднос». В центре две­три розы, по краям листья и бутоны. Кто справился со своим заданием, может прибирать свое рабочее место. Свои работы учащиеся распологают на демонстрационной доске. По мере окончания работы педагог помогает детям оценить её результат: качество   изготовления,   степень   творческой   находки,   точность  выполнения задания.   Результат   фиксируется   педагогом.   Можно   поощрить   наиболее удачно выполненную работу призами, похвалой и т.д.Фотография на память с выполненными работами. Молодцы! Очень хорошо работали. Спасибо за занятие. 17 Список использованной литературы. 1. Нижний Тагил: 275 ­ летию Нижнего Тагила посвящается. Научно ­ попул. изд./Автор. кол.: А. Н. Гессе, Н.Н.Диденко, С. А. Клат и др. ­ Екатеринбург: Изд. Банк культурной информации, 1997. 2.   Нижний   Тагил.   На   перекрестках   веков:   Зримые   образы   прошлого   и настоящего: Альбом /Автор. Колл.: Е. Ильина, Л. Сапоговская, С. Клат. ­ Нижний   Тагил:   Нижнетагильский   музей   изобразительных   искусств,   2002.   3.. Слукин В. Демидовские гнезда: Невьянск. Верхний Тагил. Нижний Тагил/ В. Слукин, Е. Арапова, Т.Кононова. ­ Екатеринбург: Сократ, 2001. 18

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «История подносного промысла»

Технологическая карта внеурочного занятия по теме:  «История подносного промысла»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017