«Методическая разработка по финансовой грамотности» для педагогических работников
ВЫПОЛНИЛА учитель истории МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района - Амплеева Евгения Викторовна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5 КЛАССЕ
Тема занятия |
Банки и банковская система |
||
Тип занятия |
Изучения нового материала |
||
Цель занятия |
Формирование экономического мышления школьников 5 классов и культуры обращения с банковскими картами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни |
||
Задачи занятия |
· Обобщить знания о происхождении и сущности банков; · Рассмотреть понятия: банк, банковские карты · Познакомить детей с названиями денежных единиц стран мира; · Формировать познавательные интересы учащихся к развитию международной и российской денежной системы в условиях рыночной экономики; · Развивать умение правильно общаться с личными финансамии, воспитывать бережливость; · Способствовать повышению интереса детей к экономическим знаниям. |
||
Образовательные ресурсы |
Образовательные ресурсы УМК: 1. Электронные образовательные ресурсы - Финзнайка, тематический модуль «Банки» 2.Образовательный проект ПАКК. Тема: «Угрозы банковского вклада» для 5-7 классов 3. Ваши финансы РФ Раздел «Банки и биржи» 4. Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы. Общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова . – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014. Тема 13 «Банковские услуги»
|
||
План занятия |
1) Что такое банки? Происхождение банков 2) Территориальные и географические особенности возникновения банков 3) Роль банков 4) Классификация банков. Банковская система 5) Банковские карты
|
||
Дидактические средства |
проектор, экран, презентация, таблицы «смайлики» для самооценки
|
||
методы и формы обучения |
МЕТОДЫ: наглядные (демонстрация презентации, денежных знаков, использование ТСО), словесные (эвристическая беседа, рассказ-изложение) частично-поисковые, практические (практические задания, ролевая игра), контроля. ФОРМЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
||
Основные понятия, даты |
Деньги, банк, банковская система, банковская карта |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
1. Представление об эволюции и основных функциях и видах банков; 2. Усвоение основ научных знаний в области финансовой грамотности; 3. Освоение экономических понятий в сфере банковской системы: деньги, валюта, купюра, монета, чеканка, обмен, кредит, банк |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
1. Проявление учащимися заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; 2. Выражение положительного отношения к процессу познания; 3. Адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; 4. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; 5. Развитие сотрудничества при работе в парах; 6. Воспитание интереса к истории появления и эволюции денег. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
||||||
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что такое банки? Какие виды банков бывают? |
Слушают и обсуждают тему занятия, обсуждают цели занятия и пытаются самостоятельно их формулировать Давать определение понятию «банк». Высказывать суждения о роли банков в жизни человека. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности |
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Беседа Работа с раздаточным материалом |
||||||
II. Актуализация знаний
|
4 |
Беседа Работа с картой
Беседа
|
1. Учитель сообщает тему занятия, его цель, обращает внимание на форму проведения 1. – Какая наука изучает банки? Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль банков для жизни человека. Какие виды банков бывают? Как научится различать банки друг от друга? |
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в рабочих листах. Слушают. Уметь разделять исторические источники по группам. Приводить примеры вспомогательных исторических наук. Называть основные измерители времени в исторической науке
|
Фронтальная работа. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
1. Работа в тетради
Устные ответы
|
||||||
III. Изучение нового материала
|
17 |
Работа с терминами.
Работа по карте и одновременно с терминами Просмотр иллюстрации
Работа в группе |
Объясните понятие «Евразия» (см. Введение). Изучите таблицу классификации денежных знаков. Назовите основные валюты и покажите их размещение на карте. Групповая работа по изучению нового материала. Приложение 2. |
Слушают учителя. По ходу рассказа выполняют задания по карте. Запись терминов в рабочий лист. С помощью раздаточного материала, карты объяснять смысл понятия, термина. Использовать карту как источник информации о территории России. Называть основные. С помощью учителя и сведений из раздаточного материала называть и определять по карте размещение первых банков
Учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его и делают выводы. Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике. |
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
групповая работа |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
Записи в карте
Записи в рабочем листе
Устные ответы |
||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Работа в парах |
1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах. Выпишите в рабочее листы определение понятия «банковская система», «банковские карты» (определение даёт учитель). Обсудите смысл фразы из учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации». В чём вы видите важность изучения истории появления банков? |
1. Выполнение заданий в рабочих листах 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы Работать со словарём и с помощью учителя объяснять смысл исторического понятия, термина. Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества |
1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий в рабочих листах |
||||||
V. Итоги урока. |
9 |
Обобщение полученных на занятии сведений |
Проводит беседу по вопросам: Разделитесь на пять групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой; 3) представляют понятия и термины в рамках работы своей группы, записывают в рабочие листы.
Подводит итог урока по теме, Банк - это… Банковская система - это… Банковская карта – это...
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Первая группа работает с понятиями и термины – ГРУППА АНАЛИИКИ Вторая группа изучает вопросы и задания о возникновении банков– ГРУППА ГЕОГРАФЫ Третья группа работает с банкнотами и монетами стран мира, изучают роль банков – ГРУППА ФИНАНСИСТЫ. Четвертая группа работает с классификацией банков из раздаточного материала - ГРУППА БАНКИРЫ Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ-», изучает функции центрального банка - ГРУППА ЭКСПЕРТЫ
|
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные УУД: умение работать в группе, участвовать в беседе, анализировать услышанное, слушать, исправлять и уточнять ответы одноклассников .
|
Оценивание учащихся за работу на занятии |
||||||
VI. Рефлексия |
2 |
|
Вообще –
то я против миллионеров, но если бы мне предложили и стать… |
Самооценка результатов своей деятельности
|
Индивидуальная работа
Обучающиеся ставят «+» в тот столбик, как себя оценили |
Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности. |
|
Ресурсный материал к занятию
Приложение 1
Вопросы |
Ответы |
Номинал купюры |
|
Какого цвета купюра |
|
Какой город представлен на купюре |
|
Что изображено? |
|
Чем защищена? |
|
Приложение 2
Вопросы |
Ответы |
Номинал купюры |
|
Какого цвета купюра |
|
Какой город представлен на купюре |
|
Что изображено? |
|
Чем защищена? |
|
Приложение 3
Рабочий лист к уроку «Банки и банковская система»
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. |
Задание для обучающихся |
Выполнение задания |
Беседа Работа с картой |
Ответить на вопросы: Какая наука изучает банки? Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль банков для жизни человека. Какие виды банков бывают? Как научится различать банки друг от друга? |
План работы:
|
Работа с терминами.
Работа по карте и одновременно с терминами Просмотр иллюстрации |
Объясните понятие «Евразия» (см. Введение). Изучите таблицу классификации денежных знаков. Назовите основные валюты и покажите их размещение на карте.
|
Термины: |
Работа в парах |
Выпишите в рабочее листы определение понятия «банковская система», «банковские карты» |
Определение понятий: |
Обобщение полученных на занятии сведений |
Чтение и анализ материала учебника: ГРУППА АНАЛИИКИ ГРУППА ГЕОГРАФЫ ГРУППА ФИНАНСИСТЫ ГРУППА БАНКИРЫ ГРУППА ЭКСПЕРТЫ |
Общий вывод: ГРУППА АНАЛИИКИ ГРУППА ГЕОГРАФЫ ГРУППА ФИНАНСИСТЫ ГРУППА БАНКИРЫ ГРУППА ЭКСПЕРТЫ
|
Итог урока: |
Ответить на вопросы по теме урока |
Банк это: Банковская система это: (устно продолжить предложение) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.