Конспект урока
Класс 11
Тема: Своеобразие художественного мира Н.М.Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.
Цели урока:
- обучающая: ознакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, проследить, как Русь, ее природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в лирике Рубцова.
- развивающая: продолжить развитие навыка анализа поэтического текста, умение высказывать свою точку зрения.
- воспитательная: формировать чувство любви к малой родине, воспитывать на примере стихов Н.Рубцова чувства доброго, прекрасного, помочь формированию социализированной личности.
Оборудование: эпиграф, аудиозаписи, компьютер, мультимедийный проектор, тексты стихотворений поэта.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Прогнозируемые результаты: знают основные этапы жизни и творчества поэта, понимают многогранность его таланта, получают представление об особенностях поэзии Н.Рубцова, развивают навык анализа лирического произведения, принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.
«Моя лирика жива одной большой любовью –
любовью к родине. Чувство родины – основное
в моем творчестве.»
С.Есенин
Ход урока
I. Организационный момент.
-- Ребята, каждая наша встреча на уроке литературы – это маленькое открытие, открытие мира, а значит, себя и своего места в нем.
II. Актуализация учебной деятельности. Проверка домашнего задания: Дома вы должны были познакомиться с биографией Н.Рубцова.
Давайте сейчас выполним экспресс-тест (с последующей взаимопроверкой) по биографии Рубцова.
Рубцов Н. М. родился
А) в 1936 году
Б) в 1971 году
Николай Рубцов родился
А) в городе
Б) в деревне
Рубцов Н. М. рано остался сиротой
А) да
Б) нет
Всё его детство прошло
А) в семье
Б) в детском доме
Рубцов Н. М. начал писать стихи
А) в детстве
Б) в армии
Ключ к тесту:
А
Б
А
Б
Б
III. Мотивация учебной деятельности.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.А.Есенина, но эти слова можно отнести в равной мере и к А.Блоку, и к А.Ахматовой, и к Н.Рубцову.
Вслушайтесь в слова «природа», «родина»… Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня.
Запись темы урока. Сегодня мы прикоснемся к поэзии Н.Рубцова. Продолжим формировать умение анализировать лирические произведения. И акцентируем внимание на изобразительно-выразительных средствах поэтической речи. А что это? Мы с вами повторим ….
( На листочках ребята получают формулировки определений : эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, анафора, символ).
Звучит песня «Привет, Россия, Родина моя…»
Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй: священной", где он чувствовал себя живым. Природа в его стихах всегда очеловечена, помогает раскрыть сложный духовный мир современника, его чувства и переживания. О ком эти строки? Николай Михайлович Рубцов.
«Когда заря…» (Читает ученик)
Когда
заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
Беседа по стихотворению.
-Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? ( Природа уникальна, самобытна, человек не может создать ничего совершеннее природы.)
Слово учителя
- То щемящая, грустная, то веселая и
радостная, всегда пронзительно глубокая, любовь к родной природе является у
Рубцова отражением любви к родной русской земле – к Родине. Поэзия
Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его лирику вошли стихии
ветра, снега, тумана, дождя. А многие образы он и несколько переиначивает.
IV. Работа над темой урока. Работа в
группах.
Каждая строчка Н.Рубцова говорит о вечности, нетленности мира, земли- Родины, ее судьбы, ее пути, «раз навсегда запечатлен в душе, которая хранит всю красоту былых времен».
Итак, пройдем жизненной и поэтической дорогой Рубцова, вслушаемся в его слово, чтобы открыть для себя поэта с пронзительным голосом и высокой душой гражданина и патриота.
1 группа: «Листья осенние» (пейзажная лирика)
2 группа: «Тихая моя Родина» (Родина)
3 группа: «Звезда полей» (Родина)
Давайте погрузимся в чтение стихотворений. (Можно читать вслух учителю). По мере прочтения запишите в тетради ваши ассоциации, которые возникают в душе.
(Тишина, воспоминания детства, деревенская школа, странствие в прошлое, грусть, теплота, щемящая боль, память сердца).
- Вспомните структуру анализа лирического произведения. Правую сторону старшеклассники заполняют самостоятельно. Они придумывает вопросы к стихотворению и отвечают на них (Приложение 1).
1. Основная тема и мотивы. 2. Композиционное строение. 3. Ритмическая организация стихотворения. 4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. 5. Лирико-морфологическая выразительность слова. 6. Художественное пространство. |
|
Защита письменных работ
V. Обобщение и систематизация знаний. Наша следующая задача – определить, в чем особенность лирики Рубцова
Для того чтобы было легче справиться с заданием, давайте познакомимся с мнением исследователей творчества Рубцова. Запишите цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует его лирику. (Приложение 2)
Вывод. Особенности поэзии Н. М. Рубцова: 1. Образ России раскрывается через образ малой родины. 2. Тесная связь человека и природы. 3. Лирика носит философский характер. 4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на земле. 5. В творчестве поэта прослеживаются традиции русской классической поэзии (Тютчев, Лермонтов, Блок, Есенин).
6. Музыкальность стиха
VI. Рефлексия - 5 мин. Подведение итогов урока.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Смогли ли мы достичь ее? Как мы это делали?
- Какие основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова?
( Тема человека и природы в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Основные темы и мотивы поэта заключаются в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землей, где он родился, должен любить, ценить, беречь красоту, чтить память об ушедших).
Допишите любое из предложений: Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю (чувствую) … Стихи Рубцова меня заставили задуматься о… Поэзия Рубцова меня научила… Ваши размышления и будут итогом урока.
VII. Домашнее задание (на выбор): используя полученные на уроке знания,
1) создать творческую работу- анализ лирического стихотворения «Видения на холме».
2) написать сочинение – миниатюру «Русская природа в лирике Н.М.Рубцова.
Используемая литература
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. С.- Петербург, «Паритет», 2003.
2. Журнал «Литература в школе» №1/1996, №8/1998, №10/2003.
3. Слово Рубцова на уроках литературы (методический опыт Е.Б.Никаноровой).
Приложение 1
Работа в группах:
1. Основная тема и мотивы. 2. Композиционное строение. 3. Ритмическая организация стихотворения. 4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. 5. Лирико-морфологическая выразительность слова. 6. Художественное пространство. |
|
1. Основная тема и мотивы. 2. Композиционное строение. 3. Ритмическая организация стихотворения. 4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. 5. Лирико-морфологическая выразительность слова. 6. Художественное пространство. |
|
1. Основная тема и мотивы. 2. Композиционное строение. 3. Ритмическая организация стихотворения. 4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. 5. Лирико-морфологическая выразительность слова. 6. Художественное пространство. |
|
Приложение 2
Критика о творчестве Н. М. Рубцова
· «Талант всегда чудо. И поэтому всегда неожидан. Читая Рубцова, невольно думаешь: как мог на такой скудной почве, на заглохшем и невспаханном поле, да еще под затянувшееся ненастье вырасти и вызреть такой удивительный колос, каким предстает сейчас перед нами его поэзия…»
Из воспоминаний поэта Сергея Викулова.
· Исследователь В. Бараков пишет: «Неудивительно, что большинство стихотворений Рубцова – так называемые «напевные», о которых говорят, что «они так и просятся на музыку», и на которые сочинено множество песен и романсов. Неслучайно поэт называл свои стихотворения песнями…».
· «Образ дороги, образ судьбы поэта прямо связан у Рубцова с образом времени, истории, судьбы Родины. Здесь каждый миг, говорящий о вечности, нетленности мира, земли-Родины, ее судьбы, ее пути, «раз навсегда запечатлен в душе, которая хранит всю красоту былых времен...»
Ю Селезнев
· «Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть призрачен, – таким бывают обыкновенно дни «бабьего лета»... И тишина... Обязательно тишина, ничем не нарушаемая, исполненная грустного и высокого значения. Необычен этот мир, созданный поэтом Николаем Рубцовым. Необычен и прост, – так бывает проста и необычна истина, открывающаяся неожиданно. Они грустны, стихи Николая Рубцова, но грусть легка и серьезна. В них господствует не тоска с ее томительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда все мелкое, суетное отступает, исчезает, и остаются один на один человек и мир»
В. Оботуров.
· «Лирический герой Рубцова не только создание Вселенной, но и человек, живущий на земле, чувствующий «самую жгучую, самую смертную связь» с Россией и ее историей, с родной природой, с «маленьким человеком» своей страны.»
В. Кожинов.
· «И вот он, город Вологда. Здесь поэт жил недолгое время в детстве, а затем – постоянно – в зрелые годы. Здесь умерли его родные – мать и сестренка, отец. Живя здесь, он издал все четыре прижизненные книги своих стихов в 1965 – 1979 годах. Здесь обрел он друзей и врагов. Друзей было гораздо больше. Здесь написал много стихотворений. Здесь Рубцова и похоронили на городском кладбище»
(по книге В. Белкова «Одна поездка»).
· «Поэтическое слово не может звучать в пустом пространстве, оно многому отзывается, многое припоминает. Традиция – это диалогическое отношение слова с культурной памятью» (И. О. Шайтанов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.