Конспект урока по литературе
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе

Оценка 4.9
docx
06.05.2020
Конспект урока по литературе
Конспект урока Рубцов.docx

Конспект урока

Класс 11

Тема: Своеобразие художественного мира Н.М.Рубцова.  Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.

Цели урока:

- обучающая:  ознакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова,  проследить, как Русь, ее природа и история, судьба народа и его нравственные ценности отражены в лирике Рубцова.

- развивающая:  продолжить развитие навыка анализа поэтического текста, умение высказывать свою точку зрения.

- воспитательная:  формировать чувство любви к малой родине, воспитывать на примере стихов Н.Рубцова чувства доброго, прекрасного, помочь формированию социализированной личности.

Оборудование: эпиграф, аудиозаписи, компьютер, мультимедийный проектор,  тексты стихотворений поэта.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Прогнозируемые результаты: знают основные этапы жизни и творчества поэта, понимают многогранность его таланта, получают представление об особенностях поэзии Н.Рубцова, развивают навык анализа лирического произведения, принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

 

«Моя лирика жива одной большой любовью –

                                                любовью к родине. Чувство родины – основное

                                                в моем творчестве.»

                                                        С.Есенин

Ход урока 

I. Организационный  момент

-- Ребята, каждая наша встреча на уроке литературы – это маленькое открытие, открытие мира, а значит, себя и своего места в нем.

II. Актуализация учебной деятельности. Проверка домашнего задания: Дома вы должны были познакомиться с биографией  Н.Рубцова.

Давайте сейчас выполним экспресс-тест (с последующей взаимопроверкой) по биографии Рубцова.

Рубцов Н. М. родился

А) в 1936 году

Б) в 1971 году

Николай Рубцов родился

А) в городе

Б) в деревне

Рубцов Н. М. рано остался сиротой

А) да

Б) нет

Всё его детство прошло

А) в семье

Б) в детском доме

Рубцов Н. М. начал писать стихи

А) в детстве

Б) в армии

 

Ключ к тесту:

А

Б

А

Б

Б

 

III. Мотивация учебной деятельности.

   Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.А.Есенина, но эти слова можно отнести в равной мере и к А.Блоку, и к А.Ахматовой, и к Н.Рубцову.

        Вслушайтесь в слова «природа», «родина»… Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня.

Запись темы урока. Сегодня мы  прикоснемся к поэзии Н.Рубцова. Продолжим формировать умение анализировать лирические произведения. И акцентируем внимание на изобразительно-выразительных средствах поэтической речи. А что это? Мы с вами повторим ….

( На листочках ребята получают  формулировки определений : эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, анафора, символ).

Звучит песня «Привет, Россия, Родина моя…»

    Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землёй: священной", где он чувствовал себя живым. Природа в его стихах всегда очеловечена, помогает раскрыть сложный духовный мир современника, его чувства и переживания. О ком эти строки?   Николай Михайлович Рубцов.

  «Когда заря…»  (Читает ученик)

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

Беседа по стихотворению.

-Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? ( Природа уникальна, самобытна, человек не может создать ничего совершеннее природы.)

 

Слово учителя

 - То щемящая, грустная, то веселая и радостная,  всегда пронзительно глубокая, любовь к родной природе является у Рубцова отражением любви к родной русской земле – к Родине. Поэзия Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его лирику вошли стихии ветра, снега, тумана, дождя. А многие образы он и несколько переиначивает.
IV. Работа над темой урока. Работа в группах.

Каждая строчка Н.Рубцова говорит о вечности, нетленности мира, земли- Родины, ее судьбы, ее пути, «раз навсегда запечатлен в душе, которая хранит всю красоту былых времен».

Итак, пройдем жизненной и поэтической дорогой Рубцова, вслушаемся в его слово, чтобы открыть для себя поэта с пронзительным голосом и высокой душой гражданина и патриота.

1 группа: «Листья осенние» (пейзажная лирика)

2 группа: «Тихая моя Родина» (Родина)

3 группа:  «Звезда полей» (Родина)  

Давайте погрузимся в чтение стихотворений. (Можно читать вслух учителю). По мере прочтения запишите в тетради ваши ассоциации, которые возникают в душе.

(Тишина, воспоминания детства, деревенская школа, странствие в прошлое, грусть, теплота, щемящая боль, память сердца).

 

- Вспомните структуру анализа лирического произведения. Правую сторону старшеклассники заполняют самостоятельно. Они придумывает вопросы к стихотворению и отвечают на них (Приложение 1).

 

 1. Основная тема и мотивы.

2. Композиционное строение.

3. Ритмическая организация стихотворения.

4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

5. Лирико-морфологическая выразительность слова.

6. Художественное пространство.

 

Защита письменных работ

V. Обобщение и систематизация знаний. Наша следующая задача – определить, в чем особенность лирики Рубцова

Для того чтобы было легче справиться с заданием, давайте познакомимся с мнением  исследователей творчества Рубцова. Запишите цитату, которая, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует его лирику. (Приложение 2)

Вывод. Особенности поэзии Н. М. Рубцова:                                                         1. Образ России раскрывается через образ малой родины.                                      2. Тесная связь человека и природы.                                                                          3. Лирика носит философский характер.                                                                     4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на  земле.                                                                                 5. В творчестве  поэта прослеживаются традиции русской классической поэзии (Тютчев,  Лермонтов, Блок, Есенин).               

6. Музыкальность стиха

 

VI. Рефлексия - 5 мин. Подведение итогов урока.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Смогли ли мы достичь ее? Как мы это делали?

- Какие основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова?

( Тема человека и природы в них неразрывно связана с темой родины, с темой дома. Основные темы и мотивы поэта заключаются в том, что человек должен стремиться к неразрывной связи с тем миром, с той землей, где он родился, должен любить, ценить, беречь красоту, чтить память об ушедших).

Допишите любое из предложений:                                                                          Когда я читаю стихи Н. Рубцова, я представляю (чувствую) …                                             Стихи Рубцова меня заставили задуматься о…                                                   Поэзия Рубцова меня научила…                                                                             Ваши размышления и будут итогом урока.

VII. Домашнее задание (на выбор): используя полученные на уроке знания,

1)    создать творческую работу- анализ лирического стихотворения «Видения на холме».

2)    написать сочинение – миниатюру «Русская природа в лирике Н.М.Рубцова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.     Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. С.- Петербург, «Паритет», 2003.

2.     Журнал «Литература в школе» №1/1996, №8/1998, №10/2003.

3. Слово Рубцова на уроках литературы (методический опыт Е.Б.Никаноровой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Работа в группах:

1. Основная тема и мотивы.

2. Композиционное строение.

3. Ритмическая организация стихотворения.

4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

5. Лирико-морфологическая выразительность слова.

6. Художественное пространство.

 

 

1. Основная тема и мотивы.

2. Композиционное строение.

3. Ритмическая организация стихотворения.

4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

5. Лирико-морфологическая выразительность слова.

6. Художественное пространство.

 

 

1. Основная тема и мотивы.

2. Композиционное строение.

3. Ритмическая организация стихотворения.

4. Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

5. Лирико-морфологическая выразительность слова.

6. Художественное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Критика о творчестве Н. М. Рубцова

 

·        «Талант всегда чудо. И поэтому всегда неожидан. Читая Рубцова, невольно думаешь: как мог на такой скудной почве, на заглохшем и невспаханном поле, да еще под затянувшееся ненастье вырасти и вызреть такой удивительный колос, каким предстает сейчас перед нами его поэзия…»

                                                                Из воспоминаний поэта Сергея Викулова.

 

·        Исследователь В. Бараков пишет: «Неудивительно, что большинство стихотворений Рубцова – так называемые «напевные», о которых говорят, что «они так и просятся на музыку», и на которые сочинено множество песен и романсов. Неслучайно поэт называл свои стихотворения песнями…».

 

 

·        «Образ дороги, образ судьбы поэта прямо связан у Рубцова с образом времени, истории, судьбы Родины. Здесь каждый миг, говорящий о вечности, нетленности мира, земли-Родины, ее судьбы, ее пути, «раз навсегда запечатлен в душе, которая хранит всю красоту былых времен...»

                                                                                          Ю Селезнев

·        «Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел, холодноват и чуть призрачен, – таким бывают обыкновенно дни «бабьего лета»... И тишина... Обязательно тишина, ничем не нарушаемая, исполненная грустного и высокого значения. Необычен этот мир, созданный поэтом Николаем Рубцовым. Необычен и прост, – так бывает проста и необычна истина, открывающаяся неожиданно.  Они грустны, стихи Николая Рубцова, но грусть легка и серьезна. В них господствует не тоска с ее томительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда все мелкое, суетное отступает, исчезает, и остаются один на один человек и мир»

                                                                                                                В. Оботуров.

 

·        «Лирический герой Рубцова не только создание Вселенной, но и человек, живущий на земле, чувствующий «самую жгучую, самую смертную связь» с Россией и ее историей, с родной природой, с «маленьким человеком» своей страны.»

                                                                                                                   В. Кожинов.

     

·        «И вот он, город Вологда. Здесь поэт жил недолгое время в детстве, а затем – постоянно – в зрелые годы. Здесь умерли его родные – мать и сестренка, отец. Живя здесь, он издал все четыре прижизненные книги своих стихов в 1965 – 1979 годах. Здесь обрел он друзей и врагов. Друзей было гораздо больше. Здесь написал много стихотворений.  Здесь Рубцова и похоронили на городском кладбище»

                                                                                (по книге В. Белкова «Одна поездка»).

 

·        «Поэтическое слово не может звучать в пустом пространстве, оно многому отзывается, многое припоминает. Традиция – это диалогическое отношение слова с культурной памятью» (И. О. Шайтанов).

    


 

Конспект урока Класс 11 Тема:

Конспект урока Класс 11 Тема:

Б) в детском доме Рубцов Н.

Б) в детском доме Рубцов Н.

Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? (

Как вы понимаете последние строчки этого стихотворения? (

Для того чтобы было легче справиться с заданием, давайте познакомимся с мнением исследователей творчества

Для того чтобы было легче справиться с заданием, давайте познакомимся с мнением исследователей творчества

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.

Приложение 1 Работа в группах: 1

Приложение 1 Работа в группах: 1

Приложение 2 Критика о творчестве

Приложение 2 Критика о творчестве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020