Современные требования, связанные с модернизацией системы образования, заставляют по-новому взглянуть на учебный процесс. Традиционные уроки не дают должного эффекта. Задача педагога – создать условия для самостоятельного поиска и отработки информации студентами. Практико-ориентированный подход способствует развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для студентов среднего профессионального образования для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» и нацелен на развитие речевой компетенции студентов, расширение представлений о русском языке и современной речевой ситуации, закрепление и углубление теоретических знаний студентами в ходе выполнения практических работ. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Курс дисциплины «Русский язык» рассчитан на 78 аудиторных часов, из которых 12 часов отводится на практические занятия, которые проводятся после изучения тем.
Практические занятия в должной мере учитывают специфику специальности и позволяют реализовать главную цель изучения предмета – качественное повышение уровня речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает умение человека организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения; обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; овладение системой норм современного русского литературного языка. Главным источником норм являются словари, поэтому практические занятия, основанные на работе со словарями и справочниками, позволят студентам повысить уровень практического владения современным литературным языком в разных сферах его функционирования (в письменном и устном его разновидностях).
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Русский язык и культура речи»;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Комплект инструкционно технологических карт
по учебной дисциплине «Русский язык»
Корбова Марина Александровна,
преподаватель
г.Нижневартовск
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»
1Комплект инструкционно технологических карт составлен в полном соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО и
Рабочей программой по учебной дисциплине «Русский язык»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела
1.
2.
3.
Пояснительная записка
Инструкционнотехнологические карты
Список литературы
Пояснительная записка
стр.
2 – 4
5 – 35
36 37
Современные требования, связанные с модернизацией системы образования,
заставляют поновому взглянуть на учебный процесс. Традиционные уроки не дают
должного эффекта. Задача педагога – создать условия для самостоятельного поиска и
отработки информации студентами. Практикоориентированный подход способствует
развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Комплект инструкционнотехнологических карт предназначен для студентов
среднего профессионального образования для выполнения практических работ по
дисциплине «Русский язык» и нацелен на развитие речевой компетенции студентов,
расширение представлений о русском языке и современной речевой ситуации, закрепление
и углубление теоретических знаний студентами в ходе выполнения практических работ.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование
практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Курс дисциплины «Русский язык» рассчитан на 78 аудиторных часов, из которых 12
часов отводится на практические занятия, которые проводятся после изучения тем.
Практические занятия в должной мере учитывают специфику специальности и
позволяют реализовать главную цель изучения предмета – качественное повышение уровня
речевой культуры; формирование коммуникативной компетенции, которая предполагает
умение человека организовать свою речевую деятельность в соответствии с ситуацией
общения; обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного
богатства народа; овладение системой норм современного русского литературного языка.
Главным источником норм являются словари, поэтому практические занятия, основанные
на работе со словарями и справочниками, позволят студентам повысить уровень
практического владения современным литературным языком в разных сферах его
функционирования (в письменном и устном его разновидностях).
Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний
по конкретным темам дисциплины «Русский язык и культура речи»;
• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства
интеллектуальной и практической деятельности;
• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
• выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств,
как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное
время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
Студенты обязаны выполнить все задания, представленные в практической работе. При
выполнении практической работы проводятся индивидуальные консультации.
В основном практические работы оформляются письменно и сдаются на проверку.
Практическая работа «Орфоэпические нормы русского языка» наряду с письменными
заданиями предполагает устный ответ студента.
При выполнении практической работы необходимо соблюдать следующие общие
требования:
2
работы выполняются на писчей бумаге стандартного формата 11(А 4) на одной
стороне листа
на титульном листе указываются фамилия и инициалы студента, специальность,
дисциплина, по которой выполнена работа, номер практической работы, вариант,
тема работы;
текст пишется темными чернилами, разборчиво и аккуратно;
задания нумеровать, но не переписывать;
нумерация страниц сквозная.
сокращения можно производить согласно ГОСТу 2.31668.
Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе
согласно нормам оценки письменных работ и учитывается как показатель текущей
успеваемости студента. Если работа выполнена неудовлетворительно, то должна быть
проведена работа над ошибками по каждому заданию.
В состав комплекта вошли инструкционно – технологические карты по темам:
Словари русского языка
Лексикофразеологические нормы
Нормы ударения и произношения русского языка
Словообразовательные нормы
Морфологические нормы
Синтаксические нормы
Нормы русского правописания
3Инструкционно – технологическая карта на выполнение
практической работы № 1
Тема 1.4 Словари русского языка
Наименование практической работы: Словари – источники знаний
Цели занятия:
познакомить с содержанием лингвистических словарей;
сформировать навыки и развить потребность пользования словарями; научиться работать
со справочным материалом словарей, извлекать основную и дополнительную информацию
о языковой единице.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями
Студент должен уметь:
пользоваться словарями;
извлекать из словарной статьи, данной в словарях, максимум полезной информации.
Норма времени: 1 час.
Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционнотехнологических
карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Средства обучения: папка для практических работ; словари русского языка
Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.
Новый орфографический словарь русского языка/ Ситникова М.А. – Изд.2е –
1.
2.
3.
РостовнаДону: «Феникс», 2006.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. любое изд.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений/ РАН.Институт русского языка им. В.В.Виноградова. –
4е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технология», 2008.
Орфоэпический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
Орфоэпический словарь русского языка:
Произношение,
ударение,
грамматические формы. М., 1983 и др. издания.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 6е изд.,
испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Словарь иностранных слов. – 15е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.:
АльтаПринт: Дом XXI век, 2010.
Кристофер Пасс, Брайен Лоуз, Лесли Дэвис. Словарь по экономике. – СПб.:
Экономическая школа, 1998.
12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов. М., 2000.
13. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова М., 2002.
14.
Фразеологический словарь русского языка. – изд. 2е, испр. и доп. – Спб.: ООО
15.
«Виктория плюс, 2009.»
Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2008.
Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте
ознакомлены.
Задания:
41. Составить описание одного из словарей русского языка.
Укажите:
1. название словаря.
2. автора и редакцию.
3. номер издания, его отличие от предыдущих.
4. для кого предназначен словарь.
5. количество языковых единиц.
6. принцип расположения материала.
7. разделы, их тематика.
2. Дать описание одной из языковых единиц.
№
Содержание работы и
последовательность
выполнения операции
1. Составить описание одного
из словарей русского
языка.
1.1 Указать название
словаря.
1.2 Указать автора(ов) и
под чьей редакцией
составлен словарь.
1.3 Указать номер и тип
(если
издания
словаря, его отличие от
предыдущих выпусков.
есть)
1.4 Указать, для кого
предназначен словарь.
1.5 Указать количество
языковых
единиц,
представленных в словаре.
1.6 Указать принцип
расположения языкового
материала.
Оборудование
Словари
русского языка
Инструктивные указания и
технические требования
Словари русского языка
Название указано на обложке
словаря.
Автора и редакцию можно найти на
титульном листе или в аннотации
словаря.
Номер и тип издания указаны на
титульном листе. Если номер издания
не указан, значит, словарь издаётся
впервые и, соответственно, это 1е
издание. Тип стереопипное издание
свидетельствует о том, что издание
печатается без изменений.
Тип
дополненное,
переработанное,
исправленное указывает на то, что в
данное издание были внесены какие
либо изменения. Отличие данного
издания от предыдущих можно найти
в таких разделах словаря, как
Предисловие, От автора (редакции),
Вступление и др.
Информацию о предназначении
словаря можно чаще найти в
аннотации (см. с.2 в словаре) либо во
вступительных
статьях
(Предисловие, От автора (редакции),
Вступление и др.)
Количество языковых единиц указано
либо на титульном листе, либо в
аннотации, реже – во Вступлении
(Предисловии и др.).
В некоторых словарях данная
информация
в
в других – во
Оглавлении,
Вступлении (Предисловии и др).
содержится
5Принцип может быть алфавитный,
тематический, семантический и др.
Данная информация содержится в
Оглавлении (Содержании).
Если
такового раздела нет,
следует
просмотреть словарь и выписать
разделы самостоятельно.
Основная информация отражена в
Сведения о
названии словаря.
дополнительной
информации
содержатся в разделе справочного
аппарата словаря, где дается его
описание.
Словари русского языка
Словари
русского языка
Выписать
в тетрадьполностью
словарную статью данной языковой
единицы.
С новой строки сделать запись
Основная информация:… и
выписать часть словарной статьи с
этой информацией, расшифровав её,
если требуется.
С новой строки сделать запись
Дополнительная информация:…
и выписать часть словарной статьи с
дополнительной
информацией,
расшифровав её, если требуется.
1.7 Указать, из каких
разделов состоит данный
словарь.
какую
1.8 Указать,
информацию
можно
почерпнуть о слове из
данного словаря: основную
и дополнительную.
2. Описать одну из языковых
единиц, представленных в
словаре.
2.1 Выбрать 1 их языковых
единиц, данных в словаре.
2.2 Определить основную
информацию,
содержащуюся в словаре
об этой языковой единице.
2.3.Указать
дополнительную
(сопутствующую)
информацию,
представленную в словаре.
Задание для отчета: работа, выполненная в папке для практических работ, сдается
на проверку.
Контрольные вопросы:
Какую функцию выполняют словари?
На какие виды делятся все словари?
На какие группы делятся лингвистические словари?
Перечислите типы толковых словарей.
Назовите отличие орфоэпического словаря от орфографического.
Какую информацию о слове можно почерпнуть в любом словаре?
Какая информация в каждом словаре является главной, а какая второстепенной?
Что можно узнать о слове в этимологическом словаре?
Как чаще всего располагается материал во фразеологических словарях?
Расшифруйте пометы, которые можно встретить в словарях: прост., разг., офиц.,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
книжн., обл., спец., устар., доп. (допуст.)?
11.
Почему словари называют источниками знаний?
Инструкционно – технологическая карта на выполнение
практической работы № 2
Тема 2.1 Лексикофразеологические нормы
Наименование практической работы: Лексикофразеологические нормы русского
языка
6Цели занятия: закрепить знание лексикофразеологических норм русского языка;
познакомить с особенностями экономической терминологии; научить определять и
исправлять речевые ошибки; сформировать навыки работы с толковыми словарями;
привить навыки самостоятельной работы с учебным материалом и словарями; развить
самостоятельность при анализе речевого материала; привести студентов к осознанию
необходимости пользования словарями и соблюдения языковых норм.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития
ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Студент должен уметь:
анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и
целесообразности;
выявлять лексикофразеологические ошибки и недочёты в речи;
пользоваться толковыми, семонимическими, фразеологическими словарями
русского языка, словарями иностранных слов.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционнотехнологических
карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – 11е изд., перераб. и доп. – М.:
Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо, 2008.
Кристофер Пасс, Брайен Лоуз, Лесли Дэвис. Словарь по экономике. – СПб.:
Средства обучения: папка для практических занятий по дисциплине «Русский язык
и культура речи»; толковые словари русского языка, справочный материал «Лексико
фразеологические ошибки»; семонимические, фразеологические словари русского языка,
словари иностранных слов, словари трудностей русского языка:
1.
Русский язык, 2001.
2.
Русский язык, 1994.
3.
4.
Экономическая школа, 1998.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. М., 2002 г.
5.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Любое изд.
6.
7.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений/ РАН.Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4е
изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технология», 2008.
8.
9.
10.
АльтаПринт: Дом XXI век, 2010.
11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. М., 2000.
Словарь иностранных слов. – 15е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.
Толковый словарь русского языка. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.:
712. Школьный словарик крылатых слов русского языка
Е.Е.Марголинская. – М.: Вахмурка, 2006.
13.
словарь/ Под ред. Е.М.Верещагина и В.Г.Костомарова. – М.: Рус. яз., 1990.
14.
«Виктория плюс, 2009.»
15.
Словари.Ру http://www.slovari.ru
/ Авт.сост.
Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы: Лингвострановедческий
Фразеологический словарь русского языка. – изд. 2е, испр. и доп. – Спб.: ООО
Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте
ознакомлены.
Задания:
1. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам:
Вариант 1
Твердый карандаш, изможденный вид, крепкое здоровье, покупать, случайность.
О б р а з е ц: весёлый – радостный, грустный.
2. Выписать из глоссария экономики строительства 3 термина, соответствующих
именно этой отрасли экономики.
3. Определить, пользуясь словарями, значение иноязычных слов (устно) и подбрать к
ним русские синонимы:
О б р а з е ц: мемуары – воспоминания.
Акция, дисконт, пунктуальный, менеджер, превалировать, аудит, кризис.
4. Найти среди неологизмов иностранного происхождения последних 2030 лет
экономические термины и выпиcать их:
Блоггер, гаджет, дилер, импичмент, кикбоксинг, лизинг, менеджер, парламент,
холдинг.
5. Доказать, что данные слова являются не только общеупотребительными словами,
но и экономическими терминами:
Афера, рынок, предложение.
О б р а з е ц: товар лицом показать, товары широкого потребления.
6. Перечислить фразеологизмы со словом платить; с 1 фразеологизмом (по выбору)
составить предложение.
7. Определить, пользуясь словарем экономических терминов, какие из данных слов и
словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их:
«Золотое рукопожатие», «грязное плавание», «чистые деньги», «бык», «корова»,
точечная эластичность, «зеленые потребители» «принцип паровоза», «заплатил и неси».
8. Составить и записать словосочетания с паронимами ледовый – ледяной,
практичный – практический.
О б р а з е ц эффектный выход, эффективные меры.
9. Определить, какое из перечисленных слов имеет значение человек, осуждающий
всякие войны и требующий мира на земле?
а) националист б) шовинист в) пацифист г) милитарист
10. Записать предложения, исправив речевые ошибки:
1. Войска получили значительный урон.
2. Мне безапелляционно не нравится эта галерея.
3. У Базарова нет сообщников.
4. Нерадивый студент молчал у доски как рыба об лед.
5. Печорин получил путёвку на Кавказ.
6. Разговор его был однотонным и приторным.
81. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам:
Вариант 2
Интересный фильм, смелый человек, свежий хлеб, принять на работу, бледные
краски, сочувствие.
О б р а з е ц: весёлый человек – радостный, грустный.
2. Выписать из глоссария экономики строительства 3 термина, соответствующих
именно этой отрасли экономики.
3. Определить, пользуясь словарями, значение иноязычных слов (устно) и подобрать
к ним русские синонимы:
Афера, дилер, инвестиция, контракт, тотальный, фальсифицировать, экспорт.
О б р а з е ц: мемуары – воспоминания.
4. Найти среди неологизмов иностранного происхождения последних 2030 лет
экономические термины и выпиcать их:
Бартер, бестселлер, вэлфер, инаугурация, монетаризм, промоутер, тендер, фристайл,
электорат.
5. Доказать, что данные слова являются не только общеупотребительными словами,
но и экономическими терминами:
Цена, кризис, спрос.
О б р а з е ц: товар лицом показать, товары широкого потребления.
6. Перечислить некоторые фразеологизмы (67) со словом деньги; с 1
фразеологизмом (по выбору) составить предложение.
7. Составить и записать словосочетания с паронимами расчётливый – расчетный,
экономический – экономичный.
О б р а з е ц: эффектный выход, эффективные меры.
8. Определить, пользуясь словарем экономических терминов, какие из данных слов и
словосочетаний являются экономическими терминами, и выписать их:
«Утренний рейд», «вечерний обход», «горячие деньги», «лунатик», золотой стандарт,
«красный квадрат», «голубые фишки» «медведь», «волк».
9. Определить, какое из перечисленных слов имеет значение человек, готовый
бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными
интересами?
а) меценат б) альтруист в) эгоист г) филантроп
10. Записать предложения, исправив речевые ошибки:
1. Скоропостижный ответ студента привел к досадной ошибке.
2. У Плюшкина было много ангаров.
3. Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
4. Открытие уранового месторождения играло огромное значение в жизни страны.
5. Первый тост подняли за молодых.
6. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую ветвь.
№
Содержание работы и
последовательность
выполнения операции
1. Подобрать синонимы и
антонимы к выделенным
словам.
Оборудование
Инструктивные указания и
технические требования
Словари
словари
толковые
словари русского языка
синонимов,
антонимов,
словари,
Найти синоним и антоним к
слову
в
следует
словаре,
соответствующем
учитывая
данную
сочетаемость слова. Также
92. Выписать из глоссария
экономики строительства
3 термина,
соответствующих именно
этой отрасли экономики.
Глоссарий экономики
строительства
3. Определить
значение
данных иноязычных слов
(устно) и подобрать к ним
русские синонимы.
4. Найти среди данных
неологизмов иностранного
происхождения последних
2030 лет экономические
термины.
5. Доказать,
что данные
слова являются не только
общеупотребительными
словами,
экономическими
терминами.
но
и
6. Найти и
выписать
фразеологизмы с данными
словами.
7. Составьте и запишите
словосочетания с данными
паронимами.
Словари иностранных
слов, толковые словари
русского языка
Словари экономических
терминов
словари,
Толковые
словари экономических
терминов
Фразеологические
словари,
крылатых слов
словари
Толковые
словари паронимов.
словари,
слов
синонимы можно обнаружить в
толковом словаре русского
языка,
так как часто
толкование слова даётся
именно через синоним.
Сделайте в тетради запись по
образцу: весёлый человек –
радостный, грустный.
Найти в глоссарии экономики
строительства термины, в
которых отражена специфика
отрасли. Сделайте в тетради
запись по образцу: Фотоучет
–вид нормативного
наблюдения, который
используется при
исследовании строительных
процессов для разработки
производственных норм на
новые виды работ.
Познакомиться со значениями
иноязычных слов в словарях
иностранных
или
толковых словарях, подобрать
к ним из словарной статьи
русские синонимы и сделать
запись по образцу:мемуары –
воспоминания.
Пользуясь словарями
экономических терминов,
определить, какие из данных
слов являются экономическими
терминами и выписать их.
Пользуясь токовыми
словарями и словарями
экономических терминов,
составить и записать по
образцу словосочетания с
данными словами, употребляя
их в разных значениях: товар
лицом показать, товары
широкого потребления.
Найдите во фразеологическом
словаре данное слово и
выпишите все указанные
фразеологизмы; с 1 из них
составьте предложение и
записать его.
Найдите в словаре паронимов
или
словаре
русского языка данные слова,
познакомьтесь с их значением,
толковом
108. Определить,
какие из
слов
и
данных
словосочетаний являются
экономическими
терминами, и выписать их
Словарь экономических
терминов
9. Определить,
какое из
перечисленных слов имеет
данное значение.
Толковые
словари
русского языка, словари
иностранных слов.
10.
Исправьте
ошибки
в
предложениях.
речевые
данных
Учебники и учебные
пособия:
[1] с. 7781; [2] с. 157
162; [3] с.4243; [4] с.37
40, 4647.
и
по
составьте
запишите
словосочетания с этими
образцу:
словами
эффектный
выход,
эффективные меры.
словарю
Проверьте
по
терминов,
экономических
являются ли данные слова и
сл/с терминами. Выпишите
только те,
которые ими
являются.
Познакомьтесь со значением
данных слов в толковых
словарях или словарях
иностранных слов и укажите
букву правильного ответа.
прочитать
Внимательно
предложение, найти слово или
словосочетание, в котором
нарушены лексические нормы
(при
необходимости
обратиться к учебному
записать
материалу),
предложение,
исправив
речевую ошибку.
и
Задание для отчета: работа, выполненная в папке для практических работ, сдается
на проверку.
Контрольные вопросы:
Что такое лексика?
Что изучает лексикология?
Как характеризуются слова с точки зрения их происхождения?
Какая лексика относится к сфере ограниченного употребления?
Какие основные группы слов выделяются в русском языке с точки зрения активного
и пассивного запаса?
Расскажите о терминах и профессионализмах.
Какова может быть стилистическая окрашенность слова?
Дайте определение омонимов (синонимов, антонимов, паронимов). Что вам известно
об их разновидностях?
Расскажите о фразеологизмах.
Что такое «крылатые слова»?
Расскажите о средствах речевой выразительности.
Какие ошибки называют лексикофразеологическими, или речевыми?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
11