Технологии инклюзивного образования
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Стратегия 1: Инклюзивное образование
Создание адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех учащихся
1) Инклюзивное образование - это многокомпонентная стратегия или возможно, мега стратегия;
2) В основе идеи инклюзивного образования лежат два, возможно, три основных фактора. Во-первых, инклюзивное образование, если реализуется должным образом, обеспечивает учащимся с особыми образовательными потребностями усвоение знаний, социальное развитие и повышение самооценки. Остальные учащиеся тоже успешно усваивают знания, а также учатся понимать и ценить многообразие общества, социальную справедливость, равенство и лучше относиться друг к другу. Во-вторых, в настоящее время в большинстве стран считается общепринятым то, что учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют право обучаться вместе со своими сверстниками, у которых нет особых образовательных потребностей. Иногда выдвигают и третий аргумент: инклюзивное образование экономически более эффективно, если учесть расходы на транспортировку и проживание учащихся в специальных школах, особенно в сельской местности.
3) Эволюция идеи инклюзивного образования;
4) Практика: «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)»
5) Формула для описания составляющих инклюзивного образования: Инклюзивное образование= В + 0 + 5К + П + Рс + Рк, где: В = Видение: О = Определение в школу: 5К = 5 компонентов: Адаптированный учебный план. Адаптированная оценка. Адаптированное преподавание. Адаптированная доступная среда. Признание права на НО: П = Поддержка: Рс = Ресурсы. Рк = Руководство.
6) Научное обоснование стратегии: положительные и смешанные результаты; отрицательные взгляды и управление рисками.
педагогический образование инклюзивный
Стратегия 2: Совместное групповое обучение
«Помогите ученикам учиться друг у друга»
Опытные педагоги используют в обучении совокупность методов групповой (со всем классом и в группах) и индивидуальной работы. Совместное групповое обучение, которое иногда называют совместной учебой, предполагает, что учащиеся вместе работают в малых группах, помогая друг другу выполнять индивидуальные и групповые задания. Это весьма эффективная стратегия обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, особенно в группах «смешанных способностей».
Когда учащиеся работают без постоянного контроля и поддержки с вашей стороны, вы можете уделить больше времени и внимания малым группам, и отдельным ученикам. Однако это не означает, что ученики могут делать то, что им захочется. И это также не означает, что в группах они могут быть «сами по себе». Вы не должны позволять этого. Наоборот, вы должны направлять и отслеживать совместную работу всех учащихся. При совместном групповом обучении учащиеся должны работать как группа, а не в группе.
Совместное групповое обучение - это. безусловно, одна из самых экономически эффективных стратегий. Если у вас большие классы (как во многих развивающихся странах), то совместное групповое обучение может стать основной стратегией обучения. Использование совместного группового обучения похоже на создание маленьких классов из больших и работу нескольких учителей вместо одного.
Эта стратегия относится к содержательному (контекстному) компоненту обучения и модели, которую автор описывает в Главе 2.
По мнению ведущих специалистов, в этой области, данная стратегия включает четыре основных компонента:
– взаимозависимость: все члены группы стремятся достичь обшей цели и помогают друг другу в ее достижении;
– индивидуальная ответственность за общий результат: каждый член группы несет ответственность за усвоение им учебного материала и от его успеха зависит успех всей команды;
– сотрудничество: ученики обсуждают, решают проблемы и взаимодействуют друг с другом;
– оценка: члены группы анализируют и оценивают совместную работу, при необходимости вносят корректировки.
Совместное групповое обучение основано на двух педагогических идеях. Первая в результате сотрудничества и взаимодействия, учащихся возникает синергетический эффект. Другими словами, результат совместной работы больше, чем сумма индивидуальных результатов. Вторая - большая часть наших знаний создается в обществе, то есть, мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения - у членов семьи, друзей н коллег. Таким образом, совместное групповое окружение - это «естественный» способ обучения.
Стратегия 3: Взаимное обучение
Взаимное обучение - это ситуация, когда один ученик («обучающий») учит другого («учащегося») под вашим наблюдением. Иногда эта методика также называется: обучение при посредничестве сверстников, стратегии обучения с помощью сверстников (PALS), взаимное обучение в условиях класса, программы поддержки друзей, парное чтение и взаимная поддержка. Эта стратегия близка описанной нами стратегии №2, которая называется «Совместное групповое обучение».
Взаимное обучение - мощный инструмент, который повышает общую эффективность обучения в инклюзивных классах. Им можно пользоваться при обучении разным предметам, не только чтению, но и математике, естественным и социальным наукам, физкультуре, то есть в самых разных предметных областях.
Взаимное обучение в качестве метода обучения лучше всего применять на таких этапах образовательного процесса, как развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний, но не в качестве инструмента на этапе первоначального обучения. Иными словами, этот метод является дополнительным по отношению к другим методам обучения.
Формы применения данного метода могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня сформированности навыков у участников пар. Обычно более успешный обучающий учит менее успевающего учащегося примерно одного с ним возраста. Другой вариант - когда обучающий старше - иногда называется межвозрастным обучением. Еще один вариант - взаимное обучение в условиях класса, когда все ученики в классе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся. Существуют также различия, которые зависят от степени вовлеченности того или иного ученика в процесс обучения.
Следует также отметить, что ученики с особыми образовательными потребностями (обычно с менее выраженными видами инвалидности), выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в учебе, особенно если работают с младшими учащимися.
Стратегия 4: Культура школы «Создайте атмосферу уважения и развивающую среду для всех учащихся»
Создание позитивной культуры школы, или школьного этноса включает в себя определение и достижение целей развития школы. Эти цели отражают общие ценности, взгляды, традиции и нормы поведения для всех членов школьного сообщества, особенно для руководства. Для инклюзивных школ это означает формирование: а) стойкой приверженности идее разнообразия. 6) уважение к другим культурам и в) установление высоких, но реалистичных стандартов. Вы увидите, что большинство исследований, которые относятся к сфере инклюзивного образования, по своей природе являются не количественными, а качественными исследованиями. Эта стратегия представляет наибольший интерес для руководства шкод, особенно директоров.
Стратегия 5: Психологический климат в классе
«Благоприятный психологический климат в классе - главный мотивирующий фактор»
Климат в классе - многокомпонентная стратегия, включающая психологические характеристики класса, которые отличаются от физических, описанных автором в.
Для обозначения понятия «климат в классе иногда также употребляются следующие термины: среда/ пространство масса; психологический климат в классе; обстановка в массе; атмосфера в классе; «экология класса» и т.д.
Иными словами, мы имеет дело с самым важным компонентом контекста и мотивации обучения.
Учащиеся с особыми образовательными потребностями часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Слишком часто всем им приходится сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих. В результате, многие научились не доверять окружению и не верят в свою способность выжить в нем. Педагоги должны понимать, что у таких учащихся существует риск формирования заниженной самооценки, развития депрессии, тревожности и страха, проявления гнева и т.д. В свою очередь, все это отрицательно сказывается на успеваемости.
Вы можете разорвать этот порочный круг, если вы: понимаете эмоции / переживания учащихся и то. каким образом они влияют на мотивацию к обучению; создаете окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные; понимаете, что каждый день ученики приходят в школу с разным настроением, и эмоции могут им мешать; стараетесь использовать положительные эмоции в процессе преподавания; создаете окружение, отвечающее следующим характеристикам: стабильность: повторяемость; безопасность: теплота: эмпатия: поддержка: уверенность: чувство сопричастности: справедливость и спокойствие; постоянно даете понять всем учащимся, что они нужны всему классу, что их полностью принимают как личности, такими, каковы они есть, несмотря на возможные сложности в учебе; развиваете аутентичные отношения, в которых учащихся принимают безоговорочно, без какого бы то ни было манипулирования личностью, к ним проявляют уважение и теплоту, а при необходимости и сострадание; поддерживаете учеников, даете им понять, что они нужны и их ждут: «меня ждет в школе мой учитель», «я не люблю болеть из-за того, что, когда болею, не могу ходить в школу»; отводите каждому ученику в классе свою важную роль и создаете «сообщество учеников»; в подходящих ситуациях используете юмор, чтобы снять напряжение и сделать учебный процесс более радостным.
Стратегия 6: Обучение социальным навыкам
«Научите учащихся позитивному взаимодействию»
Обучение социальным навыкам - это набор стратегий, которые помогают учащимся устанавливать и поддерживать положительное взаимодействие с другими людьми. Она связана с содержательным (контекстным) и мотивационным компонентами модели обучения и преподавания.
Стратегия 7: Когнитивно - бихевиоральная терапия
«Помогите ученикам изменить негативное мышление»
Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) - это активный процесс изменения образов негативного мышления, который, в свою очередь, ведет к изменениям в поведении и в итоге, к снижению или исчезновению тревожности, или депрессии. Когнитивно - бихевиоральная терапия - это краткосрочная систематическая форма психотерапии, которая учит людей менять представление о себе и своих действиях и поступках. Она не предполагает исследования причин существующих проблем, которые могут быть связаны с прошлым.
Изначально когннтнвно-бихсвиоральная терапия была создана для взрослых, находящихся в состоянии тревожности или депрессии, но в последние годы она стала успешно применяться при работе с детьми и подростками. Как и у взрослых, данный вид психотерапевтического воздействия применялся у детей и подростков для лечения депрессии и тревожности, а также агрессии, посттравматических стрессовых расстройств в результате сексуального и физического насилия. в случае отказа ходить в школу, развода в семье и природных катастроф. Некоторые исследования подтверждают эффективность применения КБТ для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СЛВГ), поскольку при таком расстройстве у учащихся возникают проблемы управления своим поведением. Однако данные этих исследований не могут быть распространены на всю категорию детей с СДВГ.
Во всех случаях, когда применение КБТ снижает или устраняет дефицит внимания или гиперреактивность, улучшаются самочувствие учащегося и его отношения со взрослыми и сверстниками.
Данная стратегия, вероятно, больше имеет отношение к психологам и консультантам, но автор считает, что школьные педагоги тоже должны понимать ее фундаментальные принципы: (а) потому что эти принципы могут иногда применяться в преподавании, и (б) им придется тесно сотрудничать со специалистами, которые при помощи КБТ лечат детей в их классе.
Стратегия 8: Вспомогательные технологии
Компенсация дефицитарных навыков у обучающихся
Вспомогательные технологические устройства, применяемые в рамках вспомогательных технологии, определяются в законодательстве США как любые предметы, элементы оборудования или системы, приобретенные у официального производителя, модифицированные или изначально изготовленные с учетом индивидуальных потребностей пользователя, которые используются для увеличения, поддержания или улучшения функциональных возможностей детей с инвалидностью.
К области вспомогательных технологий относятся стратегии, которые называют по-разному: технологии специального доступа: «адаптивные технологии»; доступные цифровые медиа носители: «технологии дополнительной коммуникации»; «технологии специального обучения» и «обучение с использованием компьютерных технологий».
Список использованных источников
1. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. - М.: РООИ «Перспектива», 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.