Технологии инклюзивного образования
Оценка 4.6

Технологии инклюзивного образования

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
администрации
Взрослым
17.11.2021
Технологии инклюзивного образования
Технологии инклюзивного образования.docx

Технологии инклюзивного образования

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»



Стратегия 1: Инклюзивное образование

Создание адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех учащихся

1) Инклюзивное образование - это многокомпонентная стратегия или возможно, мега стратегия;

2) В основе идеи инклюзивного образования лежат два, возможно, три основных фактора. Во-первых, инклюзивное образование, если реализуется должным образом, обеспечивает учащимся с особыми образовательными потребностями усвоение знаний, социальное развитие и повышение самооценки. Остальные учащиеся тоже успешно усваивают знания, а также учатся понимать и ценить многообразие общества, социальную справедливость, равенство и лучше относиться друг к другу. Во-вторых, в настоящее время в большинстве стран считается общепринятым то, что учащиеся с особыми образовательными потребностями имеют право обучаться вместе со своими сверстниками, у которых нет особых образовательных потребностей. Иногда выдвигают и третий аргумент: инклюзивное образование экономически более эффективно, если учесть расходы на транспортировку и проживание учащихся в специальных школах, особенно в сельской местности.

3) Эволюция идеи инклюзивного образования;

4) Практика: «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)»

5) Формула для описания составляющих инклюзивного образования: Инклюзивное образование= В + 0 + 5К + П + Рс + Рк, где: В = Видение: О = Определение в школу: 5К = 5 компонентов: Адаптированный учебный план. Адаптированная оценка. Адаптированное преподавание. Адаптированная доступная среда. Признание права на НО: П = Поддержка: Рс = Ресурсы. Рк = Руководство.

6) Научное обоснование стратегии: положительные и смешанные результаты; отрицательные взгляды и управление рисками.

педагогический образование инклюзивный

Стратегия 2: Совместное групповое обучение

«Помогите ученикам учиться друг у друга»

Опытные педагоги используют в обучении совокупность методов групповой (со всем классом и в группах) и индивидуальной работы. Совместное групповое обучение, которое иногда называют совместной учебой, предполагает, что учащиеся вместе работают в малых группах, помогая друг другу выполнять индивидуальные и групповые задания. Это весьма эффективная стратегия обучения учащихся с особыми образовательными потребностями, особенно в группах «смешанных способностей».

Когда учащиеся работают без постоянного контроля и поддержки с вашей стороны, вы можете уделить больше времени и внимания малым группам, и отдельным ученикам. Однако это не означает, что ученики могут делать то, что им захочется. И это также не означает, что в группах они могут быть «сами по себе». Вы не должны позволять этого. Наоборот, вы должны направлять и отслеживать совместную работу всех учащихся. При совместном групповом обучении учащиеся должны работать как группа, а не в группе.

Совместное групповое обучение - это. безусловно, одна из самых экономически эффективных стратегий. Если у вас большие классы (как во многих развивающихся странах), то совместное групповое обучение может стать основной стратегией обучения. Использование совместного группового обучения похоже на создание маленьких классов из больших и работу нескольких учителей вместо одного.

Эта стратегия относится к содержательному (контекстному) компоненту обучения и модели, которую автор описывает в Главе 2.

По мнению ведущих специалистов, в этой области, данная стратегия включает четыре основных компонента:

– взаимозависимость: все члены группы стремятся достичь обшей цели и помогают друг другу в ее достижении;

– индивидуальная ответственность за общий результат: каждый член группы несет ответственность за усвоение им учебного материала и от его успеха зависит успех всей команды;

– сотрудничество: ученики обсуждают, решают проблемы и взаимодействуют друг с другом;

– оценка: члены группы анализируют и оценивают совместную работу, при необходимости вносят корректировки.

Совместное групповое обучение основано на двух педагогических идеях. Первая в результате сотрудничества и взаимодействия, учащихся возникает синергетический эффект. Другими словами, результат совместной работы больше, чем сумма индивидуальных результатов. Вторая - большая часть наших знаний создается в обществе, то есть, мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения - у членов семьи, друзей н коллег. Таким образом, совместное групповое окружение - это «естественный» способ обучения.

Стратегия 3: Взаимное обучение

Взаимное обучение - это ситуация, когда один ученик («обучающий») учит другого («учащегося») под вашим наблюдением. Иногда эта методика также называется: обучение при посредничестве сверстников, стратегии обучения с помощью сверстников (PALS), взаимное обучение в условиях класса, программы поддержки друзей, парное чтение и взаимная поддержка. Эта стратегия близка описанной нами стратегии №2, которая называется «Совместное групповое обучение».

Взаимное обучение - мощный инструмент, который повышает общую эффективность обучения в инклюзивных классах. Им можно пользоваться при обучении разным предметам, не только чтению, но и математике, естественным и социальным наукам, физкультуре, то есть в самых разных предметных областях.

Взаимное обучение в качестве метода обучения лучше всего применять на таких этапах образовательного процесса, как развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний, но не в качестве инструмента на этапе первоначального обучения. Иными словами, этот метод является дополнительным по отношению к другим методам обучения.

Формы применения данного метода могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня сформированности навыков у участников пар. Обычно более успешный обучающий учит менее успевающего учащегося примерно одного с ним возраста. Другой вариант - когда обучающий старше - иногда называется межвозрастным обучением. Еще один вариант - взаимное обучение в условиях класса, когда все ученики в классе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся. Существуют также различия, которые зависят от степени вовлеченности того или иного ученика в процесс обучения.

Следует также отметить, что ученики с особыми образовательными потребностями (обычно с менее выраженными видами инвалидности), выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в учебе, особенно если работают с младшими учащимися.

Стратегия 4: Культура школы «Создайте атмосферу уважения и развивающую среду для всех учащихся»

Создание позитивной культуры школы, или школьного этноса включает в себя определение и достижение целей развития школы. Эти цели отражают общие ценности, взгляды, традиции и нормы поведения для всех членов школьного сообщества, особенно для руководства. Для инклюзивных школ это означает формирование: а) стойкой приверженности идее разнообразия. 6) уважение к другим культурам и в) установление высоких, но реалистичных стандартов. Вы увидите, что большинство исследований, которые относятся к сфере инклюзивного образования, по своей природе являются не количественными, а качественными исследованиями. Эта стратегия представляет наибольший интерес для руководства шкод, особенно директоров.

Стратегия 5: Психологический климат в классе

«Благоприятный психологический климат в классе - главный мотивирующий фактор»

Климат в классе - многокомпонентная стратегия, включающая психологические характеристики класса, которые отличаются от физических, описанных автором в.

Для обозначения понятия «климат в классе иногда также употребляются следующие термины: среда/ пространство масса; психологический климат в классе; обстановка в массе; атмосфера в классе; «экология класса» и т.д.

Иными словами, мы имеет дело с самым важным компонентом контекста и мотивации обучения.

Учащиеся с особыми образовательными потребностями часто испытывают эмоции, связанные с неудачей. Слишком часто всем им приходится сталкиваться с отторжением и даже враждебностью со стороны окружающих. В результате, многие научились не доверять окружению и не верят в свою способность выжить в нем. Педагоги должны понимать, что у таких учащихся существует риск формирования заниженной самооценки, развития депрессии, тревожности и страха, проявления гнева и т.д. В свою очередь, все это отрицательно сказывается на успеваемости.

Вы можете разорвать этот порочный круг, если вы: понимаете эмоции / переживания учащихся и то. каким образом они влияют на мотивацию к обучению; создаете окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные; понимаете, что каждый день ученики приходят в школу с разным настроением, и эмоции могут им мешать; стараетесь использовать положительные эмоции в процессе преподавания; создаете окружение, отвечающее следующим характеристикам: стабильность: повторяемость; безопасность: теплота: эмпатия: поддержка: уверенность: чувство сопричастности: справедливость и спокойствие; постоянно даете понять всем учащимся, что они нужны всему классу, что их полностью принимают как личности, такими, каковы они есть, несмотря на возможные сложности в учебе; развиваете аутентичные отношения, в которых учащихся принимают безоговорочно, без какого бы то ни было манипулирования личностью, к ним проявляют уважение и теплоту, а при необходимости и сострадание; поддерживаете учеников, даете им понять, что они нужны и их ждут: «меня ждет в школе мой учитель», «я не люблю болеть из-за того, что, когда болею, не могу ходить в школу»; отводите каждому ученику в классе свою важную роль и создаете «сообщество учеников»; в подходящих ситуациях используете юмор, чтобы снять напряжение и сделать учебный процесс более радостным.

Стратегия 6: Обучение социальным навыкам

«Научите учащихся позитивному взаимодействию»

Обучение социальным навыкам - это набор стратегий, которые помогают учащимся устанавливать и поддерживать положительное взаимодействие с другими людьми. Она связана с содержательным (контекстным) и мотивационным компонентами модели обучения и преподавания.

Стратегия 7: Когнитивно - бихевиоральная терапия

«Помогите ученикам изменить негативное мышление»

Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) - это активный процесс изменения образов негативного мышления, который, в свою очередь, ведет к изменениям в поведении и в итоге, к снижению или исчезновению тревожности, или депрессии. Когнитивно - бихевиоральная терапия - это краткосрочная систематическая форма психотерапии, которая учит людей менять представление о себе и своих действиях и поступках. Она не предполагает исследования причин существующих проблем, которые могут быть связаны с прошлым.

Изначально когннтнвно-бихсвиоральная терапия была создана для взрослых, находящихся в состоянии тревожности или депрессии, но в последние годы она стала успешно применяться при работе с детьми и подростками. Как и у взрослых, данный вид психотерапевтического воздействия применялся у детей и подростков для лечения депрессии и тревожности, а также агрессии, посттравматических стрессовых расстройств в результате сексуального и физического насилия. в случае отказа ходить в школу, развода в семье и природных катастроф. Некоторые исследования подтверждают эффективность применения КБТ для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СЛВГ), поскольку при таком расстройстве у учащихся возникают проблемы управления своим поведением. Однако данные этих исследований не могут быть распространены на всю категорию детей с СДВГ.

Во всех случаях, когда применение КБТ снижает или устраняет дефицит внимания или гиперреактивность, улучшаются самочувствие учащегося и его отношения со взрослыми и сверстниками.

Данная стратегия, вероятно, больше имеет отношение к психологам и консультантам, но автор считает, что школьные педагоги тоже должны понимать ее фундаментальные принципы: (а) потому что эти принципы могут иногда применяться в преподавании, и (б) им придется тесно сотрудничать со специалистами, которые при помощи КБТ лечат детей в их классе.

Стратегия 8: Вспомогательные технологии

Компенсация дефицитарных навыков у обучающихся

Вспомогательные технологические устройства, применяемые в рамках вспомогательных технологии, определяются в законодательстве США как любые предметы, элементы оборудования или системы, приобретенные у официального производителя, модифицированные или изначально изготовленные с учетом индивидуальных потребностей пользователя, которые используются для увеличения, поддержания или улучшения функциональных возможностей детей с инвалидностью.

К области вспомогательных технологий относятся стратегии, которые называют по-разному: технологии специального доступа: «адаптивные технологии»; доступные цифровые медиа носители: «технологии дополнительной коммуникации»; «технологии специального обучения» и «обучение с использованием компьютерных технологий».

Список использованных источников

1. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. - М.: РООИ «Перспектива», 2009


 

Технологии инклюзивного образования

Технологии инклюзивного образования

Совместное групповое обучение - это

Совместное групповое обучение - это

Стратегия 4: Культура школы «Создайте атмосферу уважения и развивающую среду для всех учащихся»

Стратегия 4: Культура школы «Создайте атмосферу уважения и развивающую среду для всех учащихся»

Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) - это активный процесс изменения образов негативного мышления, который, в свою очередь, ведет к изменениям в поведении и в итоге, к снижению…

Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) - это активный процесс изменения образов негативного мышления, который, в свою очередь, ведет к изменениям в поведении и в итоге, к снижению…
Скачать файл