"Технологии постановки звуков с помощью логопедических зондов"

  • docx
  • 13.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗОНДОВ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

 

ТЕХНОЛОГИИ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗОНДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Кондаурова Е.А.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

 Недостатки произношения фонем имеют, как правило, различную природу и требуют дифференцированного лого­педического подхода.

Сущность логопедического воздействия при нарушениях звукопроизношения заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогической коррекции.

Существуют три основных способа постановки и коррек­ции звукопроизношения: подражание, механическое воздей­ствие и третий способ — смешанный. При любом из назван­ных способов следует учитывать артикуляционное родство между фонемами и при их постановке или коррекции опи­раться на правильно произносимые родственные фонемы.

Логопедическое воздействие должно производиться сис­тематично и последовательно, с рациональным распределе­нием упражнений во времени и интервалов между ними. Дли­тельность занятий зависит от возраста и характера нарушения.

Большое место в коррекционной работе занимает арти­куляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков.

Целью артикуляционной гимнастики является выработ­ка правильных, полноценных движений органов артикуля­ции, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения начинаются с укладов по подражанию, а при невозможности — с движений, произво­димых специальными логопедическими зондами, механичес­ким способом.

Проволочные зонды — щупы предназначены для меха­нического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи у лиц с различными по степени тяжести нарушениями звукопроизношения, в том числе глухих и слабослышащих.

Логопед просит ребенка произнести звук или слог, по­вторить его несколько раз и во время повторения при помо­щи зонда меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук или слог. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуля­ции только подчиняются действиям логопеда. Пассивные дви­жения постепенно переводятся в пассивно-активные, а за­тем в активные. После длительных тренировок органы артикуляции принимают необходимую позу без механичеcкой помощи.

Применение механических средств во многих случаях значительно облегчает задачу постановки звуков и позволя­ет экономить время. Однако не следует злоупотреблять ими и применять их тогда, когда тот же эффект может быть до­стигнут естественным путем — путем подражания.

 

Рассмотрим постановку звуков с помощью логопедичес­ких зондов.

 

 Технология постановки звука Р

 

  1. Зонд вводят под язык. Прикосновения к нижней по­верхности передней части языка быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка. Ребенок при
    этом произносит ддд или т в быстром темпе при слегка от­крытом в улыбке рте и смыкании языка с деснами верхних резцов или альвеол.
  2. Ребенок произносит звук ж протяжно без округления губ с перемещением переднего края языка несколько впе­ред, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха. В это время зонд вводят под язык и быстрыми движениями вправо и влево вызывают вибрацию.
  3. Ребенок повторяет слог за с несколько удлиненным произнесением первого звука з-з-за и перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фри­
    кативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд и с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.
  4.    

 

 

 Технология постановки звука Ц

 

Зондом логопед удерживает кончик языка ребенка у ниж­них резцов или помещает зонд между передней частью спин­ки языка и зубами и просит ребенка произнести слог та или сочетание согласных тс с сильным выдохом. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка надавливает на язык, слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в ре­зультате слышится слитный звук ц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология постановки звуков С и 3

 

Ребенок многократно произносит слог та, да. Логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком языка и слег­ка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую, выдыхаемая струя воздуха производит сви­стящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эф­фекта.

 

 Технология постановки звука Л

 

Логопед просит ребенка произнести слог ля. Затем вво­дит зонд так, чтобы он оказался между твердым небом и средней частью спинки языка и нажимает на язык вниз— вправо или влево. Зацепив зонд кончиком языка, язык прижать к верхним альвеолам и добиваться произнесения звука Л.

 

 

 

 

 

Технология постановки звука Ш

 

  1. Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит зонд под язык. С его помощью переводит кончик язы­ка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Регулируя угол на­клона и глубину введения зонда в рот, логопед находит та­кое его положение, которое даст наилучший на данном эта­пе работы акустический эффект. Пока повая артикуляция языка не будет закреплена, ребенку нельзя напоминать о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или вклю­чать в упражнения слова, содержащие данную фонему.

Материалом упражнений, проделываемых с помощью зон­да, могут быть слоги са, со, се, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.

  1. Ребенок произносит слог ра, и в момент произнесения логопед прикасается зондом к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша.

 

 

Технология постановки звука Ж

При наличии фонемы з не трудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

 

 Технология постановки звука Щ

 

Ребенок несколько раз произносит слог си с протяжен­ным свистящим элементом: си-си. Затем логопед вводит зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподни­мает его, несколько отодвигая назад.

 Технология постановки звука Ч

 

Ребенок произносит несколько раз слог атс или сочета­ние согласных тш с некоторым усилением выдоха на со­гласном элементе. В момент произнесения логопед с помо­щью зонда слегка отодвигает назад кончик языка.

Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподни­мает язык и несколько отодвигает его назад подложенным под него зондом — появится верхнее «ч», если же просто отодвигает, то нижнее.

 

 Технология постановки звука К

 

Ребенок несколько раз произносит слог та. В момент произнесения логопед зондом постепенно отодвигает язык назад, надавливая на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, затем ка.

 

Технология постановки звука X

 

Способ постановки звука «х» при помощи зонда аналоги­чен тому, с помощью которого ставится «к» от «т». Ребенка побуждают произнести слог сса, протягивая согласную фо­нему, а зондом нажимают на переднюю часть спинки язы­ка, удерживая его за нижними резцами.

 Технология постановки звука Г

 

Фонема г ставится аналогично приему постановки к от т. При произнесении слога да вводится зонд, который на­жимает на язык и выгибает его, удерживается в таком поло­жении получения до слогов да, дя, гя, га.

 

 Технология постановки звука Й

 

Механический способ постановки «й» от фонемы «з» ана­логичен тому, как фонема «х» ставится от «с», но с той разницей, что завершающим является не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протя­гивая согласную фонему) и нажимают зондом на самую пе­реднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между за и жа. Затем зонд продвигается несколько глубже, пока не будет услышано четкое йа. Далее предлага­ются сочетания зо, зу, зе; азо, азу, азе, получаются слоги йо(е), йу(ю), йе(е), ае, аю, ае.

Комплект логопедических зондов может использоваться и для проведения массажа у лиц с дизартрическими рас­стройствами.

Логопедический массаж — часть комплексной логопе­дической работы, направленной на коррекцию речевых рас­стройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необхо­димым условием эффективности логопедического воздей­ствия. При преодолении артикуляторных нарушений ло­гопедический массаж применяется наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнас­тикой.

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка.

При массаже языка дополнительно могут использовать­ся такие приспособления, как постановочные  или массажные зонды (последние разрабо­таны Е. В. Новиковой).

При использовании логопедических зондов массажные движения выполняются в трех направлениях:

горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот;

вертикальном: ритмичное надавливание на язык;

поперечном: направление справа налево и обратно по каж­дой половине языка. Массаж подъязычной уздечки .

Воздействие осуществляется с помощью следующих дей­ствий: поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, вибрация (легкая и сильная), постукивание, ввинчивание.

В этом случае при выполнении массажных движений следует учитывать, что:

при расслабляющем массаже движения должны быть легкими (поглаживание, легкое надавливание и легкая виб­рация);

при активизирующем массаже, напротив, движения дол­жны быть энергичными (штрихование, рубление, надавли­вание, сильная вибрация, постукивание, ввинчивание).

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляци­онной мускулатуры, помогает формированию и осуществле­нию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Таким образом, комплект логопедических зондов может быть использован как в подготовительной работе к массажу в наиболее сложных случаях, так и при постановке звуков традиционными способами.