Министерство образования
Республики Башкортостан
ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект
выступления на заседании
педагогического совета школы
на тему:
«Педагогические технологии».
Подготовила учитель:
Фаткуллина Ильвира Хасановна
г. Октябрьский
2017 год
Понятие "педагогической технологии"
В педагогической и
психологической литературе часто встречается понятие "технология",
пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых
компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное
направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы
в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах
мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не
являются случайностью.
Понятие "педагогическая технология"
может рассматриваться в трех аспектах:
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Слайд
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
Управляемость предполагает
возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования
процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с
целью коррекции результатов. Слайд
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические
технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного
стандарта обучения. Слайд
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения
(повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных
образовательных учреждениях, другими субъектами. Слайд
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
Концептуальная
часть
педагогической технологии - это научная база технологии, те
психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Слайд
Содержательную часть технологии
составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Слайд
Процессуальная часть представлена
системной совокупностью следующих элементов:
Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. Слайд
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
Методика и технология
Педагогика давно
искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в
работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы
и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что
необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы
добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у
практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики.
Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда
отвечали все расширяющимся требованиям.
В результате педагогика накопила в своем арсенале
значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в
обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по
сей день. Слайд
Очевидно, что совершенствование методик надо
продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике)
отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля
процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
Поступательное развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и
воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на
организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все
изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые
подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные
пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов
повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных
методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе
методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
Методы обучения и их классификация
Существенной
составляющей педагогических технологий являются методы обучения -
способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Слайд
В педагогической литературе нет единого мнения
относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К.
Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение
задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ
организации познавательной деятельности учащихся". Слайд
В истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
В каждом из
последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности
обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
- метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках
репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое
широкое применение для передачи большого массива информации. Слайд
Репродуктивный метод обучения -
метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила.
Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется
по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным
образцом ситуациях. Слайд
Метод проблемного изложения в обучении
- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как
бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в
настоящем такой подход широко используется. Слайд
Частичнопоисковый, или эвристический,
метод обучения заключается в организации активного поиска решения
выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных
задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и
указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом
поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе
работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Слайд
Исследовательский метод обучения -
метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого
устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия
поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной
работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Слайд
Приемы и средства обучения
В процессе
обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности
педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как
способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение
каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием
обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами
обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью
которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Слайд
Педагогические средства далеко не сразу стали
обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные
методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора
кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает
необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К
педагогическим средствам относятся:
Формы обучения
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Слайд
В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
Например, урок
может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Слайд
Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.