Технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации
Оценка 4.6
Занимательные материалы +5
docx
дефектология +2
Детсад—1 кл
08.07.2018
Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом».
4.docx
Технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной
образовательной организации
Павлова Е.Н.,
учительлогопед
МДОУ «Детский сад №3»
Понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не так
давно, заменив более традиционной понятие «социальное воспитание
дошкольников». Социализация в современной дошкольной педагогике
представляет собой «процесс становления личности, постепенное усвоение
ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик
сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с
обществом». Другой автор Г.М. Андреева считает, что социализация – это
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,
систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно
подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства
системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного
включения в социальную среду.
Н.П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть
умение жить в социальном обществе, считает что, новой задачей дошкольной
организации становится организация дружественного социума на территории
детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она
считает,
что предложенные ею технологии позволят изменить
образовательный процесс. Задачами социального развития дошкольников
являются:
1.
Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с
другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2.
Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого
удовольствие;
3.
Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я
член коллектива», «Я мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;
4.
Развитие способности к принятию собственных решений на
основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и
приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции
поведения.
В настоящее время вниманию педагогов представлены следующие авторских
технологии:
1.
клубный час позволяет детям под опосредованным контролем
взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать
ту деятельность, которая им нравится;
2.
ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми
насущных проблем в группе; 3.
ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я –
член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я –
часть семьи, я – россиянин);
4.
заключительные праздники по ситуации месяца подводят итог
тому, чему дети научились за месяц;
5.
проблемные педагогические
ситуации предполагают
их
самостоятельное разрешение детьми;
6.
детиволонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь
старших дошкольников младшим);
7.
8.
9.
волшебный телефон, своеобразный детский «телефон доверия»;
социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского;
развивающее общение (технология гуманистического общения
«взрослыйребенок», «взрослыйвзрослый»);
10.
новые способы и технологии привлечения родителей в жизнь
сада.
Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так
и каждая отдельно.
«Рефлексивный круг»
Ежедневный рефлексивный круг проводится каждый день перед завтраком со
всеми детьми. Он включают в себя разговор с детьми в течение 510 минут.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился в одном и том же
месте, чтобы впоследствии дети самостоятельно могли обсуждать свои
проблемы в кругу. Предлагаем темы для обсуждений: Чем мы сегодня будем
заниматься? Что произошло у нас интересного в группе вчера? Кого мы можем
назвать справедливым, добрым и др. Эта технология позволяет стимулировать
речевую активность, мыслительные возможности, учит излагать свои мысли,
развивать самостоятельность суждений и т.д.
Важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации
происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем
социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в
детском саду, кружок, или будущий школьник), а также что немаловажно у
детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме,
осваивать новые знания и представления.
Освоение авторских технологий эффективной социализации ребенка
проходит в детском саду постепенно, по мере готовности детей, родителей,
пополнения материалов и оборудования развивающей предметно
пространственной среды.
Список литературы:
1.
Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф.Голованова. М.:
Речь, 2004. – 272 с.
2.
Гришаева Н.П Современные технологии эффективной социализации ребенка в
дошкольной образовательной организации . – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
Технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации
Технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.