Технологии графического представления информации

  • Исследовательские работы
  • Семинары
  • pptx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация семинара "Технологии графического представления информации" охватывает технологию эйдос-конспект и мнемотехнику в начальной школе. Представлены практические приёмы применения технологий в начальной школе и в средней школе. Материал разработан для городского педагогического семинара. Может быть полезен для педагогов, работающих с инновационными пед.технологиями.
Иконка файла материала Технологии графического представления информации.pptx
Технологии  графического  представления  информации Материал подготовил: учитель начальных классов Козорезова И.А. г.Рязань, 2016
Мнемотехника­технология развития памяти,  совокупность правил и приемов, облегчающих  запоминание, история которой насчитывает более 2500  лет. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона .
Структура мнемотехники
Мнемотаблица Это схема, в которой заложена определенная  информация. Суть мнемосхемы заключается в  следующем: на каждое слово или маленькое  словосочетание придумывается картинка  (изображение); таким образом весь текст  зарисовывается схематично, глядя на эти схемы –  рисунки,  ребенок легко запоминает информацию.   Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки,  ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы при отгадывании загадок «Трактор»
Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах:
Использование предлогов  (символы) - в - на - под - над - за - к - от - с, со - из -между
Пересказ по схемеНаступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной  ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи,  бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают  почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка.  Прямо из­под снега расцветают подснежники – первые вестники  весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются  перелётные птицы.
Заучивание стихотворений: АЛИСА В САДУ Вот идёт Алиса в сад, Скоро будет листопад. Слива там и абрикос, На скамейке – сонный пёс. Там краса и чудеса: Солнце киска и роса, У скамейки стол стоит, Самовар на нём свистит. Вот в песочнице песок, Самосвал там и совок, Рядом с ними самокат. Ах, какой прекрасный сад!
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами  значительно сокращает время обучения и  одновременно решает задачи, направленные на:  развитие основных психических процессов –  или полном графическом воспроизведении. памяти, внимания, образного мышления;  Развитие связной речи;  развитие мелкой моторики рук при частичном  Для изготовления таблиц не требуются художественные  способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные  символические изображения предметов и объектов к выбранному  рассказу. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;Развитие связной речи;развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа со словарными словами.
Эйдос – конспект – это приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Эйдос-конспект Изображение и краткое рассуждение, дающее толкование своего видение темы и образов художественного произведения.
ЭК бывают разных видов. По форме их можно разделить на следующие: • 1) художественные (в основе – рисунок) • 2) графические (приближенные к опорному конспекту) • 3) цветовые (в основе цвет) • 4) ассоциативные (рождающие собственные образы) • 5) комбинированные (сочетающие в себе разные рисунок и цвет, схему и образы, авторские и виды: читательские образы).
«До боли нам ясен долгий путь!» И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная
По содержанию ЭК условно разделим на несколько групп: • ЭК, отражающие особенности художественного мира писателя • ЭК, раскрывающие тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения • ЭК – помощники при анализе образа-персонажа • ЭК, проводящие литературные параллели • ЭК, основанные на образах, созданных известными критиками произведения • ЭК, трактующие литературные направления
Достоинства работы с эйдос- конспектами (ЭК) • помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика); • позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником; • требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности; • развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;
Спасибо за внимание