Презентация семинара "Технологии графического представления информации" охватывает технологию эйдос-конспект и мнемотехнику в начальной школе. Представлены практические приёмы применения технологий в начальной школе и в средней школе. Материал разработан для городского педагогического семинара. Может быть полезен для педагогов, работающих с инновационными пед.технологиями.
Технологии
графического
представления
информации
Материал подготовил:
учитель начальных классов Козорезова И.А.
г.Рязань, 2016
Мнемотехникатехнология развития памяти,
совокупность правил и приемов, облегчающих
запоминание, история которой насчитывает более 2500
лет.
Понятие
«Мнемотехника»
происходит от
греческого
«mnemonikon» –
искусство
запоминания.
Искусство запоминания названо
словом «mnemonikon» по имени
древнегреческой богини памяти,
Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по
мнемотехнике датируются примерно
86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу
Цицерона и Квинтиллиона .
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная
информация. Суть мнемосхемы заключается в
следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом весь текст
зарисовывается схематично, глядя на эти схемы –
рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы при отгадывании загадок
«Трактор»
Используются мнемодорожки
для составления описательного
рассказа об игрушках, овощах,
фруктах, птицах:
Использование предлогов
(символы)
- в
- на
-
под
-
над
- за
- к
- от
- с, со
- из
-между
Пересказ по
схемеНаступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной
ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи,
бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают
почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка.
Прямо изпод снега расцветают подснежники – первые вестники
весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются
перелётные птицы.
Заучивание стихотворений:
АЛИСА В САДУ
Вот идёт Алиса в сад,
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке – сонный пёс.
Там краса и чудеса:
Солнце киска и роса,
У скамейки стол стоит,
Самовар на нём свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!
Мнемотаблицы:
являются дидактическим
материалом по развитию речи;
их можно использовать для
пополнения словарного запаса и
развития речи;
использовать при обучении
пересказу и составлению
рассказов, заучивании наизусть и
отгадыванию загадок.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами
значительно сокращает время обучения и
одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов –
или полном графическом воспроизведении.
памяти, внимания, образного мышления;
Развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук при частичном
Для изготовления таблиц не требуются художественные
способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные
символические изображения предметов и объектов к выбранному
рассказу.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;Развитие связной речи;развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа со словарными
словами.
Эйдос – конспект
– это приём
технологии
развития
критического
мышления через
чтение и письмо
Эйдос-конспект
Изображение и краткое
рассуждение, дающее
толкование своего видение
темы и образов
художественного
произведения.
ЭК бывают разных видов. По форме их
можно разделить на следующие:
• 1) художественные (в основе – рисунок)
• 2) графические (приближенные к опорному
конспекту)
• 3) цветовые (в основе цвет)
• 4) ассоциативные (рождающие собственные
образы)
• 5) комбинированные (сочетающие в себе разные
рисунок и цвет, схему и образы, авторские и
виды:
читательские образы).
«До боли нам ясен долгий путь!»
И вечный бой! Покой нам только
снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
Закат в крови! Из
сердца кровь
струится!
Плачь, сердце,
плачь…
Покоя нет! Степная
По содержанию ЭК условно разделим на
несколько групп:
• ЭК, отражающие особенности художественного мира
писателя
• ЭК, раскрывающие тематику, проблематику, идейное
содержание, композицию произведения
• ЭК – помощники при анализе образа-персонажа
• ЭК, проводящие литературные параллели
• ЭК, основанные на образах, созданных известными
критиками произведения
• ЭК, трактующие литературные направления
Достоинства работы с эйдос-
конспектами (ЭК)
• помогает увидеть образ, созданный
художником, глазами учащегося (диалог
учителя и ученика);
• позволяет проверить уровень восприятия
произведения, а иногда и творчества, так
как комментарий к ЭК показывает,
насколько глубоко текст понят учеником;
• требует от учащегося самостоятельной
работы в выборе тем, образов, учит его
исследовательской деятельности;
• развивает творческие способности
учащегося, интегрирует разные виды
искусства: литературу и живопись;