Технология личностно ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность, созидание гуманистических отношений в коллективе, посредством которых, каждый обучающийся осознает себя равноправной личностью.
В рамках этого типа технологий отдельно как самостоятельные выделяются гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания и технологии сотрудничества.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ученика на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Целью личностно-ориентированного обучения в концепции И. С. Якиманской является создание условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося.
Ценность же заключается в выращивании личности учащегося как индивидуальности в ее неповторимости.
В чем состоит сущность личностно ориентированного подхода в целостном педагогическом процессе?
Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс.
Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения.
По мнению К. Роджерса — обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемом относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.
Какие признаки присущи личностно ориентированному уроку?
· Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы.
· Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся.
· Анализ действий каждого ученика.
· Выявление значимых способов, избираемых учащимися.
Чем отличаются личностно ориентированные технологии от других педагогических технологий используемых в традиционных дидактических системах?
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образований –понимание и взаимопонимание.
Какие роли играет учитель в личностно ориентированном обучении?
Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся, учит самостоятельной постановке учебных задач, в том числе задач по самоизменению учащихся.
Функциями личностно – ориентированного образования являются гуманитарная, культуро – созидательная и социализации.
Какие идеи заложены в основу личностно ориентированных технологий?
1) этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника;
2) принцип свободы личности в образовательном процессе;
3) принцип индивидуальности в образовании;
4) построение педагогического процесса, ориентированного на развитие личностных свойств учащегося.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
- Самоактуализация интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.
- Индивидуальность личности
- Субъектности
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой
активностью и свободой в познании себя и окружающей
действительности, выражающееся мерой обладания активностью и
свободой в выборе и осуществления деятельности.
- Выбора (представления возможности разного выбора)
- Доверие и поддержка
- Творчество и успех.
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока:
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Таким образом, личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности учащегося, развития его неповторимой индивидуальности.
Широкую международную известность получила система целей обучения, разработанная американским педагогом Бенджамином Блумом. Она дает учителю множество инструментальных возможностей. Охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.
1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроиз-ведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. По данным экспертных оценок, а также опросов учителей и анализа литературы, проведенных Б. Блумом и его сотрудниками, к познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознания и проявления в деятельности. Для каждой категории учебных целей существует определенная совокупность вопросов (по-Б. Блуму):
Рассмотрим эти вопросы, понимая, что каждый тип вопроса представляет целый диапазон мыслительных процессов. Все это дает доступ к различным точкам зрения, которые, в свою очередь, способствуют возникновению более элегантных и богатых представлений.
Вопросы формального уровня – это такие вопросы, которые задаются с целью получения фактологической информации (Что? Где? Когда? …).
Вопросы на перевод требуют от учащегося при ответе трансформации информации в другую форму. Вопрос на перевод задается учащимся, например, для того, чтобы они представили себе ситуацию, сцену или событие, которые они изучают, и описали то, что увидели. Вопросы на перевод поощряют учащихся к перестройке или трансформации информации в другие образы. Учащиеся при ответе на вопросы обсуждают образ, который они себе представляют, или звуки, которые они слышат в процессе чтения.
Вопросы на интерпретацию задаются учащимся для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями (“Почему вы думаете, что …?”, “Какова, по вашему мнению, была причина того, что …?”).
Вопросы на применение дают учащимся возможность решать проблемы или более глубоко исследовать проблемы логики или рациональной деятельности.
Вопросы на анализ сводятся к тому, что учащийся должен ответить, достаточно ли хорошо разъяснено значение того или иного события, или же другие варианты ответов, другие обстоятельства объясняют их лучше или более разумно. Учитель может задать вопрос о мотивах поведения персонажа рассказа или о плане исследований экспериментатора, или поставить под сомнение разумность развязки рассказа.
Вопросы на синтез связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления. В то время как вопросы на применение сводятся к решению проблем, основанных на имеющейся информации, вопросы на синтез дают учащимся возможность использовать свои знания и опыт для творческого решения проблемы. Вопросы на синтез предлагают учащимся создать альтернативные сценарии (“Что, по-вашему, могли бы сделать эти два персонажа, чтобы…?”, “Как иначе можно рассмотреть…?”).
Вопросы на оценку задаются учащимся для того, чтобы вынести суждения о хорошем и плохом или о справедливом и несправедливом в соответствии с теми принципами, которым учащийся должен дать определение. Вопросы на оценку требуют, чтобы учащийся понял, с чем он встретился, и интегрировал этот вопрос в личную систему взглядов, на основании которой можно было бы вынести суждения.
Выходя за рамки вопросов формального уровня, преподаватели тем самым демонстрируют, что они ценят мысли учащихся. Учащиеся начинают сознавать, что изучение фактической информации – это лишь один из видов учения, а для того чтобы знания стали ценными, их надо интегрировать, анализировать и соответствующим образом использовать.
Важным условием эффективности работы в технологическом режиме является наличие вариантов стратегий для достижения одной и той же цели обучения. Уже отмечалось, что достаточно часто при четком выстраивании всех этапов работы не достигается устойчивый положительный результат. Это объясняется разрывом между декларируемыми целями обучения и позицией педагога и учащихся в процессе обучения. Поэтому большинство инновационных технологий обучения содержат в себе стратегии мотивации слушателей в процессе учения. Например, в технологии творческих мастерских эти стратегии направлены на эмоциональное воздействие, на достижение сопереживания, “проживания” учебной ситуации. В технологии развития критического мышления основные стратегии направлены на самостоятельное выявление учащимся базового уровня имеющихся знаний, разрыва между этими знаниями и на определение индивидуальной стратегии взаимодействия
В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Традиционный урок |
Личностно–ориентированный урок |
1. Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков |
1. Способствует эффективному накоплению каждым учеником своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы обучающихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
|
2. Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать в том учебном материале, который предлагает сам |
3. Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными учащимися |
4. Ведет индивидуальную работу с каждым обучающимся |
5. Планирует и направляет деятельность учеников |
5. Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы, подмечая и исправляя допущенные ошибки |
6. Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением школьниками |
7. Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между обучающимися: «поощряет правых и наказывая виноватых» |
8. Побуждает обучающихся обсуждать возникающие сложные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
1. Использование проблемных творческих заданий.
2. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся.
4. Сообщение обучающимся организации учебной деятельности в ходе урока.
5. Обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
6. Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающихся, но и анализ того, как обучающийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
8. Отметка, выставляемая в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего
задания.
Практические занятия «Неотложной помощи» дают преподавателю широкие возможности для реализации принципов и
технологических приемов личностно-ориентированного подхода, особенно в следующих формах:
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- фронтальная;
- дифференцированная работа;
- творческие задания по выбору;
- самостоятельная работа;
- обучение сотрудничеству;
- метод проектов и исследований;
- разноуровневое обучение;
- создание ситуации успеха.
Преимущества индивидуальных проектов:
- план работы над проектом м.б. выстроен и отслежен с максимальной точностью.
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит
только от него самого.
- учащийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта- от
замысла до итоговой рефлексии.
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских,
презентационных, оценочных).
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества
проект м.б. выполнен наиболее глубоко и разносторонне
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидергенератор идей, лидер- исследователь, лидер- оформитель продукта, лидер- режиссер
презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в
работу на определенном этапе.
в рамках проектной деятельности группы м.б. образованы подгруппы, предлагающие различные
пути решения проблемы, идеи, точки зрения, элементы соревнования между ними, как правило,
повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Какой из образовательных результатов относится к личностно ориентированным?
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Литература и ссылки:
1. Применение личностно-ориентированных технологий в обучении выпускников учреждений среднего профессионального образования в ВУЗе. Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3
2. Таранцова, А. В. Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий / А. В. Таранцова, В. В. Попова. —Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 25-27.
3. Склярова, Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю. Н. Склярова. —Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 33-36. https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/ (дата обращения: 19.03.2023).
4. Автор: Якиманская Ираида Сергеевна. Основы личностно-ориентированного образования. Лаборатория знаний, 2015 г.
5. Личностно-ориентированные технологии.Личностно-ориентированное обучение среди современных теорий занимает видное место. Сибирский государственный индустриальный университет. 2015г
https://studfile.net/preview/4175866/page:7/
6. Н.А. Разина, Технологические характеристики личностно-ориентированного урока — Завуч №3— 2004г.
7. https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/42971/Lichnostno-orientirovannye_pedagogicheskie_tekhnologii
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/06/tekhnologiya-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.