«Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.9

«Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.9
docx
15.09.2020
«Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»
Обобщение опыта Морозовой И.В. на аттестацию.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

ФИЛИАЛ КГА ПОУ «ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

(ФИЛИАЛ КГА ПОУ «ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)

г. Артем

Обобщение педагогической деятельности по теме «Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»

И.В. Морозова, преподаватель

СВЕДЕНИЯ

 о преподавателе филиала КГА ПОУ «Энергетический колледж» краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Промышленный колледж энергетики и связи»

 

 

1.

 

Фамилия, имя, отчество

 

Морозова Ирина Владимировна

2.

Должность

 

преподаватель английского языка

3.

Место работы                    

филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»

4.       Образование                   Уссурийский государственный педагогический институт, 1978, учитель английского и немецкого языков

         (наименование учебного заведения, специальность)

5. Общий стаж работы             39 лет, педагогический стаж -33года

6. Награждения                         Почетный работник начального профессионального образования, 2001 год

7. Поощрения   за последние 5 лет - Грамота департамента образования и науки Приморского края, 2018 г., Благодарность за вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине, 08.07.2020; Диплом за 1 место во всесоюзном конкурсе «Оценка уровня ИКТ- компетенций педагогических кадров в соответствии с ФГОС 19.04.2020

8.   Курсы повышения квалификации  «Современные технологии обучения иностранному языку с учетом требований ФГОС» (72 часа), 24 марта 2020 

9. Публикации на сайтах https://infourok.ru/user/morozova-irina-vladmirovna/progress в 2020 году :

  9.1 Методическая разработка на тему "Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности и этап современного урока английского языка в условиях реализации ФГОС", 11.05.2020;

9.2 Методическая разработка по теме Формирование УУД на уроках иностранного языка,11.05.2020

9.3. «Технология проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС

9.4. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03. Английский язык 21.02.05. Земельно- имущественные отношения (по отраслям);

9.5. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03. Английский язык 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

https://znanio.ru/person/z15327531:

Свидетельство о создании официального персонального учительского сайта 30.02.2020

9.5.Презентации: "Concept, purpose and objectives of land management», «The purpose and objectives», «Land Use Goals and Objectives», "Electrical equipment»

9.6  Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03. Английский язык 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Участие в международных вебинарах: 13.02.2020; 10.03.2020; 04.06.2020;

Свидетельство о подготовке к участию студентов колледжа по английскому языку в Международном конкурсе «Олимпис 2020-Вессенняя сессия2, ставших обладателями 3-х дипломов 04.04.2020

Участие в краевом конкурсе методических разработок в г. Арсеньев, май 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….4-5

Педагогическая структура преподавания английского языка ………….5-6

Основные походы преподавания английского языка……………………6-7

        Функции универсальных учебных действий……………………………. 7-8

        Формирование УДД на уроке иностранного языка………………………8-9  

            Методика проведения урока английского языка………………………… 9-13

            Виды практических занятий согласно ФГОС……………………………  13-21

            Заключение…………………………………………………………………...21

Библиографический список………………………………………………….22

 

 

 

 

           

       

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обобщая педагогический опыт мною сформулировано несколько основных направлений образовательной деятельности, приведено обоснование правомерности, продуктивности и перспективности основных подходов к преподаванию английского языка согласно требованиям ФГОС.

Педагогический опыт рождается в процессе преодоления профессиональных затруднений, что предполагает рефлексию, которая позволяет опережать тот уровень, который достигнут в массовой педагогической практике и может рассматриваться одним из высших проявлений педагогической культуры.

Исходя из того, что нет единственно универсального для всех учебных предметов метода обучения мы должны учитывать, что есть общие принципы, общие идеи, а также осуществлять интеграцию уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные задачи более эффективно. Опыт помогает нам решать проблему выполнения требований ФГОС по основным, изложенным в стандарте образовательным компетенциям, но в то же время он должен содержать задел  на перспективу, открывать новые возможности совершенствования педагогического процесса, развития социальных и педагогических условий для учебно-воспитательной работы.

Важным является то, что в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации образовательного процесса требуется новизна, что является совершенно необходимым при применении различных подходов к педагогическому процессу.

Необходимо учитывать   целесообразность выбора содержания, средств и методов обучения. Эта необходимость продиктована тем, что глубокие положительные сдвиги в развитии личности могут быть достигнуты только на основе гуманности, подлинного сотрудничества и сотворчества, сочетания индивидуального подхода с участием в коллективной жизни, развития активной деятельности обучающихся и постоянного привнесения в эту деятельность нового содержания и вновь осваиваемых способов деятельности.

Эффективность опыта нужно подтверждать при изменении условий образовательного процесса, как это произошло в связи с переходом на дистанционное обучение из-за коронавируса, а также добиваться положительных результатов на протяжении достаточно длитель­ного времени, с разным составом обучающихся.

Очень важно учитывать оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов. Достижение высоких результатов не должно происходить за счет «выгорания» педагога и перегрузки обучающихся.

Важно не жертвуя при этом ни одной из других воспитательных и образовательных задач, обеспечить их эффективное решение.

 

Педагогическая структура преподавания английского языка с учетом ФГОС

При подготовке к уроку нами учитываются педагогическая структура образовательного процесса, который представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного.

 Целевой компонент предполагает определение преподавателем и обучающимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей.

Операционно-деятельностный подход- это организация совместной деятельности преподавателя и обучающихся.

Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура образовательного процесса включает следующие элементы: а) цели обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура образовательного процесса представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Целевой компонент состоит в том, что среди целей выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, которые разрабатываются

преподавателями в зависимости от типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития обучающихся и подготовленности педагогов.

Таким образом, целеполагание в обучении - это установление преподавателем и обучающимися целей обучения на определённых его этапах, а цель является фактором, который обуславливает способ и характер деятельности для ее достижения, т.е. является системообразующим компонентом процесса обучения. (Подробно тема о целевом компоненте образовательного процесса в приложении 2 «Целеполагание как метапредметный вид деятельности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»; опубликовано на сайте https://infourok.ru).

Основные походы преподавания английского языка

Требования ФГОС определяют основные подходы к преподаванию английского языка:

Неоспоримый факт, что системно-деятельностный подход очень важен, поскольку системность является основой преподавания любого предмета. Что касается преподавания английского языка, то системность необходима в изучении грамматики, лексики, фонетики и т.д. А реализация деятельностной составляющей подхода будет зависеть от методов, с помощью которых преподаватель ведет обучение в процессе преподавания языка.

Мы должны использовать личностно-ориентированный подход, который определяет индивидуализацию преподавания в отношении каждого обучающегося. Нам необходимо учитывать и возможности обучающегося, и потребности, а главное ориентировать его на практическое использование навыков в своей будущей деятельности.

Коммуникативно-когнитивный формирует психолингвистическую основу обучения иностранному языку. Коммуникативный подход, в частности, ориентирует обучающегося на освоение компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социокультурные знания, умения и навыки. Когнитивный подход, в свою очередь, определяет формирование представлений о системе языка. Соединение этих двух подходов ведет к более целостному усвоению иностранного языка.

      Изучение иностранного языка подразумевает овладение новыми компетенциями. Именно изучение иностранного языка позволит обучающемуся в процессе приобретения навыков по предмету, сформировать коммуникативную компетенцию. Это и есть компетентностный подход.

      Например, процесс формирования речевых компетенций предполагает развитие разных видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, читать и писать. 

Формирование языковой компетенции предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике.

Освоение социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций приведет к сформированности универсальных учебных действий.

Актуальность формирования УУД обусловлена:

-       новыми социальными запросами информационного общества;

-       требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

-       целями образования как общекультурными, личностными, познавательными составляющими развития обучающихся.

        Функции универсальных учебных действий.

              Функции УУД обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. А, так же освоение УУД способствуют развитию личности и ее самореализации, толерантности. В ходе проведения практических занятий по английскому языку заостряю внимание обучающихся каким образом им понадобится то или иное универсальное учебное действие в будущей профессиональной деятельности жизни в современном обществе, мобильности, успешности. УДД обеспечивают также формирование картины мира.

Универсальный характер УУД

Универсализация содержания образования- это вызов времени. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД как вариативной частью образовательного и воспитательного процесса.

Универсальный характер действий проявляется в том, что носят надпредметный, метапредметный характер, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально- предметного содержания.

Формирование УДД проявляется тремя взаимодополняющими положениями. То есть, формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию и происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и определяют эффективность образовательного процесса, в том числе социальной и личностной компетентности.

Формирование УДД на уроке иностранного языка.

        В составе основных видов универсальных учебных действий мы выделяем  пять блоков:

-       личностный;

-       регулятивный;

-       познавательный;

-       знаково- символический;

-       коммуникативный.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие результаты обучения иностранным языкам:

1.     Предметные результаты.

2.      Личностные результаты:

-       формирование мотивации изучения иностранных языков;

-       осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

-       стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

-       формирование коммуникативной компетенции;

-       формирование общекультурной и этической идентичности;

-       стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней другими представителями других стран;

-       толерантное отношение к проявлению иной культуры;

-       готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию;

-       развитие умения планировать свою речевое поведение;

-       умение четко определять, что он не знает и что хочет узнать;

-       умение ставить перед собой цели и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы промежуточные и итоговые, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

-       развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать и использовать);

-       развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять лавную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-       осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Иностранный язык». Достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается всей совокупностью учебных предметов и профессиональных модулей. (Более подробно в приложении 3 «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка»; опубликовано на сайте https://infourok.ru)

 

Методика проведения урока английского языка

в условиях реализации ФГОС  

  Предметом методики является обучение определенному учебному предмету, а ее задачи состоят в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателя. К области методики относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету.

/ Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.. Батышев С.Я./

          Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности  преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. /Ю.К.Бабанский/.

        Метод обучения является системой действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность учащихся, которая устойчиво ведёт к усвоению содержания образования. /И.Я.Лернер/.

Говоря о методах обучения как об упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся рассмотрим основные элементы организации действий педагога и обучающихся.

Организационный момент очень важен для всех участников практических занятий. Этот элемент используется не только для приветствия и отметки отсутствующих. Мною используются самые разные приемы начала занятий: от сообщения «главной» мысли (эпиграф) до просмотра видеоролика или фрагмента научно-популярного или художественного фильма.

«Главные» мысли могут отражать цель занятия, а могут и мотивировать обучающихся на усердную работу или подбодрить, вселить уверенность в успешном усвоении знаний, умений и навыков. Выбор зависит от темы практического занятия или от цели занятия.

Например,

Plan for the future but live in the present!

Always be leaning!

This is getting good!

Get ready to do it!

April showers brings! May flowers!

East or West home is best.

Put your best foot forward

Можно использовать видеролик, перед просмотром обязательно «озадачиваем» обучающихся, задав упреждающий вопрос.

Например,

Видео https://youtu.be/NrhevVGujyk  "A Family is a Family" by Skip West, adaptation by Todd K. Michael. Slideshow by Miriam Wyman with clipart from Scrapin' Doodles.

Вопрос к обучающимся: «Guess what topic we will study in the practical class today?». Таким образом направляем мыслительную деятельность студентов на определение темы практического занятия и их заинтересованность.

Это видео идет с субтитрами и, просмотрев один раз, второй раз можно пропеть эту песню. Пение песни позволит обучающимся сделать фонетическую зарядку, речевую зарядку, актуализировать знания по теме.

Или видео Marshmello & Anne-Marie - FRIENDS

https://youtu.be/CY8E6N5Nzec содержит слова и выражения, характеризующие характер друга. Видео содержит субтитры, что облегчает понимание текста.

Надо отметить, что использую видео, озвученное только носителями английского языка.

Видеоролик https://youtu.be/m7Bc3pLyij0 кроме всего вышеизложенного несет и большой воспитательный подтекст: герой песни хочет, чтобы девочка стала счастливее и он совершает поступки, которые высушили слезы и улыбка озарила ее лицо. И это мы обязательно обсуждаем на занятии, где часть урока посвящена личностным отношениям.

Обязательным учебным элементом является целеполагание. Цели определяем согласно требованиям ФГОС по каждой специальности.

Так, цели практического занятия по теме: 1.2 Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.) «Description of the person's character (character, occupation, place of work, position)» исходя из ФГОС СПО по специальности 21.02.05 Земельно- имущественные отношения: формировать у обучающихся понимание  сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; осуществлять поиск и использование информации (по ОК 4); работать в коллективе и команде, эффективно общаться со сверстниками, преподавателем (по ОК 6); формировать активную жизненную позицию; определять личностные качества, необходимые для овладения получаемой профессией, используя адекватные языковые средства; продолжить;  формировать коммуникативную компетенцию  по теме.

Следующим шагом нашей работы над целями практического задания будет определение подцелей:

1.Обучающие:

-       учить навыкам восприятия презентации как информационного инструмента, позволяющий получить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме;

-       учить анализировать и обобщать информацию, формировать и аргументировать собственное мнение

-       формировать умение устного утверждения и «контролируемого говорения»;

-       формировать умений аудирования.

-       обучить задавать специальные вопросы на тему занятия и отвечать на них.

Развивающие:

-       осуществлять поиск и использование информации «Description of the person's character (character, occupation, place of work, position)»

-       развивать познавательный интерес по теме практического задания;

Воспитательные:

-       формировать у обучающихся понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-       развивать умение трансформировать получаемую информацию на свой жизненный опыт;

 

 

-       учить работать в коллективе и команде, эффективно общаться со сверстниками, преподавателем, формировать активную жизненную позицию, определять личностные качества, необходимые для овладения получаемой профессией, используя адекватные языковые средства.

Целеполагание практических занятий трудоемкая работа. Для начинающих педагогов можно использовать механизм диагностического описания целей, предложенный американским ученый Б. Блумом. Его труд «Таксономия образовательных целей: сфера познания» посвящен конструированию иерархии образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая шаг за шагом описывала бы уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. С точки зрения Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating). 

Само по себе содержание образования не гарантирует его усвоения. Преподаватель должен обладать пониманием целесообразности выбора методов обучения. Метод обучения нельзя считать правильно применённым без достижения цели.

Выбор дидактического и наглядного материала для практических занятий так же требует от преподавателя понимания целесообразности этого выбора.

В ходе проведения практических занятий по английскому языку нами используется коммуникативно-речевая наглядность, демонстрация коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной), демонстрация языковых явлений таких как фонемы, морфемы, слова, предложения и др.) в устной или письменной форме; лингвистическая и грамматическая наглядность в виде схем, таблиц так же широко используется. Нами используются мультимедийные устройства для демонстрации вышеуказанных наглядностей.  Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание обучающихся на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать студентам сравнивать, сопоставлять те или иные факты. 

Сегодня благодаря Интернету мы имеем возможность использовать в работе фрагменты фильмов, аудиозаписи, видеоролики с различным информационным материалом, который можно «обыгрывать» различными заданиями: от ответов на предварительные вопросы до составления таблиц, схем, выборочных пересказов и т. д.

Например, сериал «Friends» https://youtu.be/dnCwD0i9hj4 содержит огромное количество ситуативных диалогов и фраз на различные темы.

Используя презентации на практических занятиях систематизации и обобщения знаний, нами не только проводится очень эффективная мотивация учебной деятельности обучающихся, но и делает процесс усвоения более эффективным. Мною созданы презентации практически по всем темам рабочих программ по специальностям; 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 21.02.05 Земельно- имущественные отношения (по отраслям), 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет. Несколько презентаций опубликованы на https://infourok.ru и на моем сайте https://znanio.ru/media/prezentatsiya

 

Виды практических занятий согласно ФГОС

      Надо отметить, что все виды практических занятий, которые прописаны в календарно-тематическом плане работы: практическое занятие открытия нового знания, практическое занятие систематизации знаний, практическое занятие развивающего контроля соответствуют их конкретному назначению.

Практическое занятие открытия нового знания имеет две цели согласно ФГОС: содержательную и деятельностную.

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что во время практического занятия   обучающиеся   узнают новые слова и словосочетания, профессиональные термины, грамматические правила, откроют для себя новый пласт информации о англоговорящих странах или достижениях науки и техники в той отрасли, которая соответствует изучаемой специальности.

      Например, практические занятия по теме 2.1.Новейшие технологии и разработки в строительстве. «Latest technologies and developments in construction», где прописана содержательная цель: расширить понятийную базу. Студенты узнают новые профессиональные термины, откроют для себя неизвестный ранее пласт информации о новейших технологиях в строительной индустрии.

Деятельностная цель: научить обучающихся применять новые способы действия. Это значит, что обучающиеся должны использовать новые профессиональные термины в разговорной и письменной речи уже на этом занятии, отвечать на вопросы по открытой для себя информации, составить таблицу технологических новшеств и т.д.

Алгоритм создания занятия открытия нового знания

Для облегчения подготовки к практическим занятиям, планирования заданий, используем общий алгоритм, который поможет преподавателям колледжей конструировать занятия подобного типа. Тема занятия должна содержать отправную точку для формулировки нового знания и целеполагания с учетом требований ФГОС по ОК. Преподаватели должны помнить, что каждый обучающийся имеет разные когнитивные способности к запоминанию и воспроизведению информации, поэтому следует готовить разные формы и виды заданий, т.е. тот минимум, который должен усвоить каждый обучающийся, и максимум, который можно предложить сильным студентам.

Так, приступая к плану практического занятия определяем тему согласно рабочей программе и календарно- тематическому плану. Затем определяем:

1.Цели (Подробно тема о целевом компоненте образовательного процесса в приложении 2 «Целеполагание как метапредметный вид деятельности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»; опубликовано на сайте https://infourok.ru);

2.Универсальные учебные действия (Более подробно в приложении 3 «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка»; опубликовано на сайте https://infourok.ru);

3.Конструируем организационный момент с мотивирующим на учебную деятельность компонентом (см. в разделе «Методика проведения практических занятий»;

3.Определяем способы актуализации ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний;

          4.Моделируем способ открытия нового знания. Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

   5.Определяем мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, классификация), используемые при открытии нового знания.

6.В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Продумываем как до минимума свести эти затруднения предварительной работой;

7.Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

8.Проводим самоанализ конспекта занятия, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволяет подготовить практическое занятие открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения.

Пример практического занятия в группе 1ЗИО-18 по теме: Земельные ресурсы мира. Land resources of the world

Эпиграф практического занятия: «Live the truth on earth, then the earth will be your children's nurse».

Тип занятия: практическое занятие открытия нового знания

 Цели занятия:

Образовательные:

-       формировать знание о земельных ресурсах мира на английском языке;

-       формировать коммуникативную компетенцию по теме (научить студентов пользоваться новой лексикой по теме как в монологической, так и в диалогической речи);

-       научить студентов вести дискуссию на тему опустынивания и истощения земельных ресурсов;

Развивающие: 

-       развивать различные виды мыслительной деятельности обучающихся; (В учебном материале, который необходимо усвоить учащимся на уроке, выделяются учебные элементы, которые будут изучаться (факты, понятия, явления и т.д.)

-       развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников: учебника и презентации, анализировать, систематизировать и использовать);

-       развивать познавательный интерес;

Воспитательные: 

-       воспитывать чувство бережного отношения к природе, отстаивать свои взгляды;

-       работать в коллективе и команде, эффективно общаться со сверстниками, преподавателем; 

-       формировать активную жизненную позицию;

-       определять личностные качества, необходимые для овладения получаемой профессией, используя адекватные языковые средства.

 

УМК: Учебное пособие Н.А. Титаренко “English For Land Use Planners». - М.: КолосС, 2010-440с

Презентация на тему: Land resources of the world;

Карточки- задания с индивидуальными заданиями по теме.

План занятия:

1.     Организационный момент с элементом мотивирования обучающихся к активной учебной деятельности;

2.     Определение образовательной цели практического занятия совместно с обучающимися;

3.     Актуализация знаний посредством словарного диктанта и упражнений;

4.     Изучение нового материала;

5.     Закрепление полученных знаний посредством выполнения пробных заданий;

6.     Рефлексия (фиксация ошибок и недочетов, которые обучающиеся смогли обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий);

7.     Оценка учебной деятельности обучающихся;

8.     Домашнее задание.

     О структуре практического занятия этого типа подробнее в приложении 3.

 

Практические занятия систематизации и обобщения знаний и методы обучения

В отличие от традиционных практических занятий обобщения и закрепления занятия систематизации и обобщения знаний строятся на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на занятиях

этого типа.

Примерный план проведения практического занятия систематизации и обобщения знаний

Примерная структура:

1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в группе. Подробно об этом этапе описано выше.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе занятия важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела на предыдущем занятии. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме. Задания не должны быть большими по объему. Здесь важно вычленить трудности и с помощью этих заданий преодолеть пробелы в ЗУН. Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:

ассоциативный ряд (студенты называют ассоциации, которые вызывает у них данная тема). Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции. Разные типы вопросов. Проводя тестирование подбираем не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку. Проблемный вопрос возможен из предыдущего занятия, так как он поможет оживить мыслительную деятельность.

Например, проводя практическое занятия систематизации и обобщения знаний по теме «Geodesy» мы можем использовать и речевую зарядку для актуализации профессиональных терминов с заданием дополнить предложение, что оживит их мыслительную деятельность:

Речевая зарядка

Geodesy [ʤiːˈɔdɪsɪ] is widely used in various fields of ………………………

Higher geodesy studies ………………………………………………………..

Topography |təˈpɒɡrəfi| is exploring methods of ……………………………..

Cartography |kɑːˈtɒɡrəfi| studies the methods and processes of……………..

Photogrammetry |ˌfəʊtə(ʊ)ˈɡramɪtri| (phototopography and aerial phototopography) studies methods for ………………………………………..

Engineering geodesy studies methods and means of ………………………..

Surveying   |ˈsɜːveɪ| (underground geodesy) studies the methods ……………

 

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех практических занятий. Здесь направляем размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, просим фиксировать выявленные проблемы и предложить план по решению выявленных проблем.

План выхода из ситуации: обучающийся фиксирует свою проблему в таблице «Знаю- не знаю- где могу узнать»; поиск нужного правила, обращение к словарю, к учебнику, преподавателю; исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

Проводим индивидуальную работу с каждым обучающимся. Но, возможна и работа в парах или мини- группах. Объединив обучающихся по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов, что позволит ускорить этот этап занятия.

Работа с учебником на этом этапе происходит с использованием   разных методов работы с текстом: выборочное чтение, составление развернутого плана, составление тезисов, составление общих или специальных вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Эта работа должна подвести обучающихся к обобщению, систематизации знаний и умений.

        Широко используем метод Web- quest. Квест как педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с четко определенными целями, диагностикой текущих и конечных результатов, которая имеет   с выделенными процедурными характеристиками. Зарубежные исследователи (J. Abbit, С. Maddux, N. Hockly, R. Zheng и др.) считают, что квесты является эффективным средством развития коммуникативных качеств студентов, а также те, кто к участию в квестах выбирал индивидуальные формы работы, с удовольствием участвовали в групповых квестах и получали положительные впечатления от совместной работы.

Рассмотрим структуру веб-квеста на примере одной из тем в группе ТЭО-16 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям):

Введение (краткое описание темы веб-квеста).

Тема: Energy Resources Today

Задание определить источники энергии, которые существуют в мире сегодня; выявить наиболее используемые энергоносители; найти доказательства, что возобновляемые источники энергии наиболее безопасные для окружающей среды и дешевые (на английском языке)

 Описание формы представления конечного результата.

Конечный результат может быть представлен в виде презентации, реферата.

Порядок работы и необходимые ресурсы.

Последовательность действий:

Шаг1.Работа с электронной информацией о современных энергоносителях на английском языке;

Шаг 2.Выбор актуальной информации из всемирной сети Интернет;

Шаг 3.Самый сложный. Обобщить все полученные на разных этапах игры результаты о современных источниках энергии и представить в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы.

Шаг 4. Разместить результаты работы на портале http://webquest.org (на английском языке).

Интернет-ресурсы: https://en.wikipedia.org/wiki/World_energy_resources https://www.energy.gov/science-innovation/energy-sources#; https://www.ngridenergyworld.com/energy_efficiency/ee_safety_smart

https://www.bbvaopenmind.com/en/articles/current-challenges-in-energy/

https://www.tulane.edu/~sanelson/eens1110/energy.htm

и другие.

Создание групп и ролей.

Создаем группы по темам:

1группа работает над темой «Nuclear fusion in the Sun (solar energy)»;

2группа – «Gravity generated by the Earth & Moon»;

3группа – «Nuclear fission reactions»;

4 группа – «Since fossil fuels (oil, natural gas, coal) are our main source of energy,     how are they formed, how do we find them and exploit them?;

5группа – «What is the future for our energy needs?

Роли в группе: «ученый», «практик», «экономист». Но можно дать задание, чтобы каждый участник собирал материал по конкретному энергоносителю. Затем, в ходе дискуссии отобрали наиболее содержательную информацию и создали коллективную презентацию или коллективный реферат.

Таким образом, эта коллективная работа полностью отвечает требованию ФГОС по ОК (ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами).

          Описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста

 представляется в виде бланка оценки. Нами используются критерии и параметры оценки, почерпнутые на сайте http://istoriya-vt.narod.ru/kriterii.htm

Краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Выполнение данного веб-квеста выявит полноту освоения темы 2.7.Types of Electric Plants; обеспечит студентов дополнительной информацией, необходимой для будущей профессиональной деятельности; позволит обучающимся подготовиться к дискуссии.

Например,

Some of the questions we want to answer in this discussion are:

1.     What sources of Energy are available?

2.     How do the energy sources rely on resources available on Earth?

3.     Which energy sources are renewable on a human time scale?

4.     Since fossil fuels (oil, natural gas, coal) are our main source of energy, how are they formed, how do we find them and exploit them?

5.     What is the future for our energy needs?

Практические занятия развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы.

Практические занятия развивающего контроля проводятся по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у обучающихся.

Начало формы

Конец формы

Занятия такого типа делятся на 2 этапа: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба этапа должны быть разделены во времени, которое необходимо преподавателю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).

На занятиях развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.

Формы организации практических занятий развивающего контроля

Работа практических занятиях развивающего контроля нами проводится по схеме:

-       Обучающиеся выполняют контрольную работу. Контрольная работа делится на 2 этапа: письменный и устный. Устный заключается в выборочном пересказе текста, выборочном чтении текста, высказывании на тему.

-       Преподаватель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.

-       Обучающиеся по эталону проверяют свои контрольные работы.

-       По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка. Формы контроля могут быть: самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль.

Здесь важно, чтобы обучающиеся сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

В случае, если обучающиеся затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

·         Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?

·         Что я сделал сначала, что потом?

·         В чем возникло затруднение?

·         На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

·         Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

Нами используются, например, такие приемы «Инсерт»:

обучающиеся читают задание, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

 

Одним из самых трудных этапов- это выбор обучающимися индивидуальных целей коррекции знаний. На данном этапе выбираем

Алгоритм конструирования практического занятия развивающего контроля

1.     Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для практического занятия развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.

2.     Составить перечень необходимого минимума знаний, универсальных учебных действий.

3.     Исходя из этого минимума составить задания, используя принцип от самых простых до заданий повышенной сложности.

4.     Написать задания контрольной работы. Вариантов должно быть несколько.

5.     К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.

6.     Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.

7.     После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.

8.     Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.

9.     Продумать форму проведения этапа рефлексии.

 

Заключение

В современной педагогике образование рассматривается как непрерывный процесс со-учения, сотрудничества и взаимодействия. Студент может получить при этом потенциал саморазвития, являющийся инструментом достижения желаемого результата - профессионального развития и становления, что отражено во ФГОС.

Таким образом, подготовка специалистов в профессиональном образовании требует иной организации образовательного процесса. Разработку образовательных технологий необходимо вести с учетом усиления личностной ориентации обучения, раскрытия гуманитарных возможностей содержания, активизации рефлексивного обучения, совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучающегося

Библиографический список

1.     Алексеев Н.А. Личностно- ориентированное обучение: вопросы теории и практики.- Тюмень, 1997.

2.     Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Волгоград: Учитель, 2009.

3.     Белова С.Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования.- М., 2006.

4.     Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.

5.     Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6.

6.     Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.

7.     Целеполагание в педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. Изд-во АОИУУ, 2004.

8.     http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.

9.     Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. –М., АПО. 1998

10. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/10582-Sistemno-deyatelnostnyy_podkhod_v_pedagogike

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»

«Технология подготовки и проведения практических занятий по ОГСЭ.03 «Английский язык» в условиях реализации ФГОС»

Участие в международных вебинарах: 13

Участие в международных вебинарах: 13

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………

Введение Обобщая педагогический опыт мною сформулировано несколько основных направлений образовательной деятельности, приведено обоснование правомерности, продуктивности и перспективности основных подходов к преподаванию английского языка согласно требованиям

Введение Обобщая педагогический опыт мною сформулировано несколько основных направлений образовательной деятельности, приведено обоснование правомерности, продуктивности и перспективности основных подходов к преподаванию английского языка согласно требованиям

Очень важно учитывать оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов

Очень важно учитывать оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов

Таким образом , целеполагание в обучении - это установление преподавателем и обучающимися целей обучения на определённых его этапах, а цель является фактором, который обуславливает способ…

Таким образом , целеполагание в обучении - это установление преподавателем и обучающимися целей обучения на определённых его этапах, а цель является фактором, который обуславливает способ…

Формирование языковой компетенции предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике

Формирование языковой компетенции предполагает формирование навыков использования языковых материалов по фонетике, орфографии, лексике и грамматике

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие результаты обучения иностранным языкам: 1

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие результаты обучения иностранным языкам: 1

Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Иностранный язык»

Достижение предметных результатов осуществляется за счет освоения предмета «Иностранный язык»

April showers brings! May flowers!

April showers brings! May flowers!

Следующим шагом нашей работы над целями практического задания будет определение подцелей: 1

Следующим шагом нашей работы над целями практического задания будет определение подцелей: 1

Практическое занятие открытия нового знания имеет две цели согласно

Практическое занятие открытия нового знания имеет две цели согласно

Определяем способы актуализации

Определяем способы актуализации

УМК : Учебное пособие Н

УМК : Учебное пособие Н

ЗУН. Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний: ассоциативный ряд (студенты называют ассоциации, которые вызывает у них данная тема)

ЗУН. Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний: ассоциативный ряд (студенты называют ассоциации, которые вызывает у них данная тема)

Широко используем метод W eb- quest

Широко используем метод W eb- quest

Создание групп и ролей. Создаем группы по темам: 1группа работает над темой «

Создание групп и ролей. Создаем группы по темам: 1группа работает над темой «

Практические занятия развивающего контроля по

Практические занятия развивающего контроля по

Одним из самых трудных этапов- это выбор обучающимися индивидуальных целей коррекции знаний

Одним из самых трудных этапов- это выбор обучающимися индивидуальных целей коррекции знаний

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2020