Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения
Оценка 4.8

Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения

Оценка 4.8
Лекции
docx
другое
Взрослым
06.12.2021
Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.
Выступление.docx

 

                       

 

 

«Технология проектирования современного   урока с использованием интерактивных средств обучения»

           ( выступление  на секции учителей начальных классов)

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Сатинская СОШ»

                                                                                         Самойлова Г. И.

 

 

 

                    

                                                    

 

                                                         2020 г.

 

 

Современный человек окружен таким количеством информации,

которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития

общества без помощи новых информационных технологий. С каждым

 годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с

ним и информационные технологии.  

           Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто мультимедийная презентация, компьютерная обучающая программа или ресурсы сети Интернет.

При подготовке урока, часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать, в этом случае на помощь приходит интерактивное оборудование, так как мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень.

Во время подготовки урока с использованием интерактивных технологий,

педагог должен соблюдать правила организации интерактивного обучения  в

начальной школе

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все обучающиеся. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения, такие как работа в парах, работа в малых группах, ротационные тройки.

Правило второе. Позаботиться о благоприятной атмосфере во время занятия, продумать, каким образом можно привлечь к работе детей, которые не готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Подготовить помещение для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучающихся должен быть создан физический комфорт.

Правило четвертое. Установить четкие правила поведения на уроке. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило пятое. Относиться со вниманием к делению участников

урока на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Основная цель применения таких технологий - повышение качества образования. Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, педагог может решить несколько разных задач.

Первая задача это – сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы.

Вторая задача, вместить в урок гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы.

Третья задача – уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний обучающихся.

Четвертая задача - привить обучающимся навыки контроля и самоконтроля.

Также к задачам, решаемым в данном случае, педагогом можно отнести: повышение объёма выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечение дифференцированного обучения, через предложение обучающимся выполнить разноуровневые задания; развитие умения пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами .

Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков .

Работая с интерактивной доской обучающиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов, возможность записи фрагмента урока вызывает интерес у обучающихся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению предмета и эффективность учебного процесса.

Существуют некоторые проблемы, с которыми сталкивается педагог, планирующий использование интерактивной доски в образовательном процессе.

Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, в силу высокой стоимости данного оборудования.

Вторая проблема – учителю нужно время на освоение специального программного обеспечения, только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. Иначе интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране.

Третья проблема связана с преодолением стереотипа, что доска является средством фронтальной работы с классом, что посредством этого технического средства обучения можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема напрямую связана с двумя выше указанными.

У современных обучающихся высокая потребность в визуализации информации. Не стоит забывать, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, и на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. На такой доске можно размещать разное количество разноплановой информации: схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимационные и звуковые эффекты, видеофрагменты.

Продолжительность использования интерактивной доски определяется преподавателем: она может быть использована во время всего урока, также можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия, учитывая, что рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране компьютера, на уроке не должна превышать, для обучающихся в 1 –4 классах, 15 минут.

Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске, на которой сразу имеют возможность увидеть, совпало ли их написание с правильным начертанием, изображённым на доске. В случае допуска ошибки есть возможность убрать неправильную часть или отменить действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

При проведении словарных диктантов «Проверь себя» есть возможность использовать таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.

Возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам также можно использовать на уроках. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько обучающихся по очереди, процесс и результат их действий виден всем в классе.

Перечень разработанных заданий с описанием.

Задание № 1. Соотнести слова с картинкой.

Описание. На доске в левой части написаны слова: Обучающимся предлагается с помощью электронного карандаша переместить картинки к соответствующим словам. Правильность выполнения задания контролирует учитель. После того, как задание выполнено обучающиеся хором или индивидуально повторяют слова за учителем.

Задание № 2. Восстановить по памяти слова.

Описание. На доске в столбик записаны слова: Обучающиеся вместе с учителем читают слова и пытаются их запомнить. Затем учитель, с помощью инструмента «шторка», закрывает по одному слову. Обучающийся должен назвать скрытое слово. Потом учитель закрывает ещё одно слово, а обучающийся называет уже два закрытых слова. И так до тех пор, пока не будут закрыты и названы все слова. Далее учитель открывает «шторку»  - все слова вновь оказываются на доске и обучающиеся проверяют себя.

Задание № 3. Восстановить рассказ.

Описание. На доске написан рассказ.

Учитель вместе с обучающимися несколько раз читают рассказ, затем учитель, с помощью инструмента «перо», закрашивает некоторые слова, а обучающиеся по памяти восстанавливают рассказ. После чего учитель, с помощью инструмента «ластик» открывает закрашенные слова, а затем обучающиеся ещё раз читают рассказ.

Задание № 4. Вставить пропущенные буквы.

Описание. На доске написаны слова с пропущенными буквами:

Под словами даны буквы, которые надо вставить в пропуски: Обучающийся перемещает буквы и вставляет их в пропуски. Если обучающийся ошибся, он может исправиться – убрать неправильную букву и вставить правильную. После того как все буквы будут вставлены, обучающийся читает слова и даёт им перевод.

Задание № 5. Соотнести с транскрипцией.

Описание. На доске, в верхней части, записаны слова:…а в нижней части дана транскрипция этих слов. Обучающийся должен соотнести слова с транскрипцией.

Задание №6. Убрать лишнее.

Описание. На доске даны три цепочки слов, в каждой из которой одно слово лишнее. Обучающийся должен найти его и зачеркнуть или выделить, и объяснить, почему он выбрал именно это слово, а не другое.

В данном виде деятельности  на помощь приходит режим «Граффити». Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов).

Целью упражнений является закрепление, контроль лексических единиц,

развитие зрительной и слуховой памяти.

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес обучающихся к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно самоорганизоваться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе, становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

   Но стоит отметить, что интерактивные средства обучения– это лишь инструмент в руках педагога, такой же как мел, таблицы, плакаты, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным, запоминающимся.

Уже имеющийся  небольшой опыт показал, что работа с ИД  улучшает

восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов.

Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с

 обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они

признают, что интерактивный подход помогает принимать активное

участие в уроке.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно

воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в

зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может

обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда

 эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает

результат.

Главная задача использования интерактивных средств обучения –

ускорить процесс понимания учебного материала учащимся.

Интерактивные средства обучения это, в первую очередь, живой обмен

информацией между обучаемым и информационной системой. Такая

организация работы позволяет осуществлять регистрацию, сбор,

накопление, хранение и обработку данных, полученных как от

преподавателя, так и от ученика. При этом отсутствуют ограничения на

информационный контент: он может быть представлен в любой форме

- визуальной, аудиальной, текстовой. Так же решается проблема

передачи большого количества информации, ведь современные

информационные системы позволяют хранить огромное количество данных.

Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им

небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их

беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы,

соответствует требованиям данного времени. Также применение новых

информационных технологий в традиционном начальном образовании

позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с

учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески

работающему учителю расширить спектр способов предъявления

учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление

учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в

наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Литература:

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )

Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)

сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),

сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/),

SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/).

Сайты поддержки пользователей ИД других производителей:

сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/),

«Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm).

           Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

 

            Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006.

 

  Энциклопедия для детей. Человек, том 18. - М.: Аванта, 2001.

 

 

 

 


Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения» ( выступление на секции учителей начальных классов)

Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения» ( выступление на секции учителей начальных классов)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий

Для обучающихся должен быть создан физический комфорт

Для обучающихся должен быть создан физический комфорт

Интернет), творческого подхода к проведению уроков

Интернет), творческого подхода к проведению уроков

Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, и на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных и реализует один из важнейших…

Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, и на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных и реализует один из важнейших…

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат

Под словами даны буквы, которые надо вставить в пропуски: …

Под словами даны буквы, которые надо вставить в пропуски: …

Но стоит отметить, что интерактивные средства обучения– это лишь инструмент в руках педагога, такой же как мел, таблицы, плакаты, и то, как этот инструмент «зазвучит»,…

Но стоит отметить, что интерактивные средства обучения– это лишь инструмент в руках педагога, такой же как мел, таблицы, плакаты, и то, как этот инструмент «зазвучит»,…

Я считаю, если учителя в своей работе используют

Я считаю, если учителя в своей работе используют

Литература: Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Литература: Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021