Технология совершенствования речевой компетентности в области письма.
Оценка 5

Технология совершенствования речевой компетентности в области письма.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
английский язык
Все классы
21.02.2022
Технология совершенствования речевой компетентности в области письма.
Этот материал поможет всем, кто хочет высказываться письменно понятным, доступным образом для всех читателей. В статье разбираются различные образцы письменных высказываний в соответствии с международными стандартами. Материалы статьи могут быть использованы учителями словесниками как методические рекомендации для обучения навыков письменной речи.
Статья Перевозчиова О.Г..docx

Ольга Геннадьевна Перевозчикова, учитель английского языка высшей категории ГБОУ ЭМЛи №29, город Ижевск

Технология совершенствования речевой компетентности в области письма.

Значение навыка письма очень трудно переоценить. В реальной жизни мы живем в плотном потоке информации, значительная часть которой находится в письменном виде. Даже просто находясь на улице, вы буквально считываете информацию со всех сторон и это способ выживания в современном обществе.  В современном обществе текст имеет тенденцию сокращаться, иногда до знаков, символов, изменяться в цвете и формате. Все чаще мы сталкиваемся с текстами не только на родном языке, мы даже сами пишем на иностранном языке, употребляем сокращения, символы, принятые в мировом сообществе. Поскольку мы находимся в поле международной коммуникации и хотим быть понятыми, то создаваемые нами тексты должны соответствовать международным нормам.

Целью моей статьи не является представление международных форматов письма, их норм. Я хочу рассмотреть   некоторые приемы   западной культуры в  области письма. Под письмом я буду понимать не только те письма, которые вы получаете по обычной или электронной почте, а  вид речевой деятельности человека в целом.

Несомненно, каждый из вас уже имеет опыт в этой области письма. Но можете ли вы утверждать, что ваши навыки письма совершенны и достаточны, что вы быстро и четко ориентируетесь в непрерывном потоке информации вас окружающем, что вы и ваши партнеры полностью удовлетворены процессом и результатом общения друг с другом? Ведь письмо это вид диалогической речи, оно имеет свой адресат. 

Каждому хочется за минимум времени ознакомиться или передать максимум информации. Каждому хочется быть понятым и, причем, правильно понятым. Как сделать письмо более эффективным?

Давайте посмотрим, как  можно графически изобразить нашу речь. Существует три таких модели. Первая – в виде концентрических кругов. В таких случаях русские говорят: «ходит вокруг да около», «заходит издалека». Вторая модель – ломаная кривая, когда человек часто отклоняется в сторону от основной мысли своего сообщения. И, наконец, третья модель – прямая линия, т.е. говорящий логично и четко излагает свою идею, как сказал Джозеф Уильям «четко, прямо, простыми словами». Такую модель еще называют американской.

Как добиться такого эффекта при составлении текста? Как сделать текст понятным и интересным для адресата?

 Сначала разберемся, как сделать текст более понятным. Давайте рассмотрим образец.

                           Изменение процедуры приёма и проверки документов туристов на визу было проведено во избежание проблем с уже оплатившими тур туристами при обнаружении невозможности выдачи им посольством визы.

 

Приведенный текст содержат длинные и пустые куски, хотя автор  наверняка гордится тем, что создал  «истинно» деловой текст. Содержание данного текста можно передать по-другому:

                           Турагенство  изменило процедуру приёма и проверки документов, чтобы избежать неприятных ситуаций, когда туристы оплачивают тур, а потом получают отказ в визе.

Второй текст более понятен, так как имеет четкую структуру: кто сделал, что сделал, с какой целью. В тексте должно быть достаточно подлежащих и сказуемых, они должны быть наглядными и конкретными.

Текст более человечен, более « удобоварим» если он вписывается в знакомые, привычные рамки восприятия. Текст необходимо структурировать. При этом желательно учитывать «правило пирамиды», то есть каждый крупный элемент рекомендуется разбить на  три менее крупных и т. д. По мере прочтения текста внимание читателя будет угасать, поэтому главную мысль лучше располагать в начале абзаца.

 Текст понятен,  если читателю легко следовать за мыслью,   если автор соблюдает причинно-следственные связи и расставляет по пути «флажки» -  слова-связки, сигнализирующие о том, что автор собирается сделать сейчас: высказать свое мнение, добавить аргумент, опровергнуть предыдущее утверждение, согласиться или не согласиться с утверждением, объяснить причинно-следственные связи и т.д. Нельзя при этом перегружать текст обилием речевых клише.

В качестве примера рассмотрим построение текста выражения своего мнения по какой-либо проблеме, например по теме глобализации. Ставим перед аудиторией проблему:

·                Посмотрите на этикетку своих джинсов. Вероятнее всего они сделаны не в той стране, где Вы проживаете, а во Вьетнаме из китайского хлопка,  и какой-нибудь испанский корабль  доставил эти джинсы в  разные порты мира: в Африку, Францию, Россию и в другие страны. Это пример глобализации. Границы стираются, люди становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. Считаете ли Вы себя при этом частью одной большой деревни?

А теперь рассмотрим правильный, с точки зрения организации текста, ответ.

·                Я думаю, что я являюсь частью одной большой деревни, так как я смотрю американские телесериалы Друзья и Симпсоны. А также я люблю ходить в японские и китайские рестораны и в Мак Дональд. Я считаю, что жизнь в этой большой деревне значит узнавать о культуре другой страны, не выезжая из своей.

Так как это высказывание мнения, то текст начинается со слов «я думаю». Затем следует четкое  выражение собственной позиции. Далее автор приводит два довода  в поддержку своего мнения. В тексте присутствуют средства логической связи:

·                между доводами «а также»,

·                причинно-следственные «так как».

Завершается высказывание собственной идей по теме проблемы при помощи речевого клише «я считаю».

Такая структура высказывания в международном формате называется аргументом.

Приведем пример отрицательного мнения по представленной проблеме:

·                Я не думаю, что мир можно назвать глобальной проблемой, потому что это  значило бы, что нет расизма, войны или бедности. Это было бы идеально, если бы мир стал одной большой деревней, но это всего лишь мечта! Люди разных стран отличаются друг от друга и говорят на разных языках.

Это высказывание построено на тех же принципах, что и предыдущее.

А как мы убеждаем, например, своих покупателей? Допустим, наша компания продает программные продукты управления документооборотом. Эти программы позволяют перевести бумажный архив клиента в электронный вид и работать с ним в компьютере без лишних проблем. Вещь безусловно, полезная, - но клиенты пока не рыщут по рынку в поисках подобных программ. Нам нужно им эти программы предложить.

Мы садимся и выдаем что-нибудь такое:

·                Предлагаем Вам программные продукты для ведения электронного документооборота. Эти продукты позволяют сканировать документы, загружать их в электронную базу данных, проводить индексирование и поиск по ключевым словам, хранить историю модификации документов и при необходимости распечатывать бумажные копии…

Видят ли покупатели, что все это им пригодится?  Если бы видели, они бы уже рыскали в поисках подобных программ. Но если не видят, как же их убедить? Представьте себе, сколько документов создается и пересылается сегодня на предприятии. Сколько это папок, скоросшивателей, стеллажей, шкафов, помещений! Сколько курьеров, кладовщиков, архивариусов! Сколько бумажной пыли! Сколько возни, чтобы найти бумажку годичной давности! Какая головная боль, если эта бумажка вдруг потерялась!

Обратимся к сначала к насущным проблемам адресата и воспользуемся формулой «Хочешь то-то и то-то?  Сделай по-моему и получишь это!». Тогда текст лучше построить так:

                           Бумажный документооборот - головная боль современного предприятия. Громоздкие папки с документами, ряды стеллажей, отдельное помещение для архива. Постоянная бумажная пыль, вечные претензии пожарных инспекторов, проверки… Поиск любого документа – проблема, а потеря документа – проблема вдвойне, ведь его невозможно восстановить.

                           От этой головной боли можно избавиться – достаточно перейти на электронный документооборот. Весь архив разместится на одном дисковом массиве. Любой документ можно будет найти за несколько секунд. Автоматическое резервное копирование защитит вас от потери документов…

 

Теперь посмотрим, как сделать текст интересным. Решить эту проблему поможет один небольшой секрет: люди не вчитываются в тексты. В поисках нужной информации читатель обычно лишь бегло просматривает статью. Основываясь на этом, приведем  простые, но эффективные методы, позволяющие создавать привлекательные тексты.

Если это статья, то можно придумать яркий заголовок, который сразу обратит на себя внимание читателя и вызовет желание прочитать статью. Задача заголовка - «зацепить» читателя.

Читателю захочется прочитать ваш текст, если там содержится важная для него информация или факты, подтвержденные его личным опытом, если он найдет там что-то новое в интересующей его области или увидит новый подход либо решение занимающей его проблемы.

Внимание читателя, несомненно, привлечет изменение шрифта, выделение цветом, картинки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и т.п. Если ключевых моментов много, их можно расположить в виде списков. Люди очень бегло их просматривают, а потому текст не потеряет своей привлекательности.

 

Помимо рассмотренных образцов, существует множество других форматов текстов, которые выстраиваются по своим собственным правилам. Мы рассмотрели лишь несколько способов привести текст, в состояние  наиболее приемлемое, удобное  для читателя. Надеюсь, данная статья была полезной для Вас.

 

 

 

Литература

 

                           New opportunities. Russian edition. Students’ book. Michael Harris, David Mower and others. Longman 2006.

                           К.И. Куафман, М.Ю. Кауфман. Счастливый английский. Ru: Учебник для 11 кл. общеобраз. Учреждений.-Обнинск: Титул,2012.-320с.

                           Paul Emmerson. Email English.Macmillan,2008.

                           www.Crosscultural.ru

                           www.delo-angl.ru

                           Sashakarepina.com

                           http://www.docrafts.co.uk.moikompas.ru/compas/smile

                           http://www.evolkov.net/learn/learning.basics/read.hear.write.speak.basics.html

                           http://www.englishclub.com/writing/


                           Скачано с www.znanio.ru

Ольга Геннадьевна Перевозчикова, учитель английского языка высшей категории

Ольга Геннадьевна Перевозчикова, учитель английского языка высшей категории

Турагенство изменило процедуру приёма и проверки документов, чтобы избежать неприятных ситуаций, когда туристы оплачивают тур, а потом получают отказ в визе

Турагенство изменило процедуру приёма и проверки документов, чтобы избежать неприятных ситуаций, когда туристы оплачивают тур, а потом получают отказ в визе

Приведем пример отрицательного мнения по представленной проблеме: ·

Приведем пример отрицательного мнения по представленной проблеме: ·

Внимание читателя, несомненно, привлечет изменение шрифта, выделение цветом, картинки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и т

Внимание читателя, несомненно, привлечет изменение шрифта, выделение цветом, картинки, фотографии, схемы, таблицы, диаграммы и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022