Авторская технология обучения чтению начинающих представляет единство дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка, как наиболее эффективное средство формирования умений речевой деятельности повышенного уровня, таких как, умение оперировать связным текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи, например, трансформировать текст.Технология формирования навыков чтения на английском языке
у дошкольников.
Технология формирования навыков чтения на английском языке
у дошкольников.
Авторская технология обучения чтению начинающих представляет единство
дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих
активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка,
как наиболее эффективное средство формирования умений речевой
деятельности повышенного уровня, таких как, умение оперировать связным
текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи,
например, трансформировать текст.
Эта технология успешно используется для подготовки учащихся субботней
школы (дети 56 лет) к основному курсу обучения английскому языку.
Использование данной технологий предусматривает решение следующих
задача:
1) Организовать учебный процесс так, чтобы он проходил «без стресса и
тревоги, без утомления и досады»;
2) Создать условия для активизации эмоциональной и интеллектуальной
сферы ребенка;
3) Обеспечить увеличенный объем учебной информации для ускоренного
формирования начальных умений чтения с осознанием основных правил
характерных для английского языка.
Методический комментарий.
Процесс пройдет быстрее, если начать с «закрытого» слога и если
осваивать буквы английского алфавита не по порядку, а по мере того, как из них
можно сложить какоенибудь простое английское слово.
Итак, уже на первом уроке в гости к ребятам приходит очень симпатичная
«Cat». Ребята и «Cat» обмениваются приветствиями, вежливо говорят друг
другу приятные вещи (Nice to meet you e.g.). У «Cat» на плече сумочка, она ее
широкошироко открывает и достает свой любимый звук [ æ ]. Звук размещается
на доске. Дети в ожидании: «Cat» собирается достать из сумочки свои любимые
буквы. Без сомнения, это c , a , t . Ребята повторяют название букв за «Cat». Когда
они узнают, что все вместе их можно прочесть: cat
, ребята понимают, почему
именно эти буквы любимые у их новой знакомой. (Достаточно сильный
эмоциональный момент имеет место). Т: «Звук в середине этого слова зазвучит
правильно, если мы откроем ротики так же широко, как наша знакомая
открывала сумочку».
Ребята с удовольствием это делают.
(Таким образом, дети знакомятся с первыми 3 буквами алфавита, первым
звуком и первым английским словом).
Затем Т. предлагает заменить букву «С» на букву «S» и прочитать слово.
Это тоже с удовольствием выполняется. В столбике появляется еще одно слово
со звуком [æ] в середине, когда буква «S» меняется на букву «h».
1Т: звук (h) произносим так, как это делает «Cat» , когда греет свои
замерзшие лапки:
(h,h,h,h,h,h……)
Т. и CI «дуют» на свои «замерзшие пальчики». (То, что почти все
время с лиц не сходит улыбка говорит о хорошем эмоциональном настрое
ребят).
Таким образом, ребята научились очень быстро читать 3 первые
слова:
Cat
Sat
Hat
Затем открываются заранее приготовленные столбики слов:
Hat Cat Sat
Sat Hat Cat
Cat Sat Hat
Т: кто может прочитать все 3 столбика слов без ошибок?
Могут, конечно, прочитать все. Необходимо терпеливо выслушать
всех детей.
Очень хорошо работает прием, когда из последних слов в столбиках
составляем предложение: «Cat» sat on a hat. И не просто предложение, а
маленькую историю про нашу знакомую: Она проказница, оказывается,
уселась на шляпу хозяйки, когда та ушла на рынок!
Ребята веселятся от души: их элегантная знакомая напроказничала
(им это близко и понятно).
Такое умелое сочетание мыслительной и эмоциональной
деятельности, дает, как правило, хороший результат: правило чтения
запомнили все.
На следующем уроке столбик слов можно продолжить:
Cat
Sat
Hat
Mat
Rat
Bat
Bag
Замечательно если значение слова иллюстрируется картинкой. Т.
предлагает учся составить свои предложения заменяя слово «Hat» в
2данном предложении на другое, взятое из столбика. Нужно не только
прочесть предложение, но и каждый раз объяснить, что получилось.
Обычно, это задание ребятам нравится. По аналогии учся
составляют свои предложения, усаживая «Cat» и на «rat», и на «bat» и на
«bag». Эти предложения ребята не только читают, но и анализируют:
вычленяют в словах буквы, находят новые, считают одинаковые и т.д.
Если есть в наличии карточки с буквами (их дома могут сделать
сами ребята) учащимся предлагается составить слова из букв, что они
выполняют с охотой.
Вполне возможно уже на этом этапе написать с детьми маленький
диктант.
Аналогично происходит знакомство учащихся с собачонком по
кличке «Spot», и с его любимым звуком [
] , и с его любимыми буквами
«d» и «g». Про этого собачонка ребята тоже коечто узнают из
следующего предложения:
Ɔ
Снова имеет место эмоциональный моментгарант хорошего
«Spot» in not a hot dog.
результата.
Как бы между прочим ребята прочитали слово «is», при чем без
какой бы то ни было установки на то, что это новое правило. Чуть позже
Т. подводит к этому учащихся.
Начиная уже с этого урока можно смело пробовать петь песенку
алфавит.
Музыкальный ритм делает свое дело – дети запоминают алфавит
достаточно быстро.
Освоив с детьми вот эти первые правила чтения, можно начинать
работу с первыми синтетическими минитекстами, в которые закладываем
всю изученную информацию. Т.к. пока учащиеся читают отдельные слова,
элементы текста это еще не чтение. Истинное чтение как вид речевой
деятельности существует только тогда, когда оно сформировано как
речевое умение в процессе чтения читающий оперирует связным текстом,
пусть самым элементарным, решая на его основе смысловые задачи.
Вот пример такого минитекста:
I am Natasha. I am from Revda. I am not from Moscow.
I am from Russia. I am not from America.
Moscow, Russia, America – эти слова, введенные в таком простом
контексте, запоминаются очень просто, выделяясь своей «сложной
непохожестью» среди простых соседей.
Налицо очевидный результат деятельности: учащиеся читают первый
маленький английский текст, почти все в нем понимая (эти структуры уже
отрабатывались в устной речи). Используя прием логической
трансформации (которую с помощью учителя осуществляют сами
учащиеся) вводим новые слова: London, a girl, a boy, Africa, Great Britan
ect.
3Трансформировать текст можно еще и еще с введением новой
лексики чтобы обеспечить легкое, обильное и интересное чтение, которое
является непременным и обязательным условием успешного чтения
(синтетического), что в свою очередь стимулирует мотивацию чтения (она
зависит от «интересности» текстов).
В продолжение работы над трансформированным текстом,
представляем, что оказываемся в Лондоне, где случайно становимся
свидетелями милой семейной сценки: мама журит своих непоседливых
детей: Dick, Syd, sit a bit!
«Вернувшись» в класс, ребята делают похожие замечания друг
другу: как известно, все они непоседы.
Так, познакомившись с правилами чтение букв «I i», «Y y», «U u» в
закрытом слоге, работаем над серией слов в столбиках:
bus sit
mum Dick
sun a bit
bun mix
tin
pin
Непременное условие карточек со словами – «иллюстрированное
толкование» значения этих слов, т.к. вся пассивная лексика может стать
активной.
Продолжая рассказывать о себе, вводом новое правило чтения (е в
ten. Благодаря
закрытом слоге) в таком предложении как I am
межъязыковой интерференции учся читают слово «ten» свободно.
Прочитав слова: ten
pen
hen
men
Ребята разучивают песенку из курса Г.Доли:
I see a pen
I see a hen
I see a cock
I see a clock
Итак, ребята отработали на практике уже достаточное количество
правил чтения; настал момент, когда нужно, чтобы прозвучало само
правило. Предпочтительно, чтобы оно было какоето импровизированное.
e.g. «е» это не просто буква «е» в конце слова, а это бабушка, которая
приходит в гости, и хорошо знакомые буквы в ее компании звучат по
другому (так, как в алфавите).
Приобретя такое знание, ребята легко читают слова, такие как:
4
Name
TakeВ результате, первые буквы и первые правила чтения усваиваются
достаточно быстро т.к. почти в каждой учебной ситуации на уроке
присутствует эмоциональный элемент. Эта база позволяет активизировать
обучение чтению, и активизировать в двух направлениях:
В отношении скорости и в отношении выразительности.
На скорость очень хорошо «работают» карточки со словами на
определенное правило чтения. Довольно длинный список слов в карточке
нужно прочитать за ограниченное время (eg.15 сек.). Читать на время
школьники просто обожают и делают это с азартом.
С карточками такого типа:
Dog
Fox
Frog
fog
etc.
Можно организовать маленькие контрольные работы. Уместно
проводить уроки обобщения по 23 правилам чтения. Они очень хорошо
проходят в форме уроковсоревнований: нужно пройти по нескольким
этапамстанциям. На каждом этапе ребенок читает слова на карточке (на
определенное правило). Переходить на следующий этап можно в случае
удачного прохождения предыдущего.
Вначале Т. является «корректором» на каждом этапе, но как только
учся поняли суть приема, функция учителя м.б. передана сильным
ученикам (тем, кто прошел все этапы).
Обстановка урокасоревнования всегда очень эмоциональна, и в
условиях, когда «эмоции на высоте» на какомнибудь этапе можно дать
слова с новым буквосочетанием, т.е. ввести новое правило чтения. Все
хотят добраться до финиша, поэтому новое правило осваивается с
моментальной быстротой.
Работа над скоростью чтения имеет место не только на таких
обобщающих уроках, она ведется постоянно, на каждом уроке: слова в
столбиках или маленький синтетический текст читается на время. Кроме
того уделяется внимание и выразительности. Выразительно читая, ребенок
передает не только мысли, но и чувства.
Сами того не замечая, ребята работают над скоростью чтения, когда
играют в игру «наш музей». В нашем музее много разных вещей:
это и лампа,
это и книга,
это и велосипед.
Под каждым «экспонатом» лежит табличка с названием предмета.
Т: Кто быстрее прочитает то, что написано на табличках?
Можно «ошибаться»,
когда раскладываешь таблички под
предметами, тогда:
5Т: Кто быстрее найдет мою ошибку?
Работа по данной технологии дает хорошие результаты, на мой
взгляд, потому, что в основе ее лежит суггестопедический метод Г.
Лозанова. Суггестопедия, как известно, стремится к формированию
умений речевой деятельности, которые отличаются улучшенными
количественными и качественными характеристиками.
На
лингвистическом уровне, безусловно, наблюдается ускоренное развитие
языковых способностей школьников.
6