Технология формирования навыков чтения на английском языке у дошкольников.

  • Разработки курсов
  • doc
  • 29.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская технология обучения чтению начинающих представляет единство дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка, как наиболее эффективное средство формирования умений речевой деятельности повышенного уровня, таких как, умение оперировать связным текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи, например, трансформировать текст.конкурсная статья
Иконка файла материала конкурсная статья.doc
Технология формирования навыков чтения на английском языке  у дошкольников.   Авторская технология обучения чтению начинающих   представляет единство дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка, как   наиболее   эффективное   средство   формирования   умений   речевой деятельности   повышенного   уровня,   таких   как,   умение   оперировать   связным текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи, например, трансформировать текст.        Эта технология успешно используется для подготовки учащихся субботней школы (дети 5­6 лет) к основному курсу обучения английскому языку. Использование   данной   технологий   предусматривает   решение   следующих задача: 1) Организовать   учебный   процесс   так,  чтобы   он   проходил   «без   стресса   и тревоги, без утомления и досады»; 2) Создать   условия   для   активизации   эмоциональной   и   интеллектуальной сферы ребенка; 3) Обеспечить   увеличенный   объем   учебной   информации   для   ускоренного формирования начальных умений чтения с осознанием основных правил характерных для английского языка. Методический комментарий. Процесс   пройдет   быстрее,   если   начать   с   «закрытого»   слога   и   если осваивать буквы английского алфавита не по порядку, а по мере того, как из них можно сложить какое­нибудь простое английское слово. Итак, уже на первом уроке в гости к ребятам приходит очень симпатичная «Cat».   Ребята   и   «Cat»   обмениваются   приветствиями,   вежливо   говорят   друг другу приятные вещи (Nice to meet you e.g.). У «Cat» на плече сумочка, она ее широко­широко открывает и достает свой любимый звук [ æ ]. Звук размещается на доске. Дети в ожидании:  «Cat» собирается достать из сумочки свои любимые буквы. Без сомнения, это c  ,   a  ,   t  . Ребята повторяют название букв за «Cat». Когда они узнают, что все вместе их можно прочесть:  cat  ,  ребята понимают, почему именно   эти   буквы   любимые   у   их   новой   знакомой.   (Достаточно   сильный эмоциональный момент имеет место). Т: «Звук в середине этого слова зазвучит правильно,   если   мы   откроем   ротики   так   же   широко,   как   наша   знакомая открывала сумочку».   Ребята с удовольствием это делают. (Таким образом, дети знакомятся с первыми 3 буквами алфавита, первым звуком и первым английским словом). Затем Т. предлагает заменить букву «С» на букву «S» и прочитать слово. Это тоже с удовольствием выполняется. В столбике появляется еще одно слово со звуком   [æ]    в середине, когда буква «S» меняется на букву «h». 1Т:   звук   (h)   произносим   так,   как   это   делает   «Cat»   ,   когда   греет   свои замерзшие лапки: (h,h,h,h,h,h……) Т. и  CI  «дуют» на свои «замерзшие пальчики». (То, что почти все время с лиц не сходит улыбка говорит о хорошем эмоциональном настрое ребят). Таким   образом,   ребята   научились   очень   быстро   читать   3   первые слова: Cat Sat Hat Затем открываются заранее приготовленные столбики слов: Hat          Cat             Sat Sat          Hat             Cat Cat          Sat             Hat  Т: кто может прочитать все 3 столбика слов без ошибок? Могут, конечно, прочитать все. Необходимо терпеливо выслушать всех детей. Очень хорошо работает прием, когда из последних слов в столбиках составляем предложение: «Cat» sat on a hat. И не просто предложение, а маленькую   историю   про   нашу   знакомую:   Она   проказница,   оказывается, уселась на шляпу хозяйки, когда та ушла на рынок! Ребята веселятся от души: их элегантная знакомая напроказничала (им это близко и понятно). Такое   умелое   сочетание   мыслительной   и   эмоциональной деятельности,   дает,   как   правило,   хороший   результат:   правило   чтения запомнили все. На следующем уроке столбик слов можно продолжить: Cat Sat Hat Mat Rat Bat Bag Замечательно   если   значение   слова   иллюстрируется   картинкой.   Т. предлагает   уч­ся   составить   свои   предложения   заменяя   слово   «Hat»   в 2данном   предложении   на   другое,   взятое   из   столбика.   Нужно   не   только прочесть предложение, но и каждый раз объяснить, что получилось. Обычно,   это   задание   ребятам   нравится.   По   аналогии   уч­ся составляют свои предложения, усаживая «Cat» и на «rat», и на «bat» и на «bag».   Эти   предложения   ребята   не   только   читают,   но   и   анализируют: вычленяют в словах буквы, находят новые, считают одинаковые и т.д. Если есть в наличии карточки с буквами (их дома могут сделать сами ребята) учащимся предлагается  составить слова из букв, что они выполняют с охотой. Вполне возможно уже на этом этапе написать с детьми маленький диктант. Аналогично   происходит   знакомство   учащихся   с   собачонком   по кличке «Spot», и с его любимым звуком [ ] , и с его любимыми буквами «d»   и   «g».   Про   этого   собачонка   ребята   тоже   кое­что   узнают   из следующего предложения: Ɔ Снова   имеет   место   эмоциональный   момент­гарант   хорошего «Spot» in not a hot dog. результата. Как бы между прочим ребята прочитали слово  «is», при чем без какой бы то ни было установки на то, что это новое правило. Чуть позже Т. подводит к этому учащихся. Начиная уже с этого урока можно смело пробовать петь песенку­ алфавит. Музыкальный ритм делает свое дело – дети запоминают алфавит достаточно быстро. Освоив с детьми вот эти первые правила чтения, можно начинать работу с первыми синтетическими мини­текстами, в которые закладываем всю изученную информацию. Т.к. пока учащиеся читают отдельные слова, элементы текста ­ это еще не чтение. Истинное чтение как вид речевой деятельности   существует   только   тогда,   когда   оно   сформировано   как речевое умение в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, пусть самым элементарным, решая на его основе смысловые задачи. Вот пример такого мини­текста: I am Natasha. I am from Revda. I am not from Moscow.   I am from Russia. I am not from America. Moscow, Russia, America  – эти слова, введенные в таком простом контексте,   запоминаются   очень   просто,     выделяясь   своей   «сложной непохожестью» среди простых соседей. Налицо очевидный результат деятельности: учащиеся читают первый маленький английский текст, почти все в нем понимая (эти структуры уже отрабатывались   в   устной   речи).   Используя   прием   логической трансформации   (которую   с   помощью   учителя   осуществляют   сами учащиеся) вводим новые слова:  London, a  girl, a  boy, Africa, Great  Britan ect. 3Трансформировать   текст   можно   еще   и   еще   с   введением   новой лексики чтобы обеспечить легкое, обильное и интересное чтение, которое является   непременным   и   обязательным   условием   успешного   чтения (синтетического), что в свою очередь стимулирует мотивацию чтения (она зависит от «интересности» текстов). В   продолжение   работы   над   трансформированным   текстом, представляем,   что   оказываемся   в   Лондоне,   где   случайно   становимся свидетелями   милой   семейной   сценки:   мама   журит   своих   непоседливых детей:  Dick, Syd, sit a bit!  «Вернувшись»   в   класс,   ребята   делают   похожие   замечания   друг другу: как известно, все они непоседы. Так, познакомившись с правилами чтение букв «I i», «Y y», «U u» в закрытом слоге, работаем над серией слов в столбиках:                                       bus         sit                                                 mum      Dick                                                 sun         a bit                                                 bun         mix                                                                 tin                                                                pin Непременное   условие   карточек   со   словами   –   «иллюстрированное толкование» значения этих слов, т.к. вся пассивная лексика может стать активной. Продолжая рассказывать о себе, вводом новое правило чтения (е в ten.   Благодаря закрытом   слоге)   в   таком   предложении   как  I  am  межъязыковой интерференции уч­ся читают слово «ten» свободно. Прочитав слова: ten                              pen                              hen                               men Ребята разучивают песенку из курса Г.Доли: I see a pen I see a hen I see a cock I see a clock Итак, ребята отработали на практике уже достаточное количество правил   чтения;   настал   момент,   когда   нужно,   чтобы   прозвучало   само правило. Предпочтительно, чтобы оно было какое­то импровизированное. e.g. «е» это не просто буква «е» в конце слова, а это бабушка, которая приходит в гости, и хорошо знакомые буквы в ее компании звучат по­ другому (так, как в алфавите). Приобретя такое знание, ребята легко читают слова, такие как: 4 Name TakeВ результате, первые буквы и первые правила чтения усваиваются достаточно   быстро   т.к.   почти   в   каждой   учебной   ситуации   на   уроке присутствует эмоциональный элемент. Эта база позволяет активизировать обучение чтению, и активизировать в двух направлениях: В отношении скорости и в отношении выразительности. На   скорость   очень   хорошо   «работают»   карточки   со   словами   на определенное правило чтения. Довольно длинный список слов в карточке нужно   прочитать   за   ограниченное   время   (eg.15   сек.).   Читать   на   время школьники просто обожают и делают это с азартом. С карточками такого типа:  Dog Fox Frog fog etc. Можно   организовать   маленькие   контрольные   работы.   Уместно проводить уроки обобщения по 2­3 правилам чтения. Они очень хорошо проходят   в   форме   уроков­соревнований:   нужно   пройти   по   нескольким этапам­станциям. На каждом этапе ребенок читает слова на карточке (на определенное правило). Переходить на следующий этап можно в случае удачного прохождения предыдущего. Вначале Т. является «корректором» на каждом этапе, но как только уч­ся   поняли   суть   приема,   функция   учителя   м.б.   передана   сильным ученикам (тем, кто прошел все этапы).  Обстановка   урока­соревнования   всегда   очень   эмоциональна,   и   в условиях, когда «эмоции на высоте» на каком­нибудь этапе можно дать слова с новым буквосочетанием, т.е. ввести новое правило чтения. Все хотят   добраться   до   финиша,   поэтому   новое   правило   осваивается   с моментальной быстротой.  Работа   над   скоростью   чтения   имеет   место   не   только   на   таких обобщающих уроках, она ведется постоянно, на каждом уроке: слова в столбиках или маленький синтетический текст читается на время. Кроме того уделяется внимание и выразительности. Выразительно читая, ребенок передает не только мысли, но и чувства. Сами того не замечая, ребята работают над скоростью чтения, когда играют в игру «наш музей». В нашем музее много разных вещей: это и лампа, это и книга, это и велосипед. Под каждым «экспонатом» лежит табличка с названием предмета. Т: Кто быстрее прочитает то, что написано на табличках? Можно   «ошибаться»,   когда   раскладываешь   таблички   под предметами, тогда: 5Т: Кто быстрее найдет мою ошибку? Работа   по   данной   технологии   дает   хорошие   результаты,   на   мой взгляд,   потому,   что   в   основе   ее   лежит   суггестопедический   метод   Г. Лозанова.   Суггестопедия,   как   известно,   стремится   к   формированию умений   речевой   деятельности,   которые   отличаются   улучшенными количественными   и   качественными   характеристиками.   На лингвистическом   уровне,   безусловно,   наблюдается   ускоренное   развитие языковых способностей школьников.                                        6