Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов
Оценка 4.7

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература
Взрослым
23.03.2017
Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов
Технология исследования уже достаточно давно является актуальной. С внедрением ФГОС она также остается одной из ведущих технологий обучения. В данной статье предложено обобщение опыта работы по организации исследовательской работы обучающихся во внеурочной деятельности, а также представлены две разработки уроков "открытия нового знания", основанные на использовании технологии исследования.
Технология исследовани.docx
Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов Суменкова Евгения Павловна, учитель русского языка и литературы  I квалификационной категории  МБОУ «Карагайская СОШ №1» Карагайского муниципального района Не   первый   год   большое   внимание   уделяется   организации исследовательской   деятельности   учащихся.   Достаточно   давно   в   своей практике   я   организую   такую   работу   вне   уроков.   Материалом   для исследований   моих   учащихся   стала   ономастика   Карагайского   района.   В разные годы учениками были проведены исследования по следующим темам: «Фелинонимы   с.   Карагай»,   «Кинонимы   и   фелинонимы   с.Карагай», «Сравнительный анализ фелинонимов с. Карагай», «Эмпоронимы с. Карагай», «Годонимы с. Карагай», «Топонимическая микросистема с.Карагай» и другие. Работа   над   исследованием   включает   несколько   обязательных   этапов: выбор   темы,   обзор   литературы,   выдвижение   гипотезы,   выбор   методов исследования, сбор материала, анализ результатов, формулировка выводов, оформление работы, подготовка выступления, презентация результатов. Выбор   темы.  Ученик   самостоятельно   выбирает   область   знаний,  направление исследования и  формулирует тему.  На   этапе  обзора   литературы  ученик   изучает   различные   источники информации  по данной проблеме, знакомится с историей вопроса, степенью изученности вопроса, с терминологией.  Выдвижение   гипотезы.  Выдвижение   гипотезы   с   учетом   проблемы исследования.  На этапе сбора материала  ученик собирает и регистрирует материал, делает это путем устного опроса, наблюдения, путем анализа документальных источников.  Анализ   результатов.   Цель   данного   этапа   ­   поиск   значимых   связей между   фактами,  выявившимися   в  ходе   исследования:   описание   материала, классификация,   сравнение,   статистический   анализ   данных.   Составляется картотека,   классифицируется   по происхождению и структуре. На основе полученных данных и теоретической информации, ученик создает свой текст, в котором описывает все действия, направленные на достижение цели.     материал   систематизируется,   На  этапе   формулировки   выводов  учащийся   обобщает   результаты практической и теоретической частей работы, оформляет их в виде выводов. На  этапе оформления работы  ученику приходится структурировать текст работы по главам,  Этап   подготовки   к   выступлению  связан   с   определением   основной мыли выступления, составление плана выступления, отбор необходимого для выступления   материала, проговаривание своего выступления (с учетом мимики и жестов).    продумывание   выразительных   средств, На этапе выступления учащийся озвучивает результаты исследования.  Цель данной технологии заключается в приобретении учащимся навыка исследования   как   универсального   способа   освоения   действительности, развитии   способности   к   исследовательскому   типу   мышления   в образовательном процессе. Поэтому она остается актуальной и с введением ФГОС, согласно требованиям которого, в процессе обучения ученик должен достичь   не   только   предметных,   но   и   личностных   и   метапредметных результатов   обучения.   что   технология   исследовательской деятельности   в   современном   образовании   должна   рассматриваться   как доминирующая,   потому   что   формирующиеся   в   процессе   учебно­ исследовательской   деятельности   умения   являются   составной   частью универсальных   учебных   действий,   необходимых   учащимся   для   успешного обучения. И применять ее нужно не только во внеурочной деятельности, но и на уроках, в различных предметных областях, в том числе на уроках русского языка и литературы.   Считаю, В соответствии с требованиями ФГОС ООО, типология современного урока включает следующие разновидности уроков: 1. Урок открытия нового знания (ОНЗ). 2. Урок отработки умений и рефлексии. 3. Урок творчества (урок – исследование). 4.   Уроки   построения   системы   знаний   (общеметодологической направленности). 5. Уроки развивающего контроля. Как можем увидеть из классификации, урок­исследование вынесен как самостоятельная единица.  Учебное   исследование   отличается   от   научного   тем,   что   учащиеся открывают в процессе исследования для себя то, что для науки не является новым,  и  уже    давно  было  открыто.  Но эти  знания  являются  новыми  для учеников, и дают им возможность почувствовать себя «первооткрывателями». При   организации   исследовательской   деятельности   на   уроке   важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям. Как  же построить  урок­исследование, и сделать  возможным  для учеников самостоятельное открытие новых знаний? Работа   над   любым   исследованием   включает   несколько   обязательных этапов: 1. 2. 3. 4. Выбор темы.  Обзор литературы.  Выдвижение гипотезы.  Выбор методов исследования. 5. Сбор материала.  6. Анализ материала.  7. Формулировка выводов.  8. Оформление работы. 9. Подготовка выступления. 10. Презентация результатов. Практически все они присутствуют в предлагаемой ФГОС структуре урока­исследования I. Актуализация знаний. 1.1.   Мотивация.   Актуализация   ЗУН   и   мыслительных   операций, достаточных для построения нового знания. 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. II. Операционно­исполнительский этап.  2.1. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования; 2.2. Определите темы исследования. 2.3. Формулирование цели исследования. 2.4. Выдвижение гипотезы. 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6. Составление плана исследования. 2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента,   наблюдений,   лабораторной   работы,   чтение   литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка. III. Оценочно­рефлексивный этап  3.1. Интерпретация полученных данных. 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы. 3.3.   Применение   новых   знаний   в   учебной   деятельности.   Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление. 3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности. IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. Эти же этапы выделяет и М.А.Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ПГПУ:   мотивация к исследованию,  постановка   основополагающей,   концептуальной   проблемы   для всего класса,   выдвижение гипотез, определение частных проблем или вопросов для более детального исследования,     сбор материала, его анализ и обобщение, презентация результатов исследования, решение общими усилиями основополагающей проблемы, рефлексия   процесса   и   результата   исследовательской деятельности. Пользуясь   данными   рекомендациями   по   выстраиванию   урока­ исследования, я переработала уже имеющийся в моей методической копилке урок «Святочный рассказ как литературный жанр (по рассказам А.И.Куприна «Тапер» и «Чудесный доктор») (литература 5 класс) и разработала урок по теме   «Эпическое   и   лирическое   в   поэме   С.Есенина   «Анна   Снегина» (литература   11   класс).   Оба   урока   направлены   на   изучение   жанровых особенностей произведений. Основные моменты уроков я и предлагаю вашему вниманию. Урок по теме «Эпическое и лирическое в поэме С.Есенина «Анна Снегина» Этап Деятельность учителя и учащихся урока Акту ализация знаний. Актуализация знаний  Литературный   род  ­   группа   литературных произведений,   сходных   по   способу   отображения действительности.   Традиционно   выделяются   три   рода литературы, каждый из которых соответствует определённой функции слова – эпос, лирика, драма.  Поэма ­ лиро­эпический жанр: крупное или среднее по объему   стихотворное   произведение,   основными   чертами которого   являются   наличие   сюжета   (как   в   эпосе)   и   образа лирического героя (как в лирике)   характеры, Признаки эпического произведения:   Изображение   человеческой   личности   объективно,   во взаимодействии   с   другими   людьми   и   событиями.  Внешний мир в пространственно­временной протяженности и событийной   насыщенности:   обстоятельства, социальная   и   природная   среда,   в   которой   взаимодействуют герои.  Объективное   содержание   реальной   действительности   в   ее материальном   и   духовном   аспектах,   представленное   в художественно   типизированных   автором   характерах   и обстоятельствах.  Текст имеет повествовательную структуру преимущественно описательно­       Признаки лирического произведения: Тематика – прекрасное вокруг нас (природа, любовь). Лирический сюжет. Образ лирического героя близок автору. Изображение   внешнего   мира   в   разрезе   впечатлений, которые тот производит на лирического героя.   Изображение   состояния   человеческой   души   в определенной   ситуации,   в   его   становлении   и   смене впечатлений, настроений, ассоциаций.  Отсутствие событийного сюжета.  Лирические   отступления   (описание   предметов,   картин природы) служат средством самовыражения. Постановка проблемы В письме   Г.А.Бениславской Есенин просил: «Скажите Вардину, может ли он купить у меня поэму 1000 строк. Лиро­ эпическая. Очень хорошая». Тогда почему   в название поэмы Есенин   выносит   имя   главной   героини   Анны   Снегиной,   с которой связана как раз «лирическая сторона» поэмы? II. Операцио нно­ исполните льский этап.  Формулировка   целей   и   задач   исследования, выдвижение гипотезы ­   Проанализировав   свои   затруднения,   сформулируйте тему и цели нашего урока. ПОУ:   ­  Тема «Лирическое и эпическое в поэме С.Есенина «Анна Снегина» (возможны другие варианты).  Задачи : ­проанализировать поэму,  ­выявить эпические признаки эпического произведения; ­выявить признаки лирического произведения в поэме; ­ изучить систему образов, выяснить, чем исключителен образ Анны Снегиной. Гипотеза.    Поэма   «Анна   Снегина»   названа   именем главной   героини,  потому   что   в   ней   преобладает   лирическое начало (возможны варианты) Открытие нового знания Работа   в   группах  (при   работе   ученики   используют справочную   литературу,   ресурсы   Интернета,   заполняют таблицу и оформляют выводы в электронной форме) Задание   для   1группы.   Найдите   черты   эпического   в произведении,   соотнесите   с   реальными   историческими событиями, определите время действия в поэме, результаты исследования занесите в таблицу, сделайте вывод. III. Оценочно­ рефлексив ный этап  Заполните предложенную таблицу Задание для 2 группы. Найдите черты лирического в произведении,   заполнив   предложенную   таблицу,   сделайте выводы. Задание для 3 группы Используя   разные   источники   информации,   составьте рассказ о прототипах главных героев и месте, где происходили описанные события II.Презентация   результатов   исследования   (результаты исследования выводятся на экране, возможна корректировка) ПОУ   1   группы  Таким   образом,   в   поэме   изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923 года. За это время   в  России  произошло   много  событий:  Первая   мировая война,   Февральская   и   Октябрьская   революции,   гражданская война, ­ все они отразились на жизни в деревне.  ПОУ 2 группы Тема поэмы ­ любовь. Она была, и память о ней – это вечное   и   нерушимое   чувство   в   душе   человека.   Прошли десятилетия, отшумели войны и революции (есть события – единственное   положение,   которое   невозможно   подтвердить текстом),   но   нетленные   строки   о   любви   звучат   в   памяти лирического героя. ПОУ учеников 3 группы: Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской   любви.   Лето   1918   года   Есенин   провел   в   селе Константинове   и,   конечно,   был   свидетелем   изменений, происходивших   в   то   время   в   деревне.   Например,   названия деревней Криуши и Радово, две деревни с такими названиями существовали в округе села Константиново. В образе героя – поэта   Сергея   –   мы   угадываем   самого   Сергея   Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, в 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам,  Выводы, оценивание гипотезы Наша   гипотеза   не   подтвердилась:   в   поэме   отражено много исторических событий ­ эпическое начало также ярко выражено, как и лирическое. Решение проблемы  Главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Лирический сюжет –   история   несостоявшейся   любви   героев   –   в   поэме   едва намечен,   и   он   развивается   как   череда   фрагментов. Несостоявшийся   роман   героев   поэмы   происходит   на   фоне кровавой   и  бескомпромиссной   классовой   войны.  Отношения героев   романтичны,   непрояснены,   интуитивны.   Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции –   в   Англии,   откуда   пишет   письмо   герою   поэмы.   Но   время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина   оказалась   вдали   от   Советской   России,   –   печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. Оценка работы в группе (каждый выставляет оценку в графу   «Балл»   каждому   участнику   группы,   высчитывается средняя оценка). Оцениваемые   виды   активности Балл (факторы)  1. Идеи и предложения 2. Лидерство и организация группы 3. Сбор/сравнение/анализ данных 4. Подготовка отчета 5.   Подготовка   и   реализация презентации  IV. Домашнее задание.  Общее количество Сочинение   на   одну   из   тем   (выбор   тем   обусловлен тематикой итогового сочинения 2015­2016 учебного года). 1.Писатель – судья своего времени.  2.Поэт в России – больше, чем поэт. 3. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. 4. Мой дом – Россия. Урок   по   теме   «Святочный   рассказ   как   жанр»   на   примерах рассказов А.И.Куприна «Тапер» и «Чудесный доктор» Этап ы урока Акту ализация Деятельность учителя и учащихся   Актуализация   ЗУН  и   мыслительных   операций, достаточных для построения нового знания. Рассказ  —   малая   форма   эпической   прозы, знаний. повествовательное   произведение   небольшого   размера, повествующее о каком­либо событии.   Какое   впечатление   произвели   на   Вас   рассказы А.И.Куприна? Фиксирование   затруднения   в   индивидуальной деятельности. СУ А знаете ли вы, что рассказы с подобным сюжетом в литературе  встречаются  довольно  часто, и  для  них  придумали особое   название   –   «святочные   (рождественские)   рассказы». Знаком ли вам этот термин? Опер ационно­ исполните льский этап.  Оцен очно­ рефлексив ный этап  Определите темы исследования.  Рождественский рассказ. Формулирование цели исследования Выявление   особенностей   «рождественского   рассказа»   (на примере рассказов «Чудесный доктор» и «Тапер»).  Выдвижение гипотезы Задачи: Проанализировать произведения Найти общее в них Сделать   выводы   о   жанровых   особенностях «рождественского рассказа» «Открытие» детьми нового знания. Используя различные источники информации, отвечают на поставленные вопросы, работая в группах. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследовательской работы. Рассказы   Куприна   “Тапер”   и   "Чудесный   доктор"     были опубликован   в   канун   Рождества.   Время   действия   –   канун Рождества (Сочельник). Главными   героями   произведений   являются   бедные, несчастные дети. Рассказы   имеют   счастливый   конец,   обстоятельства складываются   так,   что   все   плохое   проходит,   и   жизнь   детей налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно. Рассказы имеют счастливый конец. Пирогов   и   Рубинштейн   –   это   люди,   способные   к сочувствию. Формулировка   определения   жанра   «рождественский рассказ» Оценивание гипотезы. Самооценка детьми собственной деятельности. Дома шнее задание 1.   Докажите   письменно,   что   рассказы   Чарльза   Диккенса «Рождественская песнь в прозе», «Сверчок за очагом», Сельмы Лагерлеф «Рождественский гость», Ф.М.Достоевского «Мальчик у   Христа   на   елке»   (по   выбору)     являются   «рождественскими рассказами».  2.Напишите «рождественский рассказ», используя знания, полученные на сегодняшнем уроке.  Организация таких уроков сложна, так как требует особой подготовки: ученикам должны быть доступны различные источники информации,   особенно   хорошо   должен   быть   продуман   первый   этап,  возможно   наличие раздаточного материала; время, отведенное на изучение материала должно быть увеличено.   Считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как: способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;   вырабатывает   умения   и   навыки   самостоятельной   работы обучающихся; формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных   практических   задач;   развивает   личностные   качества   ученика. Таким   образом   формируются   все   УУД:   предметные,   метапредметные, личностные.

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов

Технология исследования в обучении русскому языку и литературе как способ достижения метапредметных результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017