ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
Оценка 4.9

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
изобразительное искусство
Детсад
27.10.2018
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
Высшая форма активности в дошкольном возрасте -творчество, как проявление самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. В любой сфере человеческой деятельности нужно творчество - художественное, вымышленное, фантазийное ... И только для педагогов одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие творческой индивидуальности.Не все дети одинаково проявляют свои способноти. одна из главных способов проявления себя - рисунок. Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, творчество — норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО изо.doc
Сайфутдинова Алия Ахметовна, воспитатель МБДОУ №92 г.Оренбург «ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ»    Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественно­творческих способностей дошкольников  путем целенаправленного и организованного обучения. Творчество – в дошкольном возрасте, высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать   нечто   новое,   оригинальное.   Творчество   нужно   в   любой   сфере   человеческой   деятельности: научной,  художественной,   производственно­технической,  хозяйственной  и  т.д.  Для педагогов  развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Проявление   творчества   характерны   для   ребенка   с   самого   раннего   возраста,   творчество   —   норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его   жизнь,   обогащает   его   сверстников,   коллектив.   Становление   творческой   индивидуальности   в дошкольном возрасте является важным условием  дальнейшего полноценного развития личности.   Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до  способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт. Особенно это проявляется в старшей группе детского сада, когда дети начинают фантазировать, придумывать,   в   разговорной   речи   применяют   сказочные   и   фантастические   ситуации.   Стараются   свои фантазии передать в рисунке.   Естественной   основой   развития   творческих   способностей   человека   является   возможности   его физического развития, развитость психических   функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности дошкольника имеют его   впечатления от окружающего мира. Развивая  навыки  художественно­творческой  деятельности   дошкольников  на  занятиях   рисования,  в детском саду проводят дополнительные занятия во второй половине дня. Где дети могут познакомиться с искусством и творчеством региона, области, села, культурой родного края.    На   занятиях   воспитатель     первый,   кто   наблюдает   психическое   состояние   ребенка   по   рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что  «… детский рисунок научает ребенка  овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил,   преодолел   и   поднялся   выше   над   непосредственным   переживанием».   Нарисованный   дом, украшенный   цветами,   красивой   и   яркой   крышей   показывает,   что   в   доме   и   в   семье   все   в   порядке. Использование темных тонов, невзрачный контур, непонятное содержание говорит о детской тревожности.   Личностно­ориентированные технологии: ставят   в   центр   всей   образовательной   системы   личность   обучаемого,   обеспечение   комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. характеризуются   гуманистической   и   психотерапевтической   направленностью   и   имеют   целью творческое развитие дошкольника, формирование у него положительной «Я» — концепции. Личностно­ориентированные технологии имеют следующие особенности Продумывание   преподавателем   возможностей   для   самостоятельного   проявления   дошкольника. Предоставления   им   возможности  задавать   вопросы,   высказывать   в   творчестве   свое   отношение   к  миру вокруг себя.  Организация  обмена мыслями,  мнениями, оценками. Стимулирование  дошкольников положительно оценивать творческую работу одногруппника. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость детей. Личностно­ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы  и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода активно используется положительная стимуляция обучения творчеству. На личностно­ориентированном занятии создается та  ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности дошкольников.   На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой детей на работу. Воспитатель  не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого ребенка.   Можно   сделать   вывод,   что   личностно   ориентированное   обучение   играет   важную   роль   в   системе образования.   Современное   образование   должно   быть   направленно   на   развитие   личности   человека, раскрытие   его   возможностей,   талантов,   становление   самосознания,   самореализации.   Личностно ориентированное   обучение   предполагает,   что   в   центре   обучения   находится   сам   обучающийся   —   его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ребенок  как личность. Развитие   дошкольника   как   личности   (его   социализация)   идет   не   только   путем   овладения   им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение   как   субъектная   деятельность   дошкольника,   обеспечивающая   познание   (усвоение)   должно разворачиваться   как   процесс,   описываться   в   соответствующих   терминах,   отражающих   его   природу, психологическое содержание; основным результатом занятий должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так  как  в процессе такого обучения  происходит активное  участие  в самоценной  образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ребенку возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит: 1. повысить мотивированность дошкольника  к обучению; 2. повысить их познавательную активность; 3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого   дошкольника,   а   также   ориентироваться   на   развитие   их   познавательных   способностей   и активизацию творческой, познавательной деятельности; 4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; 5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс; 6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний дошкольниками; 7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса; 8. отследить динамику развития дошкольников; Личностный подход в образовательной технологии Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности   человека,   особенности   мышления,   круг   интересов   и   запросов,   а   также   его   поведение   в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно, что   развитие   памяти   и   мыслительных   способностей   наиболее   активно   происходит   в   детском   и подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом   возрастные   и   индивидуальные   особенности   дошкольника,   могут   не   дать   ожидаемого   педагогом эффекта. Учёт   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   послужил   основой   для   всё   более   активного применения в рамках обучения новой личностно — ориентированной образовательной парадигмы. Осуществление   личностно­ориентированного   подхода   в   образовании   возможно   при   соблюдении следующих условий: ­ Наличие комфортных и безопасных условий обучения; ­ Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности; ­ Формирование и развитие мышления; ­ Учёт уровня способностей и возможностей каждого ребенка в процессе обучения; ­ Адаптация учебного процесса к особенностям групп дошкольников. Личностно­ориентированное   обучение   предполагает   поэтапный   характер   процесса   обучения:   от изучения личности дошкольника через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах. Личностно­ориентированное   обучение   основывается   на   понятии   того,   что   личность   являет   собой совокупность   всех   её   психических   свойств,   которые   составляют   её   индивидуальность.   Технология личностно­ориентированного   обучения   основана   на   принципе   индивидуального   подхода,   при   котором учитываются   индивидуальные   особенности   каждого   ребенка,   что,   позволяет   содействовать   развитию личности дошкольника. Осуществление   личностно­ориентированного   подхода   невозможно   без   изучения   личности дошкольника.   При   этом   необходимо   выявлять   и   учитывать   психофизиологические   особенности дошкольника, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. Важным является ещё один фактор — оценка умений. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия дошкольника. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки дошкольников     с  низким   уровнем   интеллектуального   развития   и  стимулирования   более   продуктивной учебной деятельности дошкольников  с высоким уровнем интеллектуальных способностей. отличается от традиционного занятия. Личностно­ориентированное   занятие,   реализуемый   с   учетом   его   ценностей,   педагогических   целей Таблица .Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока Традиционный урок Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Личностно­ориентированный урок Способствует   эффективному   накоплению   каждым ребенком своего собственного личного опыта. Распределяет   учебные   задания,   форму работы   детей   и   демонстрирует   им   образец правильного выполнения заданий. Предлагает   детям   на   выбор   различные   учебные   поощряет   детей   к задания   и   формы   работы, самостоятельному поиску путей решений этих заданий. Старается   заинтересовать   детей   в   том учебном   материале,   который   предлагает   сам воспитатель. Стремится   выявить   реальные   интересы   детей   и согласовать   с   ними   подбор   и   организацию   учебного материала. Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. Осуществляет   планирование   детской   деятельности в определенном русле. Оценивает   результаты   работы   детей, подмечая   и   исправляя   допущенные   ими ошибки. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком. Помогает   детям   самостоятельно   спланировать   свою деятельность. Поощряет   детей   самостоятельно   оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Определяет правила поведения в классе и Учит   детей   самостоятельно   вырабатывать   правила следит за их выполнением. поведения и контролировать их выполнение. Разрешает возникающие конфликты между детьми:   поощряет   правых   и   наказывает виновных. Побуждает   детей   обсуждать   возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. Таким   образом,   личностно­ориентированное   обучение   предоставляет   каждому   дошкольнику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений. Средствами развития интеллектуальных способностей дошкольного при личностно­ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление дошкольнику возможности активной познавательной   деятельности   через   посильную   самостоятельную   работу   и   предоставление   творческой свободы. Применение технологии личностно­ориентированного обучения на занятиях рисования   в современном детском саду Занятие   должно   носить   обучающий,   развивающий   и   воспитывающий   характер,   обогащать   новыми   знаниями,   умениями   и   навыками,   развивать   познавательный   интерес, дошкольников   наблюдательность, речь и мышление, творческую активность. Образовательный   процесс   строится   на   учебном   диалоге   дошкольника   и   воспитателя,   который направлен на совместное конструирование программной деятельности. На  любом занятии, в особенности в изобразительном   искусстве,   где,   кроме   прочего,   важен   талант   и   эстетический   вкус,   уже   заложенные генетически, дошкольник избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта, которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации занятий рисованию  является актуализация субъективного   опыта,   поиск   связей.   При   личностно­ориентированном   обучении   важно   учитывать избирательность   дошкольника,   его   мотивацию,   стремление   использовать   полученные   знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. Так   как   центром   всей   образовательной   системы   при   личностно­ориентированном   подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на занятиях рисования, то методической основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда и   основными   организационными   формами   будут     дополнительные   занятия   и   индивидуально­ дифференцированная. Но, так как я применяю личностно ориентированный подход на занятиях рисования, а   не   в   индивидуальной   работе,   то   основным   видом   деятельности   на   моих   дополнительных   занятиях является система малых групп. Так, например,   изображение времен года по природным изменениям: осень –начало ­ на деревьях листья, желтеют, к середине осени – листья опали, в конце осени – листьев на дереве нет. Весна ­  в начале на деревьях нет листвы, в середине весны – почки и листочки, в конце весны – деревья в листве. Сравнение времен года – сходство и различия. Каждая группа создает свою картину. Каждый ребенок, которому интересно,   делает   вклад   в   творческую   работу,   если   даже   не   рисует,   то   предлагает,   подсказывает, подсказывает.   На   занятиях   рисования   нужно   стараться   инициировать   субъективный   опыт   ребят,   развить индивидуальные   способности   каждого   ребенка.   Важно   признать   индивидуальность,   самобытность, самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать   детям   возможность   свободного выбора элементов  и  видов  работы,  позволить   им  самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными   видами   творчества.   И   тогда   мы,   воспитатели,   не   услышим   от   детей   фраз:   «я   не   умею рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. ведь рисование бывает порой очень сложным предметом, а соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге в таких случаях очень помогает личностно ориентированный подход.   Список литературы 1.Степанов Е.Н. Личностно­ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. 2. Бондаревская, Е. В. 100 понятий личностно­ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью.­ Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. — 236 с. 3. Хуторской, А. В. Методика личностно­ориентированного обучения. Как обучать всех по­разному? / А. В. Хуторской. — М. : ВЛАДО­ПРЕСС, 2009. — 178 с

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2018