ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
изобразительное искусство
Детсад
27.10.2018
Высшая форма активности в дошкольном возрасте -творчество, как проявление самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. В любой сфере человеческой деятельности нужно творчество - художественное, вымышленное, фантазийное ... И только для педагогов одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие творческой индивидуальности.Не все дети одинаково проявляют свои способноти. одна из главных способов проявления себя - рисунок. Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, творчество — норма детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО изо.doc
Сайфутдинова Алия Ахметовна, воспитатель МБДОУ №92 г.Оренбург
«ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
РИСОВАНИЯ»
Основной задачей уроков изобразительного искусства является развитие художественнотворческих
способностей дошкольников путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество – в дошкольном возрасте, высшая форма активности, самостоятельности, способность
создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности:
научной, художественной, производственнотехнической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие
творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, творчество — норма
детского развития . реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной
его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в
дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний,
умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый
продукт. Особенно это проявляется в старшей группе детского сада, когда дети начинают фантазировать,
придумывать, в разговорной речи применяют сказочные и фантастические ситуации. Стараются свои
фантазии передать в рисунке.
Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его
физического развития, развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и
возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности дошкольника имеют его впечатления от
окружающего мира.
Развивая навыки художественнотворческой деятельности дошкольников на занятиях рисования, в
детском саду проводят дополнительные занятия во второй половине дня. Где дети могут познакомиться с
искусством и творчеством региона, области, села, культурой родного края.
На занятиях воспитатель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку.
Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что
«… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать
их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым
победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием». Нарисованный дом,
украшенный цветами, красивой и яркой крышей показывает, что в доме и в семье все в порядке.
Использование темных тонов, невзрачный контур, непонятное содержание говорит о детской тревожности.
Личностноориентированные технологии:
ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта,
бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью
творческое развитие дошкольника, формирование у него
положительной «Я» — концепции.
Личностноориентированные технологии имеют следующие особенности
Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления дошкольника.
Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать в творчестве свое отношение к миру
вокруг себя.
Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование дошкольников положительно
оценивать творческую работу одногруппника.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость детей.
Личностноориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы
и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель
обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин
достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода
активно используется положительная стимуляция обучения творчеству. На личностноориентированном занятии создается та ситуация, когда не только излагаются знания, но
и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности дошкольников. На таком уроке
господствует эмоционально положительный настрой детей на работу.
Воспитатель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность
и уникальность каждого ребенка.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе
образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека,
раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно
ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его
мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ребенок как личность.
Развитие дошкольника как личности (его социализация) идет не только путем овладения им
нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как
важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность дошкольника, обеспечивающая познание (усвоение) должно
разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу,
психологическое содержание;
основным результатом занятий должно быть формирование познавательных способностей на основе
овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной
деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ребенку возможность самообразования,
саморазвития в ходе овладения знаниями.
Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность дошкольника к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности
каждого дошкольника, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и
активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний дошкольниками;
7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
8. отследить динамику развития дошкольников;
Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер
деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в
социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и
воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Известно,
что развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском и
подростковом возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее
будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при
этом возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, могут не дать ожидаемого педагогом
эффекта.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей послужил основой для всё более активного
применения в рамках обучения новой личностно — ориентированной образовательной парадигмы.
Осуществление личностноориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении
следующих условий:
Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
Формирование и развитие мышления;
Учёт уровня способностей и возможностей каждого ребенка в процессе обучения;
Адаптация учебного процесса к особенностям групп дошкольников.
Личностноориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от
изучения личности дошкольника через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на
когнитивных аспектах.
Личностноориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой
совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностноориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором
учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, что, позволяет содействовать развитию
личности дошкольника.
Осуществление личностноориентированного подхода невозможно без изучения личности
дошкольника. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности
дошкольника, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.
Важным является ещё один фактор — оценка умений. Здесь оцениваются не только итоговые знания,
но и усилия дошкольника. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки
дошкольников с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной
учебной деятельности дошкольников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
отличается от традиционного занятия.
Личностноориентированное занятие, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей
Таблица .Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении
традиционного и личностно-ориентированного урока
Традиционный урок
Обучает всех детей установленной сумме
знаний, умений и навыков.
Личностноориентированный урок
Способствует эффективному накоплению каждым
ребенком своего собственного личного опыта.
Распределяет учебные задания, форму
работы детей и демонстрирует им образец
правильного выполнения заданий.
Предлагает детям на выбор различные учебные
поощряет детей к
задания и формы работы,
самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Старается заинтересовать детей в том
учебном материале, который предлагает сам
воспитатель.
Стремится выявить реальные интересы детей и
согласовать с ними подбор и организацию учебного
материала.
Предполагает
дополнительные
индивидуальные занятия с отстающими детьми.
Осуществляет планирование детской
деятельности в определенном русле.
Оценивает результаты работы детей,
подмечая и исправляя допущенные ими
ошибки.
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою
деятельность.
Поощряет детей самостоятельно оценивать
результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Определяет правила поведения в классе и
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила
следит за их выполнением.
поведения и контролировать их выполнение.
Разрешает возникающие конфликты между
детьми: поощряет правых и наказывает
виновных.
Побуждает детей обсуждать
возникающие
конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их
решения.
Таким образом, личностноориентированное обучение предоставляет каждому дошкольнику
возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от
интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей дошкольного при личностноориентированном
обучении являются стремление к развитию личности, предоставление дошкольнику возможности активной
познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой
свободы.
Применение технологии личностноориентированного обучения на занятиях рисования
в современном детском саду
Занятие должно носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать
новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес,
дошкольников
наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге дошкольника и воспитателя, который
направлен на совместное конструирование программной деятельности. На любом занятии, в особенности в
изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, дошкольник избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала.
Далеко не все понятия усваиваются детьми, а только те, которые входят в состав их личного опыта,
которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации занятий рисованию является актуализация
субъективного опыта, поиск связей. При личностноориентированном обучении важно учитывать
избирательность дошкольника, его мотивацию, стремление использовать полученные знания
самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Так как центром всей образовательной системы при личностноориентированном подходе
является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на занятиях рисования, то методической
основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда
и основными организационными формами будут
дополнительные занятия и индивидуально
дифференцированная. Но, так как я применяю личностно ориентированный подход на занятиях рисования,
а не в индивидуальной работе, то основным видом деятельности на моих дополнительных занятиях
является система малых групп.
Так, например, изображение времен года по природным изменениям: осень –начало на деревьях
листья, желтеют, к середине осени – листья опали, в конце осени – листьев на дереве нет. Весна в начале
на деревьях нет листвы, в середине весны – почки и листочки, в конце весны – деревья в листве. Сравнение
времен года – сходство и различия. Каждая группа создает свою картину. Каждый ребенок, которому
интересно, делает вклад в творческую работу, если даже не рисует, то предлагает, подсказывает,
подсказывает.
На занятиях рисования нужно стараться инициировать субъективный опыт ребят, развить
индивидуальные способности каждого ребенка. Важно признать индивидуальность, самобытность,
самоценность особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно
дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно
определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с
различными видами творчества. И тогда мы, воспитатели, не услышим от детей фраз: «я не умею
рисовать», « я не люблю рисовать» и т.д. ведь рисование бывает порой очень сложным предметом, а
соответственно и нелюбимым для определенных групп детей, которые, например, умеют мыслить только
точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге в таких
случаях очень помогает личностно ориентированный подход.
Список литературы
1.Степанов Е.Н. Личностноориентированный подход в работе педагога: разработка и использование
[текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с.
2. Бондаревская, Е. В. 100 понятий личностноориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская //
Воспитание как встреча с личностью. Ростов н/Д. : Ростиздат, 2006. — 236 с.
3. Хуторской, А. В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех поразному? /
А. В. Хуторской. — М. : ВЛАДОПРЕСС, 2009. — 178 с
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.