Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лицей № 1»
Технология межпредметной деятельности в основной школе
Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна,
учитель истории и обществознания,
г.Нефтеюганск
Одним из приоритетных направлений современного российского образования по ФГОС является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов.
Но что меня, как учителя, волнует сегодня в школе?
Большой объём программного материала делает процесс обучения для ребёнка изнурительным, дети загружены домашними заданиями, устают. Чтобы облегчить труд детей и достичь результатов, предусмотренных ФГОС следует изменить подходы в преподавании школьных предметов. Одним из таких подходов является интеграция педагогической деятельности. Это своеобразный ответ на интеграционные процессы, характерные для современного общества.
Интеграция имеет несколько направлений.
Таблица 1
Направления интеграции |
Формы интеграции |
Примеры интеграции |
Содержательное |
межпредметная интеграция; интегрированные курсы; интегративные программы |
синтез двух и более предметов; текст в русском языке и обществознании; |
Организационно-технологическое |
интегративные формы обучения; интегративные формы образования; интегративные технологии |
интегрированный урок, семинар; проблемное обучение, модульное обучение |
Личностно-деятельностное |
уровень взаимодействия учителя и ученика; совместное обучение |
партнёрство, сотрудничество; работа в команде, паре, группе |
Наиболее распространѐнными являются следующие варианты интеграции:
• проведение интегрированных уроков;
• создание циклов уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого существования;
• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
• использование различных интегративных технологий.
Следует заметить, что желаемый результат возможен лишь при комплексном подходе к организации межпредметной деятельности .
Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:
• определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;
• продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;
• согласовать методические приѐмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов.
Система организации межпредметной деятельности выглядит таким образом. Таблица 2
|
Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо, прежде всего, учитывать специфику каждого гуманитарного предмета — история, литература и МХК, т.к. каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определенную функцию.
Таблица 3
История |
Раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные процессы |
Ученик изучает процесс эволюционного развития общества |
Литература |
Помогает осознавать ,ощущать историческое пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств |
Ученик выражает своё мироощущение в слове, становится участником развития культуры |
МХК |
Позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве |
Ученик выступает носителем художественных ценностей |
В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:
• сравнение исторического документа и художественного текста;
• сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике;
• понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений. Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий для основной школы.
Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:
Летопись и современные историки о Крещении Руси
Детям предлагается прочить внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. Н.М.Карамзина и А.М.Сахаров о принятии христианства и задания:
1.Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?
2.Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой?
3.Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?
Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.
Сопоставление эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе и живописном или пластическом памятнике.
Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот.
Например, в 6-м классе на уроке литературы ученики знакомятся с содержанием куртуазной лирики. Работа начинается с изучения миниатюр XIV—XV вв., на которых изображены сюжеты из жизни рыцарей и дам: «Соколиная охота», «Служение даме», «Чтение письма». Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров.
На уроке истории ученики, после знакомства с кодексом рыцарской чести, находят в нѐм отражение почтительного отношения рыцарей к даме сердца. Опираясь на произведения куртуазной лирики и кодекс, они создают словесный
образ «Прекрасной дамы». Далее, учащимся предлагается информация о
положении женщины в обществе в эпоху Средневековья. На основании всей
выявленной информации формулируется проблема несоответствия художественного образа «дамы» реальному, идеализированное отношение к женщине в произведениях и существующее в действительности. Разрешение данного противоречия требует от учащихся не только навыка сопоставительного анализа, но и межпредметного соотнесения информации, понимания особенностей рыцарской эпохи.
Задания на сопоставление являются сложными, но всегда вызывают живейший интерес у учащихся. Выполнение таких работ вполне можно оценить на межпредметном уровне, поставив оценки одновременно по 2 или 3 предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трѐх контрольных или зачѐтных работ выполняется одна). В этом, как видим, заключается ещѐ одно преимущество межпредметной деятельности.
Остановлюсь ещё на одном виде межпредметного задания:
понимание закономерностей историко-литературного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.
Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая I).
Рассмотрим фрагменты заданий к изучению личности и образа Николая I в истории и в произведениях литературы.
Задание №1. Прочитайте фрагменты из незавершѐнной статьи Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и определите:
1.Какой жизненный факт исследует автор?
2.Какая деталь поразила автора сильнее всего? Почему?
3. Какие стилистические средства использует Толстой, чтобы воздействовать на читателя?
Задание №2. Обратившись к рассказу Л.Н.Толстого «После бала», определите:
1.На каких моментах делает акцент автор?
2.Что объединяет рассказ и очерк?
3.Насколько рассказ углубил ваше понимание основных положений статьи?
Выполняются такие задания в микрогруппах , затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь. Далее предлагается обобщить сведения о личности Николая I, полученные в ходе обсуждения очерка и повести и приобретенные ранее на уроках истории.
Задание №3. Составьте речь в защиту или в осуждение Николая I, используя знания по истории и прочитанной литературе.
Выполнив задания № 1–3, учащиеся знакомятся с отзывами современников о Николае I, формулируют в группах проблему, основанную на сопоставлении информации, известной ранее и полученной сейчас.
Отзывы современников о Николае I (фрагменты)
Николай I
«Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всѐ, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где хочется и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всѐ должно умолкнуть перед этим одним чувством пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жѐсткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться».
Прусский король Фридрих-Вильгельм IV
«Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию».
Анна Федоровна Тютчева называла Николая Павловича «Дон-Кихотом самодержавия».
«Этот дуб, сражѐнный вихрем, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури».
А.С. Пушкин
Нет, я не льстец, когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный;
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Однозначной оценки роли личности императора Николая I в истории и его образа в литературе нет. Данная проблема была, есть и будет всегда.
С точки зрения межпредметного задания здесь были привлечены различные источники, отражающие взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. При этом особое внимание уделяется тому, как
подаѐтся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений
Необходимой частью межпредметной деятельности является организация и проведение межпредметного контроля. Такие работы проводятся во всех параллелях 3–4 раза в год и преследуют решение сразу нескольких задач:
• закрепление знаний;
• определение уровня сформированности общеучебных навыков;
• освоение учащимися новых способов образовательной деятельности;
• реализация учащимися компетентностных качеств;
• проявление учащимися комплексного видения проблемных ситуаций.
Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции.
При проведении межпредметных контрольных работ к ним необходимо предъявлять определѐнные требования, которые позволят объективно оценить результаты работы учащихся, например, такие:
• изложение материала с установлением историко-литературных связей, их объяснение;
• умение работать с источниками (правильное осмысление различных авторских точек зрения, включение их изречений, мыслей через цитирование или косвенную речь);
• наличие собственных суждений, позиции, оценок, их правильная и достаточная аргументация;
• соблюдение логики рассуждений и композиционного построения;
• соблюдение научного стиля, терминологической грамотности.
Интегрированный урок предполагает возможность разрешения какой-либо социально значимой проблемы при активном привлечении к работе произведений литературы, исторических документов и памятников культуры. Подобные учебные занятия могут объединяться в отдельный блок, занимающий по времени три-четыре часа, а вести их могут одновременно учителя двух или трех предметов.
Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и, самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации в различных жизненных ситуациях. Учитель постоянно совершенствует своѐ профессиональное мастерство, ученики же, в свою очередь, видят, что историк владеет знаниями по литературе и искусству, а словесник знает историю, разбирается в искусстве, что повышает в их глазах значимость гуманитарного образования.
Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому
межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:
• развитие аналитического и образного мышления школьников;
• создание условий для практического применения знаний и навыков;
• расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;
• формирование у учащихся целостного представления о мире;
• формирование толерантной личности.
Список литературы
1. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003—2004 учебный год. — G\index.htm — сайт ИД «Первое сентября»
2.Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1997.
3. Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004—2005 учебный год. — G/index.htm — сайт ИД «Первое сентября»
4.Ярославцева М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории .М.»Педагогический университет «Первое сентября» ,2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.