Технология межпредметной деятельности в основной школе( для учителей 5-11 классы)
Оценка 4.7

Технология межпредметной деятельности в основной школе( для учителей 5-11 классы)

Оценка 4.7
Лекции
docx
история +2
5 кл—11 кл
17.01.2017
Технология межпредметной деятельности в основной школе( для учителей 5-11 классы)
Материал представляет технологию межпредметной деятельность учителя в преподавании гуманитарных предметов -история и литература, которая позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты: • развитие аналитического и образного мышления школьников; • создание условий для практического применения знаний и навыков; • расширение деятельностного компонента в образовательном процессе; • формирование у учащихся целостного представления о мире; • формирование толерантной личности.Файл содержит 8 листов А-4 со списком литературы.
Технология межпред. деят.и.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лицей № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология межпредметной деятельности в основной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна,

                                                                                          учитель истории и обществознания,

                                                                                               г.Нефтеюганск

 

                                                                

                                                            

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Одним из приоритетных направлений современного российского образования по ФГОС является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества  На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов.

       Но что меня, как учителя, волнует  сегодня в школе?

Большой объём программного материала делает процесс обучения для ребёнка изнурительным, дети загружены домашними заданиями, устают. Чтобы облегчить труд  детей и достичь результатов, предусмотренных ФГОС следует  изменить подходы  в преподавании школьных предметов. Одним  из таких подходов является интеграция педагогической деятельности.  Это своеобразный ответ на интеграционные процессы, характерные для современного общества.

 Интеграция имеет несколько направлений.

 Таблица 1

Направления интеграции

Формы интеграции

Примеры интеграции

Содержательное

межпредметная интеграция;

интегрированные курсы;

интегративные программы

синтез двух и более предметов;

текст в русском языке и обществознании;

Организационно-технологическое

интегративные формы обучения;

интегративные формы образования;

интегративные технологии

интегрированный урок,  семинар;

 проблемное обучение, модульное обучение

Личностно-деятельностное

уровень взаимодействия учителя и ученика;

совместное обучение

партнёрство, сотрудничество; работа в команде, паре, группе

 

Наиболее распространѐнными являются следующие варианты интеграции:

     • проведение интегрированных уроков;

     • создание циклов   уроков, объединяющих материал одного   или нескольких предметов   с сохранением их независимого существования;

    • введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;  

  • использование различных интегративных технологий.

     Следует заметить, что  желаемый результат возможен лишь при комплексном  подходе  к организации  межпредметной  деятельности .

     Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:

    • определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;

    • продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;

    • согласовать  методические приѐмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов. 

Система организации межпредметной деятельности выглядит  таким образом.

Таблица 2

5-6 классы

Межпредметные задания, межпредметные работы, межпредметный контроль,интегрированные уроки

7-8 классы

 

Межпредметные  работы, межпредметный контроль, циклы интегрированных  уроков, межпредметные проекты

9-11 классы

 Межпредметный контроль, межпредметные  семинары, межпредметные исследования

 

        Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо, прежде всего, учитывать специфику каждого гуманитарного предмета  — история, литература и МХК, т.к. каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определенную функцию.  

Таблица 3

История

Раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные процессы

Ученик изучает процесс эволюционного развития общества

Литература

Помогает осознавать ,ощущать историческое пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств

Ученик выражает своё мироощущение в слове, становится участником развития   культуры

МХК

Позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве

Ученик выступает носителем художественных ценностей

 

  В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:

    • сравнение исторического документа и художественного текста;

    • сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике;

    • понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений. Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий для основной школы.  

Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:

     Летопись и современные историки о Крещении Руси

Детям предлагается прочить внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. Н.М.Карамзина и А.М.Сахаров о принятии христианства и задания:

1.Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?

2.Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой?

3.Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?

    Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.

     Сопоставление  эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе и живописном или пластическом памятнике.

Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки  анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот.

     Например, в 6-м классе  на уроке литературы ученики знакомятся с содержанием куртуазной лирики. Работа начинается с изучения миниатюр XIV—XV вв., на которых изображены сюжеты из жизни рыцарей и дам: «Соколиная охота», «Служение даме», «Чтение письма». Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров.

     На уроке истории ученики, после знакомства с кодексом рыцарской чести, находят в нѐм отражение почтительного отношения рыцарей к даме сердца. Опираясь на произведения куртуазной лирики и кодекс, они создают словесный

образ «Прекрасной дамы». Далее, учащимся предлагается информация о

положении женщины в обществе в эпоху Средневековья. На основании всей

выявленной информации формулируется проблема несоответствия художественного образа «дамы» реальному, идеализированное отношение к женщине в произведениях и существующее в действительности. Разрешение данного противоречия требует от учащихся не только навыка сопоставительного анализа, но и межпредметного соотнесения информации, понимания особенностей рыцарской эпохи.

     Задания на сопоставление являются сложными, но всегда вызывают живейший интерес у учащихся. Выполнение таких работ вполне можно оценить на межпредметном уровне, поставив оценки одновременно по 2 или 3 предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трѐх контрольных или зачѐтных работ выполняется одна). В этом, как видим, заключается ещѐ одно преимущество межпредметной деятельности.

     Остановлюсь ещё на одном виде межпредметного задания:

понимание закономерностей историко-литературного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.  

     Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая I).

     Рассмотрим фрагменты заданий к изучению личности и образа Николая I в истории и в произведениях литературы.

 Задание №1. Прочитайте фрагменты из незавершѐнной статьи Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и определите:

1.Какой жизненный факт исследует автор?

 2.Какая деталь поразила автора сильнее всего? Почему?

3. Какие стилистические средства использует Толстой, чтобы воздействовать на читателя?

Задание №2. Обратившись к рассказу Л.Н.Толстого «После бала», определите:

1.На каких моментах делает акцент автор?

2.Что объединяет рассказ и очерк?

3.Насколько рассказ углубил ваше понимание основных положений статьи?

     Выполняются такие задания  в микрогруппах , затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь. Далее  предлагается обобщить сведения о личности Николая I, полученные в ходе обсуждения очерка и повести и приобретенные ранее на уроках истории.

Задание №3. Составьте речь   в защиту или в осуждение Николая I, используя знания по истории и прочитанной литературе.  

     Выполнив задания № 1–3, учащиеся знакомятся с отзывами современников о Николае I, формулируют в группах проблему, основанную на сопоставлении информации, известной ранее и полученной сейчас.

Отзывы современников о Николае I  (фрагменты)

Николай I

«Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всѐ, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где хочется  и  делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всѐ должно умолкнуть перед этим одним чувством пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жѐсткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV

«Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию».

Анна Федоровна Тютчева называла Николая Павловича «Дон-Кихотом самодержавия».

«Этот дуб, сражѐнный вихрем, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури».

А.С. Пушкин

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

 Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

 Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

 О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный;

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

      Однозначной  оценки  роли  личности  императора Николая I в истории и его образа  в литературе нет. Данная проблема была, есть и будет  всегда.

      С точки зрения межпредметного задания  здесь были  привлечены  различные источники, отражающие  взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. При этом особое внимание уделяется тому, как

подаѐтся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений

     Необходимой частью межпредметной деятельности является организация и проведение межпредметного  контроля. Такие работы проводятся во всех параллелях 3–4 раза в год и преследуют решение сразу нескольких задач:

    • закрепление знаний;

    • определение уровня сформированности общеучебных навыков;

    • освоение учащимися новых способов образовательной деятельности;

    • реализация учащимися компетентностных качеств;

    • проявление учащимися комплексного видения проблемных ситуаций.

Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции.  

  При проведении межпредметных контрольных работ к ним необходимо предъявлять определѐнные требования, которые позволят объективно оценить результаты работы учащихся, например, такие:

    • изложение материала с установлением историко-литературных связей, их объяснение;

    • умение работать с источниками (правильное осмысление различных авторских точек зрения, включение их изречений, мыслей через цитирование или косвенную речь);

   • наличие собственных суждений, позиции, оценок, их правильная и достаточная аргументация;

   • соблюдение логики рассуждений и композиционного построения;

   • соблюдение научного стиля, терминологической грамотности.

      Интегрированный урок предполагает возможность  разрешения какой-либо социально значимой проблемы при активном привлечении к работе произведений литературы, исторических документов и памятников культуры. Подобные учебные занятия могут объединяться в отдельный блок, занимающий по времени три-четыре часа, а вести их могут одновременно учителя двух или трех предметов.          

    Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и, самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации в различных жизненных ситуациях.  Учитель постоянно совершенствует своѐ профессиональное мастерство, ученики же, в свою очередь, видят, что историк владеет знаниями по литературе и искусству, а словесник  знает историю, разбирается в искусстве, что повышает в их глазах значимость гуманитарного образования.

     Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому

межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:

   • развитие аналитического и образного мышления школьников;

   • создание условий для практического применения знаний и навыков;

   • расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;

   • формирование у учащихся целостного представления о мире;

   • формирование толерантной личности.

 

Список литературы

1. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003—2004 учебный год. — G\index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

2.Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1997.

3. Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004—2005 учебный год. — G/index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

4.Ярославцева М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории .М.»Педагогический университет «Первое сентября» ,2009.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Одним из приоритетных направлений современного российского образования по

Одним из приоритетных направлений современного российского образования по

Следует заметить, что желаемый результат возможен лишь при комплексном подходе к организации межпредметной деятельности

Следует заметить, что желаемый результат возможен лишь при комплексном подходе к организации межпредметной деятельности

В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей

В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей

Чтение письма». Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров

Чтение письма». Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров

Выполняются такие задания в микрогруппах , затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь

Выполняются такие задания в микрогруппах , затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь

Войной, надеждами, трудами.

Войной, надеждами, трудами.

Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и,…

Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и,…
Скачать файл