Технология межпредметной деятельности в основной школе( для учителей 5-11 классы)

  • Лекции
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал представляет технологию межпредметной деятельность учителя в преподавании гуманитарных предметов -история и литература, которая позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты: • развитие аналитического и образного мышления школьников; • создание условий для практического применения знаний и навыков; • расширение деятельностного компонента в образовательном процессе; • формирование у учащихся целостного представления о мире; • формирование толерантной личности.Файл содержит 8 листов А-4 со списком литературы.
Иконка файла материала Технология межпред. деят.и.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лицей № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология межпредметной деятельности в основной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна,

                                                                                          учитель истории и обществознания,

                                                                                               г.Нефтеюганск

 

                                                                

                                                            

 

 

 

 

 

    

 

 

 

Одним из приоритетных направлений современного российского образования по ФГОС является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества  На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов.

       Но что меня, как учителя, волнует  сегодня в школе?

Большой объём программного материала делает процесс обучения для ребёнка изнурительным, дети загружены домашними заданиями, устают. Чтобы облегчить труд  детей и достичь результатов, предусмотренных ФГОС следует  изменить подходы  в преподавании школьных предметов. Одним  из таких подходов является интеграция педагогической деятельности.  Это своеобразный ответ на интеграционные процессы, характерные для современного общества.

 Интеграция имеет несколько направлений.

 Таблица 1

Направления интеграции

Формы интеграции

Примеры интеграции

Содержательное

межпредметная интеграция;

интегрированные курсы;

интегративные программы

синтез двух и более предметов;

текст в русском языке и обществознании;

Организационно-технологическое

интегративные формы обучения;

интегративные формы образования;

интегративные технологии

интегрированный урок,  семинар;

 проблемное обучение, модульное обучение

Личностно-деятельностное

уровень взаимодействия учителя и ученика;

совместное обучение

партнёрство, сотрудничество; работа в команде, паре, группе

 

Наиболее распространѐнными являются следующие варианты интеграции:

     • проведение интегрированных уроков;

     • создание циклов   уроков, объединяющих материал одного   или нескольких предметов   с сохранением их независимого существования;

    • введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;  

  • использование различных интегративных технологий.

     Следует заметить, что  желаемый результат возможен лишь при комплексном  подходе  к организации  межпредметной  деятельности .

     Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:

    • определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;

    • продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;

    • согласовать  методические приѐмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов. 

Система организации межпредметной деятельности выглядит  таким образом.

Таблица 2

5-6 классы

Межпредметные задания, межпредметные работы, межпредметный контроль,интегрированные уроки

7-8 классы

 

Межпредметные  работы, межпредметный контроль, циклы интегрированных  уроков, межпредметные проекты

9-11 классы

 Межпредметный контроль, межпредметные  семинары, межпредметные исследования

 

        Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо, прежде всего, учитывать специфику каждого гуманитарного предмета  — история, литература и МХК, т.к. каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в этой системе определенную функцию.  

Таблица 3

История

Раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные процессы

Ученик изучает процесс эволюционного развития общества

Литература

Помогает осознавать ,ощущать историческое пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств

Ученик выражает своё мироощущение в слове, становится участником развития   культуры

МХК

Позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве

Ученик выступает носителем художественных ценностей

 

  В рамках сказанного следует учитывать, что задания (а также темы контрольных работ, интегрированных уроков, семинаров) на межпредметном уровне нужно составлять, исходя из указанных предметных особенностей. В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:

    • сравнение исторического документа и художественного текста;

    • сопоставление эпизода, образа в художественном произведении, историческом документе и в живописном или пластическом памятнике;

    • понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений. Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий для основной школы.  

Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:

     Летопись и современные историки о Крещении Руси

Детям предлагается прочить внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. Н.М.Карамзина и А.М.Сахаров о принятии христианства и задания:

1.Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?

2.Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой?

3.Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?

    Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.

     Сопоставление  эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе и живописном или пластическом памятнике.

Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки  анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот.

     Например, в 6-м классе  на уроке литературы ученики знакомятся с содержанием куртуазной лирики. Работа начинается с изучения миниатюр XIV—XV вв., на которых изображены сюжеты из жизни рыцарей и дам: «Соколиная охота», «Служение даме», «Чтение письма». Миниатюры рассматриваются (ксерокопии на столах) и уже потом сопоставляются с сюжетами произведений трубадуров и миннезингеров.

     На уроке истории ученики, после знакомства с кодексом рыцарской чести, находят в нѐм отражение почтительного отношения рыцарей к даме сердца. Опираясь на произведения куртуазной лирики и кодекс, они создают словесный

образ «Прекрасной дамы». Далее, учащимся предлагается информация о

положении женщины в обществе в эпоху Средневековья. На основании всей

выявленной информации формулируется проблема несоответствия художественного образа «дамы» реальному, идеализированное отношение к женщине в произведениях и существующее в действительности. Разрешение данного противоречия требует от учащихся не только навыка сопоставительного анализа, но и межпредметного соотнесения информации, понимания особенностей рыцарской эпохи.

     Задания на сопоставление являются сложными, но всегда вызывают живейший интерес у учащихся. Выполнение таких работ вполне можно оценить на межпредметном уровне, поставив оценки одновременно по 2 или 3 предметам, что позволяет сэкономить учебное время, уменьшить нагрузку учащихся (вместо трѐх контрольных или зачѐтных работ выполняется одна). В этом, как видим, заключается ещѐ одно преимущество межпредметной деятельности.

     Остановлюсь ещё на одном виде межпредметного задания:

понимание закономерностей историко-литературного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.  

     Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (Смута, деятельность Петра I, дворцовые перевороты, правление Николая I).

     Рассмотрим фрагменты заданий к изучению личности и образа Николая I в истории и в произведениях литературы.

 Задание №1. Прочитайте фрагменты из незавершѐнной статьи Л.Н.Толстого «Николай Палкин» и определите:

1.Какой жизненный факт исследует автор?

 2.Какая деталь поразила автора сильнее всего? Почему?

3. Какие стилистические средства использует Толстой, чтобы воздействовать на читателя?

Задание №2. Обратившись к рассказу Л.Н.Толстого «После бала», определите:

1.На каких моментах делает акцент автор?

2.Что объединяет рассказ и очерк?

3.Насколько рассказ углубил ваше понимание основных положений статьи?

     Выполняются такие задания  в микрогруппах , затем происходит обмен информацией между группами, и учащиеся записывают озвученные идеи и суждения в тетрадь. Далее  предлагается обобщить сведения о личности Николая I, полученные в ходе обсуждения очерка и повести и приобретенные ранее на уроках истории.

Задание №3. Составьте речь   в защиту или в осуждение Николая I, используя знания по истории и прочитанной литературе.  

     Выполнив задания № 1–3, учащиеся знакомятся с отзывами современников о Николае I, формулируют в группах проблему, основанную на сопоставлении информации, известной ранее и полученной сейчас.

Отзывы современников о Николае I  (фрагменты)

Николай I

«Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что всѐ, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где хочется  и  делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, всѐ должно умолкнуть перед этим одним чувством пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жѐсткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться».

Прусский король Фридрих-Вильгельм IV

«Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из вернейших сердец и, в то же время, один из величественных государей этого убогого мира отозван от веры к созерцанию».

Анна Федоровна Тютчева называла Николая Павловича «Дон-Кихотом самодержавия».

«Этот дуб, сражѐнный вихрем, который никогда не умел гнуться и сумеет только погибнуть среди бури».

А.С. Пушкин

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

 Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

 Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

 О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный;

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

      Однозначной  оценки  роли  личности  императора Николая I в истории и его образа  в литературе нет. Данная проблема была, есть и будет  всегда.

      С точки зрения межпредметного задания  здесь были  привлечены  различные источники, отражающие  взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. При этом особое внимание уделяется тому, как

подаѐтся информация, в результате чего ученики самостоятельно выявляют проблемы и предлагают варианты их решений

     Необходимой частью межпредметной деятельности является организация и проведение межпредметного  контроля. Такие работы проводятся во всех параллелях 3–4 раза в год и преследуют решение сразу нескольких задач:

    • закрепление знаний;

    • определение уровня сформированности общеучебных навыков;

    • освоение учащимися новых способов образовательной деятельности;

    • реализация учащимися компетентностных качеств;

    • проявление учащимися комплексного видения проблемных ситуаций.

Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции.  

  При проведении межпредметных контрольных работ к ним необходимо предъявлять определѐнные требования, которые позволят объективно оценить результаты работы учащихся, например, такие:

    • изложение материала с установлением историко-литературных связей, их объяснение;

    • умение работать с источниками (правильное осмысление различных авторских точек зрения, включение их изречений, мыслей через цитирование или косвенную речь);

   • наличие собственных суждений, позиции, оценок, их правильная и достаточная аргументация;

   • соблюдение логики рассуждений и композиционного построения;

   • соблюдение научного стиля, терминологической грамотности.

      Интегрированный урок предполагает возможность  разрешения какой-либо социально значимой проблемы при активном привлечении к работе произведений литературы, исторических документов и памятников культуры. Подобные учебные занятия могут объединяться в отдельный блок, занимающий по времени три-четыре часа, а вести их могут одновременно учителя двух или трех предметов.          

    Проведение интегрированных уроков позволяет учащимся понять содержание и значение различных источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов, соотнести их с реалиями сегодняшнего времени и, самое главное, научиться разрешать проблемные ситуации в различных жизненных ситуациях.  Учитель постоянно совершенствует своѐ профессиональное мастерство, ученики же, в свою очередь, видят, что историк владеет знаниями по литературе и искусству, а словесник  знает историю, разбирается в искусстве, что повышает в их глазах значимость гуманитарного образования.

     Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому

межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:

   • развитие аналитического и образного мышления школьников;

   • создание условий для практического применения знаний и навыков;

   • расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;

   • формирование у учащихся целостного представления о мире;

   • формирование толерантной личности.

 

Список литературы

1. Балагурова М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003—2004 учебный год. — G\index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

2.Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение, 1997.

3. Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2004—2005 учебный год. — G/index.htm — сайт ИД «Первое сентября»

4.Ярославцева М. Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории .М.»Педагогический университет «Первое сентября» ,2009.