Материал содержит актуальность проблемы, раскрытие понятия, истоки возникновения и развития технологии проблемного обучения, сущность проблемного обучения, классификационные параметры технологии, целевые ориентации, а так же виды проблемного обучения, методы проблемного обучения, примерную схему организации урока в форме проблемного обучения и основные способы создания проблемной ситуации.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.docx
МОУ Петропавловская СОШ
24. 03. 2014
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Подготовила:
учитель начальных классов Мамаева Т.Г.
Доклад ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Актуальность
Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах
человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание
потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в
производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые
проблемы, актуальные и для современного общества, и для будущего.
По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению
принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности
обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский,
В.Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,
В.Т.Кудрявцев,
Шумакова и др.).
«…возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый
этап в развитии дидактики и психологии обучения… Эта концепция
привнесла в теорию и практику образования систему формирования
творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы
активизации познавательных интересов, мышления и т.д.
Яковлева,
Н.Б.
Е.Л.
Из истории.
и
игровой
трудовой
Технология проблемного обучения не нова: она получила
распространение в 2030х годах в советской и зарубежной школе.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях
американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (18591952),
основавшего в1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был
заменен
деятельностью.
В 1923 г. в СССР были «комплекспроекты» на основе Дьюи. Классно
урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась
лабораторнобригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением
ЦКВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и
отменены.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Современные образовательные технологии В современных условиях теория и практика проблемного обучения
разрабатывалась (конец 60х – 70е годы XX века) и разрабатывается, начиная
с 90х годов, на качественного новой основе. Этому способствует прежде
всего развитие психологической и педагогической наук. В экспериментальных
психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анцыферовой, А.В.
Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н.
Кулюткина, Т.В. Кудрявцева, В.Н. Пушкина, О.К. Тихомирова и др.
содержатся предпосылки для решения важной педагогической задачи
воспитания
Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У.
Александер, П. Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж. Дьюи, имеют свои
особенности: в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения
"самовыражения" ученика и умаление роли учителя; утверждается принцип
коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации,
наблюдавшейся ранее; методу решения проблем в обучении отводится
вспомогательная роль. Из истории…
мышления,
способного
открывать
новое.
Проблемное обучение
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная +
психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативнорефлекторная +бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская,
общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации:
активизация и интенсификация деятельности учащихся.
Целевые ориентации
• Приобретение ЗУН.
• Усвоение способов самостоятельной деятельности.
• Развитие познавательных и творческих способностей. Концептуальные положения (поД.Дьюи)
• Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
• Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами
чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в
знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
• Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала (знания дети удивления и
любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудомaaa
Что такое «Проблемное обучение»?
системе,
соответствующей
Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких
действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,
оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих
решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления
приобретённых знаний».
Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер
обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что
«учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых
для него познавательных и практических проблем
в
образовательно
определенно
воспитатальным целям школы».
Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в
выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решениии
овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных
задач. Такое понимание имеется и в работах известного педагога –
психолога Ю.К.Бабанского.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических
исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия
«проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная
поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а
система методов построена с учетом
целеполагания и принципа
проблемности; процесс взаимодействия
преподавания и учения
ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся,
устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие)
способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности,
детерминированного системой проблемных ситуаций». Сущность проблемного обучения
• Обучение ведёт за собой развитие ребёнка, оно ориентировано на зону
ближайшего развития
• Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных
способностей и интеллекта и направлено на формирование новых
качеств личности
• Дидактическими принципами развивающего обучения являются:
системность и целостность содержания;
ведущая роль теоретических знаний;
обучение на высоком уровне трудности;
изучение быстрым темпом;
осознание процесса обучения (рефлексия);
включение в процесс обучения не только рациональной, но и
эмоциональной сферы;
дифференциация процесса обучения, его индивидуализация
Характерной чертой проблемного обучения является функция
развития творческих способностей. В процессе решения цепи проблемных
ситуаций в ходе проблемно исследовательской деятельности учащиеся
овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого
формируются творческие способности,
продуктивное мышление,
воображение, интерес к познанию.
него
Суть
получить
Активизация…мышления
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных
средств активизации мышления ученика.
активности,
достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик
должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы
самому
информацию.
Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи
ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни
книга,
поставленным в
соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод
методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже
вызывает определённую активность ученика)
оно ищется и находится учеником,
новую
из
Цель
активизации учащихся посредством проблемного обучения
заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности
ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно
складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения
творческой мыслительной деятельности.
активизации учения школьника посредством проблемного
Суть
обучения состоит в активизации его мышления путём создания
проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и
моделирования умственных процессов. А.М.Матюшкин характеризует
проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта
и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта
(учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия
или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов
деятельности»
Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая
ситуация, при которой субъект хочет решить какието трудные для себя
задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя
По созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного
материала с его (полным или частичным) объяснением и
управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение
новых знаний – как традиционным путем,
так и путем
самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Проблемное учение
– это учебнопознавательная деятельность
учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем
восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации,
самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных
ситуаций,
формулировки проблем и их решения посредством
выдвижения предложений,
доказательства,
а также путем проверки правильности решения.
Задача
– явление объективное, для ученика она существует с самого
начала в материальной форме,
и превращается задача вa
субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
их обоснования и
гипотез,
Виды проблемного обучения по соответствующим видам творчества:
•
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое
исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила,
закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения
лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
•
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического
решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида
проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных
проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное
•
отображение действительности на основе творческого воображения,
включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание
музыкального
т.д.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием
репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие
поиска и решения проблемы.
произведения,
и
игру,
Методы проблемного обучения
1.Метод монологического изложения.
2.Рассуждающий метод обучения.
3.Диалогический метод изложения.
4.Эвристический метод изложения, эвристические беседы, метод
эвристических задач.
5.Исследовательский метод.
6.Метод программированных заданий.
7.Проблемное изложение, проблемные вопросы.
8.Поисковая деятельность.
9.Метод мозговых атак.
Учебная проблема
Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в
обучении, проявления логикопсихологического противоречия процесса
усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее
интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового
понятия или нового способа действия. Это явление субъективное и
существует в сознании ученика в идеальной форме, пока оно не станет
логически завершённым.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное»
и«неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и
неизвестным).
В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и
«требования».
Основные функции учебной проблемы:
• Определение направления умственного поиска, то есть деятельности
ученика по нахождению способа решения проблемы
• Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов
деятельности ученика по усвоению новых знаний. Требования к проблеме:
•Доступность пониманию учащихся (проблема должна быть
сформулирована в известных учащимся терминах);
• Посильность выдвигаемой проблемы;
• Заинтересованность учащихся формулировкой проблемы
(словесное оформление, развлекательность формы);
• Естественность постановки проблемы.
Этапы постановки учебной проблемы:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с
учетом основных логических и дидактических правил:
• отделение (ограничение) известного от неизвестного,
• локализация (ограничение) неизвестного,
• определение возможных условий для успешного решения,
• наличие в формулировке проблемы неопределенности
Этапы осуществления проблемного подхода
• 1этап. Подготовка к восприятию проблемы
• 2 этап. Создание проблемной ситуации
• 3 этап. Формулировка проблемы
• 4 этап. Процесс решения проблемы
• 5 этап. Доказательство правильности решения
Учебнопознавательная деятельность в условиях
проблемной ситуации
1) Постановка проблемной ситуации
2) Актуальность проблемной ситуации
3) Поиск способов её решения
4) Решение проблемы и её доказательство
5) Рефлексия и оценка результатов
Шесть типов\ проблемных задач
• ситуация неожиданности;
• ситуация конфликта;
• ситуация несоответствия;
• ситуация неопределённости;
• ситуация выбора;
• ситуация предложения Процесс решения учебной проблемы.
Решение любой проблемы начинается с ее правильной и четкой
формулировки (процесс формулировки означает, что ученик уже понимает
возникшую перед ним задачу и в известной мере видит, «нащупывает» пути ее
решения, то есть, составляет план решения, затем осуществляет план и
«оглядывается назад» (изучение полученного решения). Решение учебной
проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса
вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть
результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются
неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные.
Три вида решения проблемы:
1. Случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет
никакого прежнего опыта. В этих случаях субъект идет путем проб и ошибок
до тех пор, пока одна из проб более или менее случайно не приведет к
решению проблемы.
2. Ситуации, относительно которых у человека имеются некоторые формулы,
схемы и другие виды опыта. Решение происходит здесь в форме узнавания в
предложенной
схем.
3. У человека имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его
совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь
состоит в том, что создаются на основе анализа условий задачи специально
для данного случая новая, не имевшаяся ранее схема действий.
имеющихся
ситуации
одной
из
Логика решения учебной проблемы:
а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя
выбор вариантов решения);
б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в
результате «мысленного забегания вперед»);
в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы
следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и
полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);
д) повторение и анализ процесса решения. препятствующие успешному решению проблемы
Факторы,
1. Надо выяснить, не мешает ли функциональная фиксированность. Как
только она будет обнаружена, ученик увидит новые возможности решения.
2. Важно избегать завышенной оценки определенного способа решения
проблемы как помехи развитию поиска, т.е. целесообразна постановка
вопроса: «А нет ли другого, более рационального способа действия?»
3. Часто одно и то же правило, один и тот же прием или способ решения
входит как бы в навык и механически применяется учеником при решении
разнотипных задач и проблем. (Иногда вспомнить прежнее решение – это
значит пойти по должному пути).
4. Учитель должен раскрыть перед учениками и такой метод, при котором
ученики должны уметь отбрасывать отдельные признаки, пренебрегать
некоторыми условиями задачи (механизм анаксиоматизации). Важно выделить
существенное
несущественного.
5. Злоупотребление наводящими вопросами. Подсказка эффективна не перед
решением проблемы, а после попыток ее решения. Это основные помехи,
стоящие на пути решения проблем.
отбрасывания
путем
Примерная схема организации урока в форме проблемного обучения
• Создание учебной проблемной ситуации.
• Постановка познавательной задачи (или задач), четкая ее формулировка.
• Изучение различных условий, характеризующих поставленную задачу.
• Процесс решения поставленной задачи.
• Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его результатов,
выявление нового знания.
• Применение нового знания посредством решения специально подобранных
учебных задач для его усвоения.
• Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения
задачи в рамках исходной проблемной ситуации.
• Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономичных
или более изящных способов ее решения.
• Подведение итогов проделанной работы
Условия применения проблемного обучения
• Содержание учебного материала содержит причинно следственные связи и
зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
• Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
• Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления,
формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.
• У учителя есть время для проблемного изучения темы.
• Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения Основные способы создания проблемной ситуации.
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность
учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
2.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при
выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на
производстве, в ходе наблюдений за природой и т.д. Проблемные ситуации в
этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной
перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации
сами
проблему.
3. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и
их опытная проверка.
формулируют
4. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления
или поиск путей его практического применения. Примером может служить
любая исследовательская работа учащихся на учебно опытном участке, в
мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по
гуманитарным предметам.
противоречия
порождающему
Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений
5.
действительности,
между
житейскими представлениями и научными понятиями об этих
фактах.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых
6.
задание рассмотреть некоторые
фактов.
факты,
содержащиеся в новом для них материале,
сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых
фактов, необъяснимые их признаки
Учащиеся получают
явления,
7 Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений,
правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый
характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников
представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью
их прежних знаний.
9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не
обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков,
повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и
данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалам.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса. Правила создания проблемных ситуаций
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить
такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует
открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь
об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях
реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям
учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня
новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть:
Усвоение
Формулировка вопроса;
Практические задания;
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае
Учёта вышеупомянутых правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различным типами
заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем
указания учащемуся причин невыполнения данного
ему
практического задания или невозможности объяснения им тех или
других фактов. Например: «Вы не могли построить треугольник с
3 известными углами, т.к. в этом задании было нарушено одно из
важных правил, касающихся треугольников
Достоинство метода.
• Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность
усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
способности
Способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает
мыслительные
Х.)
• Является наиболее перспективным (развивает умение адекватно оценить
ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в
деятельности, спланировать и осуществить специальную деятельность по
преодолению этих трудностей. Эти способности являются одними из базовых
для современного специалиста).
обучающихся
(Хекхаузен Недостатки метода.
• Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема
знаний по сравнению с другими типами обучения.
Рекомендации учителю
Учителю рекомендуется продумать:
• Точное определение объема и содержания учебного материала,
предназначенного для изучения на уроке.
• Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного
предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
• Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между
собой связанные части.
• Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием
результатов усвоения.
• Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала
школьниками и темпов работы группы
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Технология проблемного обучения, сообщение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.