Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования
Оценка 4.6

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
чтение
Взрослым
16.04.2018
Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования
Технология продуктивного чтения.doc
Выступление на школьном методсовете по теме: «Использование современных педагогических технологий на уроке»  Подготовила:  учитель начальных классов МАОУ «Русская гимназия» Черных Нина Николаевна Технология продуктивного чтения I.                   Актуальность. Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе.   Для   этого   есть   телевизор,   компьютер,   интернет.   Белинский   писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все­ таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например,   шоколадом   или   чем­то   иным,   или   разрешают   играть   в компьютерные   игры   после   того,   как   они   прочитают   несколько   страниц. Проблема   чтения   становится   государственной.   На   съезде   Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома   книг   совсем!   Ни   одной!   Современное   общество   заинтересовано   в квалифицированном   читателе,   т.к.   мы   живем   в   условиях   изобилия информации,   поэтому   извлечение   нужной   информации   из   текста   и   её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения,   разработанная   профессором     Н.Светловской   приобретает   ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке. В своей работе чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в   системе   использовать   технологию   формирования   типа   правильной читательской   деятельности   (технологию   продуктивного   чтения),   которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. II. Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии:  формирование  читательской   компетенции  школьника.  В начальной   школе   необходимо   заложить   основы   формирования   грамотного читателя,   у   которого   есть   стойкая   привычка   к   чтению,   знающий   книги   , умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; 2. Одновременное   развитие   интереса   к   самому   процессу   чтения, потребности читать; 3. Введение   детей   через   литературу   в   мир   человеческих   отношений, нравственно­этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 4. Развитие   устной   и   письменной   речи,   овладение   речевой   и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;  5.   Приобщение   к   литературе   как     искусству   слова   и   практическое ознакомление с теоретико­литературными понятиями.     Технология   продуктивного   чтения   резко   отличается   от   традиционной технологии   передачи   ученику   готового   знания.   На   уроках   я   стараюсь организовать   исследовательскую   работу   детей   так,   что   они   сами «додумываются»   до   решения   ключевой   проблемы   урока   и   сами   могут объяснить,   как   действовать   в   новых   условиях.   Главная   задача   учителя– обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Чем же традиционный урок отличается  от урока с применением технологии продуктивного чтения? Цель: учим самостоятельно понимать текст. Средство:  приемы  освоения  текста  до  чтения,  во  время  чтения  или  после чтения. 2 Традиционный урок: До   чтения:  учитель   готовит   к   восприятию   текста.   Например:   «Сейчас узнаем      о писателе и прочитаем…» 3 Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После   чтения:  ученики   отвечают   на   вопросы   учителя,   работа   с   текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению. 4 Урок  с использованием технологии продуктивного чтения: До чтения:   ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст   по   его   названию,   иллюстрации,   портрету   писателя.   Возникает мотивация к чтению.     Во   время   чтения:   читаем   и   ведем   диалог   с   автором,   задаем   вопросы, прогнозируем   ответы,   проверяем   себя   по   тексту.   Возникает   читательская интерпретация. После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с текстом) Постановка   целей   урока  с   учетом   общей   (учебной,   мотивационной, Структура урока с применением технологии продуктивного чтения   – Работа с текстом до чтения I    Этап   1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с   опорой   на   читательный   опыт,   определение   смысловой,   тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2) эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. II     Этап – Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), 1) чтение   –   слушание,   комбинированное   чтение   в   соответствии   с   учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление   первичного   восприятия   (с   помощью   беседы,   текста,   фиксации первичных   впечатлений,   письменных   ответов   на   вопросы,   смежных   видов искусств – на выбор учителя). 2) Перечитывание   текста.  Медленное   «вдумчивое»   повторное   чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и   к   автору.   Необходимый   комментарий   текста   (словаря,   подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3) Беседа по содержанию в целом.  Обобщение прочитанного. Выявление совпадений   первоначальных   предложений   учащихся   с   окончательными выводами   по   тексту.   Обращение   к     отдельным   фрагментам   текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. III  1) обсуждение   прочитанного, Концептуальная   (смысловая)   беседа   по   тексту.   Коллективное   Соотнесение   читательских    Этап – Работа с текстом после чтения   дискуссия. 5 Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование   основной   идеи   текста   или   совокупности   его   главных смыслов. 2) с материалами учебника, дополнительными источниками. 3) Работа   с   заглавием,   иллюстрациями.   Обсуждение   смысла   заглавия. Обращение   учащихся   к   готовым   иллюстрациям.   Соотнесение   видения художника с читательским представлением. 4) Творческие   задания,    опирающиеся   на   какую­то   сферу   читательской деятельности   учащихся:   эмоции,   воображение,   осмысление   содержания, художественной формы. Данная   технология   направлена   на   формирование  коммуникативных универсальных   учебных   действий, умений   истолковывать   прочитанное   и формулировать   свою   позицию,   адекватно   понимать   собеседника   (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.  При   изучении   художественных   произведений   главное   для   меня   – «исследование»   языкового материала,   частичный   или   всесторонний   анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется   их   внимание,   память,   мышление,   речь,   школьники   сами формулируют   тему   урока.   Учитывая   тему   и   используя   заранее подготовленные   мною   опорные фразы   (а   далее   –   и   без   них),   школьники определяют   цель   урока,   в   результате   чего   создаётся   установка   на плодотворную   работу.   Тема   и   цель   урока   осознаются   детьми,   становятся близкими и понятными им. Перед   чтением   любого   произведения   применяю   приём «прогнозирования», то есть   ученикам предлагаю  сначала ориентировочные действия   (рассмотри   заглавие,   иллюстрации,   обрати   внимание   на   жанр, структуру   произведения).   Затем   исполнительные   действия   по   выявлению образного,   эмоционального   и   логического   содержания   произведения,   его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в   своём   воображении   события,   героев, рассуждают,   сравнивают   факты, 6 эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) Вывод технология   способствует   повышению   Уроки   литературного   чтения   с   учетом   формирования   УУД   требуют   от учителя не только знания технологии   продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная   эффективности образовательного  процесса   и  достижению   высоких  результатов   обучения  и воспитания   и   может   быть   эффективно   применена   не   только   на   уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и т.д. Преемственность   в   использовании   данной   образовательной   технологии помогает   педагогу   в   решении   задач   ФГОС,   поскольку   обеспечивает формирование   таких   сторон   читательского   развития,   как   эмоциональная отзывчивость   (активность   читательских   чувств   и   точное   улавливание авторских   чувств,   сопереживание   ситуации,   героям   произведения,   автору); активность   и   объективность   читательского   воображения,   воссоздающего   и творческого;   постижение   содержания   произведения   на   уровне репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к   тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев),   синтезирующем   (концепция   произведения   в   целом);   осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. Список литературы: 1.Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 2.А.Г. Асмолов  «Как проектировать универсальные учебные действия в  начальной школе»,  М: Просвещение, 2010 3. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя /  Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18. 4.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах  непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» :  [Монография] / О.В. Чиндилова. –М. : Баласс, 2010. – 208 с 5.Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование  (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев,  Е.Н. Бунеева. – 7 www.school2100.ru 6. Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru 8

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018