Технология продуктивного чтения. Выступление на ШМО по теме самообразования

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала о продуктивном чтении.pptx
Технология  продуктивного  чтения
«Чтение заложено в основу обучения и  является одним из самых необходимых  навыков в жизни. Люди, которые умеют  хорошо читать, вносят вклад в создание  процветающего, трудоспособного  общества. В то же время они живут более  насыщенной жизнью…»
Задача учителя – научить ребенка  читать «правильно», эффективно,  продуктивно.
Технология продуктивного чтения –  технология формирования типа  правильной читательской  деятельности  ­до чтения теста, ­во время чтения текста, ­после чтения текста.
Профессор Н. Н. Светловская: «Современное общество заинтересовано  в квалифицированном читателе.  Извлечение нужной информации из  текста и ее преобразование – важнейшее  умение.»
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт «Сквозная цель образования – воспитание  грамотного, компетентного читателя,  человека, имеющего устойчивую привычку к  чтению и потребность в нем как в средстве  познания мира и самого себя, человека с уровнем  высокой языковой культуры, чувств и мышления.» из общеобразовательной программы «Школа 2100»
Цель технологии: формирование  читательской компетенции  школьника ­понимание информации, ­поиск конкретной информации, ­самоконтроль, ­восстановление широкого контекста, ­интерпретацию,  ­комментированное чтение.
Задачи: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и  анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. 2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и  коммуникативной культурой; развитие творческих  способностей детей. 3. Приобщение к литературе как искусству слова и  практическое ознакомление с теоретико­литературными  понятиями. 4. Введение детей через литературное чтение в мир  человеческих отношений, нравственно­эстетических  ценностей.
Этапы работы с текстом
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего  читательского умения, как  антиципация, т.е. умения  предполагать, предвосхищать  содержание текста (урока) Приемы работы  Выделение ключевых слов  темы (запись на доске,  нахождение выделенных слов  в тексте параграфа)  Составление вопросов к теме  высказывание предположений  по новой теме на основе уже  имеющихся знаний,  иллюстративного материала  Исторический комментарий  Организация проблемной  ситуации и др.
Работа с текстом во  время чтения Цель этапа понимание текста и  создание его  читательской  интерпретации Приемы работы  Чтение текста «с карандашом»  Определение основных  понятий (без чтения всего  текста)  Составление таблиц  (выборочное чтение)  Составление плана текста (для  пересказа)  Поиск пропущенных слов
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания  текста на уровне смысла,  корректировка  читательской  интерпретации,  доведение читательских  впечатлений до уровня  законченной мысли Приемы работы  постановка  концептуального вопроса  (почему?)  повторное обращение к  ключевым словам,  вопросам, иллюстрациям  выполнение творческих  заданий
Основные приемы  технологии: 1.Диалог с автором 2.Комментированное чтение
Подготовка к уроку с использованием  технологии продуктивного чтения 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам  (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т.  д.) 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации - фактуальную,  - подтекстовую, - концептуальную  3. Определите роль данного текста на уроке 4. Определите стратегию во время работы с текстом.
Работа с текстом на уроке 1. До чтения Составьте пословицу и объясните ее смысл (работа в группах) 2. Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 3. Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Дети составляют пословицы: 4. Доброе слово лечит, а злое калечит. 5. Делай доброе дело, чтобы сердце пело. Задаем вопросы: -. Чему учат эти слова? (Добру) -. Сформулируйте тему урока (Добро и зло)
Ассоциативный куст Аллегория Жанр Небылица Басня Олицетворение Высмеивание Мораль Крылов Метафора
2. Работа с текстом во время чтения Стратегия ВОП В – вопрос к автору текста, возникающий  после прочтения О – предполагаемый ответ на возникший  вопрос П – проверка своего предположения
Диалог с автором Прихрамывая  (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался,  споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица  их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование –  Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так  терпеливо стремились.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил  равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно­ белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
Комментированное чтение – выделяем ключевые слова,  выделяем, комментируем их. Прихрамывая, они спускались к речке (путь явно был долгим и сложным), и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди  каменной россыпи. (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился,  очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след  долгих лишений. (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не  потеряли надежду, ради чего­то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно, и его  спутник, только что ступивший в молочно­белую воду, пенившуюся по камням, ничего ему не ответил. (Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … –  учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.)
3. Работа с текстом после чтения Выполнение творческого задания Прием «Сравни» Сравни три произведения искусства об осени: 1. Пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» 2. Картину И.И.Левитана «Золотая осень» 3. Отрывок из стих. А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою золотую осень, запиши наблюдения. Синквейн к теме «Чтение» Чтение. Осознанное и глубокое. Помогает. Учит. Вразумляет. Жизнь без чтения бледна. Истина.
Формирование УУД До чтения • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; • Слушать и понимать речь других. Во время чтения • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. • Ориентироваться в учебнике; • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • Выразительно читать и пересказывать текст; • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. После чтения • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; развитие  ориентирована  читателя; развивает  результаты чтения; способствует  достижению  понимания  на  уровне смысла. прогнозировать  личности  на  умение  • • • • •
Спасибо за  внимание!