Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности
Оценка 4.9

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика +1
11 кл
05.01.2018
Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности
На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д. Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности учащихся
Технология проектирования содержания предметов ЕМЦ по функциональной грамотности.docx
Технология проектирования содержания предметов  естественно­ математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности учащихся. В Национальном плане действий на 2012­2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников данное понятие трактуется как «способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде». Функциональная   грамотность   есть   уровень   знаний,   умений   и   навыков, обеспечивающий   нормальное   функционирование   личности   в   системе   социальных отношений,   который   считается   минимально   необходимым   для   осуществления жизнедеятельности   личности   в   конкретной   среде.   Функциональная   грамотность обнаруживает   себя   в   конкретной   статичной   ситуации,   так   же,   как   и   функциональная безграмотность   обнаруживает   себя   при   изменении   ситуации,   образа   жизни   или профессиональной деятельности. Функциональная грамотность есть характеристика, которая дается человеку, прошедшему определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности и средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов,   глобализация   процессов   развития,   профессионализация   и   систематизация т.д. деятельности,   отношений   и     формирование   социальных   рыночных Условно   уровень   функциональной   грамотности   фиксируется   в   выражениях:   «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...».  Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности:  языковая грамотность;  компьютерная и информационная грамотность,  правовая грамотность,  гражданская грамотность,  финансовая грамотность экологическая грамотность,   профессиональные   и   специальные   аспекты   функциональной   грамотности   (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.).  Особое  место  в  представлении   о  функциональной  грамотности  занимает   деятельностная грамотность.   Иначе   говоря,   способность   ставить   и   изменять   цели   и   задачи   собственной деятельности,   осуществлять   коммуникацию,   реализовывать   простейшие   акты   деятельности   в ситуации неопределенности. Функциональная   грамотность   ­   явление   метапредметное,   и   поэтому   она   формируется   при изучении   всех   школьных   дисциплин   и   поэтому   имеет   разнообразные   формы   проявления.  Основное среднее образование обеспечивает освоение обучающимися базисных основ системы наук; развитие их интеллектуального потенциала; привитие им духовно­нравственных качеств и гражданской  ответственности,  экологической  культуры  и  этических   норм  межличностного  и межэтнического   общения;   самоопределение   и   самореализацию   личности;   формирование 1 функциональной   грамотности;   реализацию   предпрофильной   подготовки   с   учетом   возрастных особенностей развития и сохранения здоровья. На уровне основного среднего образования создается основа предпрофильной подготовки обучающихся,   формируется   естественнонаучное   и   гуманитарное   мировоззрение,   личностные качества,   обеспечивающие   их   успешную   социально­психологическую   адаптацию   в   обществе, самоопределение в выборе направления профильного обучения Содержание   образования   на   уровне   основного   образования   является   относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на уровне общего среднего образования. Современному обществу требуются люди, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, происходящим   в   мире.   В   новых   обстоятельствах   процесс   обучения   учащихся   должен   быть ориентирован   на   развитие   компетентностей,   способствующих   реализации   концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой же развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.  Одним   их   основных   направлении   модернизации   системы   образования  является   обучение учащихся   самостоятельно   добывать   и   анализировать,   структурировать   и   эффективно использовать   информацию   для   максимальной   самореализации   и   полезного   участия   в   жизни общества. В   условиях   модернизации   системы   образования   роль   предметов   естественнонаучного   цикла, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так   как   функциональная   грамотность   есть   «способность   человека   решать   стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Поэтому,   одной   их   задач   изучения   предметов   естественнонаучного   цикла   в общеобразовательных   школах   должно   быть   ориентировано   на   развитие   функциональной грамотности учащихся.  Государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования   устанавливает требования   к   личностным,   метапредметным   и   предметным   результатам   образования. Предметные   требования   можно   реализовать   средствами   отдельных   учебных   предметов,   а требования   к   личностным   и   метапредметным   результатам   образования   могут   быть   успешно реализованы   лишь   совместным   и   согласованным   воздействием   всех   школьных   предметов, входящих в образовательные области типовых учебных программ общеобразовательных школ.  Одним из эффективных способов согласования предметов, входящих в образовательные области является преподавание смежных учебных предметов на основе единой концепции, построенной на общих дидактических и технологических принципах.  Если   в   концентрированном   виде   формулировать   цель   естественнонаучного   образования   в основной школе, то её можно определить как формирование естественнонаучной грамотности учащихся. Естественнонаучная   грамотность   включает   следующие   компоненты:   «общепредметные» (общеучебные)   умения,   формируемые   в   рамках   естественнонаучных   предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.  Естественнонаучная   грамотность   —   это   не   только   образовательная,   но   и   гражданская характеристика, которая в большой мере отражает уровень культуры общества, включая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Можно утверждать, что для 2 осуществления   технологической   модернизации   естественнонаучная   грамотность   населения необходима в той же мере, в какой нужны и сами профессионалы — учёные, конструкторы, инженеры.  Как   видно   из   формулировок,   компетентности   естественнонаучной   грамотности   и метапредметные образовательные результаты ГОСО характеризуют новое обобщённое качество по   сравнению   с   чисто   предметными   знаниями   и   умениями,   поэтому   и   достижения   этих результатов можно ожидать лишь при использовании каких­то общих подходов в преподавании естественнонаучных   предметов.   владение   метапредметными естественнонаучными умениями (применять исследовательские процедуры, объяснять явления с помощью моделей, делать выводы на основе анализа данных) позволяет более успешно решать предметные и прикладные задачи.    В   свою   очередь, По   В.Н.   Максимову   «межпредметные   умения   ­   это   «способность   ученика   устанавливать   и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов». Например, рассматривая осуществление взаимосвязи физики с предметами естественнонаучного цикла как дидактического условия организации практико­ориентированного обучения учащихся, следует   отметить,   что   межпредметные   связи   объединяют   теорию   и   практику,   способствуют действительности.  применению окружающей знаний     в     Следовательно, под  жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. Например, в теории обучения физике как такого рода задачам относятся   упражнения,   в   которых   используют   знания   и   умения   учащихся   по   двум   или нескольким предметам.  У   учащегося   должно   быть   сформировано   обобщенное   умение   решать   задачи. Формирование   его   начинается   в   процессе   решения   задач   по   конкретной   теме,   затем   идет обобщение   его   и   пополнение   обобщенной   структуры   конкретным   содержанием.   Учащиеся, владеющие   обобщенными   методами   решения   задач,   при   соответствующем   обучении   смогут грамотно   решать   любые   практически   значимые   задачи   с   использованием   знаний   предметов естественнонаучного цикла.  Способом   формирования   естественнонаучной   грамотности   также   является   выделение общей   для   всех   естественнонаучных   предметов   номенклатуры   учебных   заданий.  Эта номенклатура не охватывает все типы учебных заданий по каждому предмету, но характеризует именно такие задания, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность. А именно, следующих основных компетенций:  понимание основных особенностей естественнонаучного исследования  (или  естественнонаучного метода познания);  умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;  умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, анализа и оценки достоверности этих выводов.  В соответствии с этими тремя основными компетенциям можно выделить три группы  заданий. Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их  формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный и мотивирующий  смысл для ученика.  3 Например, первая группа заданий соответствуют первой из компетенций, относящейся к  методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В таких заданиях  ученику нужно найти способы установления каких­то фактов, измерить физическую  величину, наметить план исследования предлагаемой проблемы.  Вторая группа заданий соответствуют заданиям, которые формируют умения объяснять и  описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Эти умения базируются не  только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями  явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.  Третья группа заданий соответствуют заданиям, которые формируют умения получать  выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива  чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм и словесного описания. Анализ этих данных, их  структурирование и обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в  обнаружении каких­то закономерностей, тенденций, к оценкам и т.д. Эти умения не совпадают,  как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются  на формальные, логические действия. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных  результатов ГОСО предъявляет определённые требования к содержанию учебной деятельности  на уроке и необходимым компетенциям учителя.  Учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от  репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений;  использование и построение моделей явлений и процессов;  прогнозирование изменений;      формулирование выводов на основе имеющихся данных;       анализ этих выводов и оценка их достоверности;  выдвижение гипотез и определение способов их проверки;  формулирование цели исследования;  построение плана исследования;  дискуссия по естественнонаучным вопросам.  Соответственно и материал урока должен быть основой для организации такой деятельности и постановки учебных заданий, формирующих компетентности естественнонаучной грамотности. Следовательно, условно содержание урока можно подвергнуть своеобразному тесту. Такой тест должен определить содержание урока, а именно выявить предлагаются ли на уроке способы (формулы, модели, алгоритмы), которые можно использовать для решения круга учебных задач, соответствующих деятельности.  перечисленным видам       выше   Такой тест должен содержать не один урок, а система уроков, соответствующих, например, разделу курса, но содержание почти каждого урока должно утвердительно отвечать хотя бы на один из вопросов этого условного теста.  Отсюда   вытекают   требования   и   к   компетентностям   учителя,   если   он   ставит   задачу формирования естественнонаучной грамотности учащихся: 1. учитель   сам   должен   обладать   компетентностями,   которые   составляют естественнонаучную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно 4 использовать задания по естественнонаучной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;  2. учитель   должен   выступать   в   качестве   организатора   (или   координатора) продуктивной   деятельности   учащихся.   А   это   требует   педагогической компетентностей.  Эти же требования определяют и содержание подготовки учителя, в том числе повышения цикла.  естественнонаучного предметов квалификации     учителей     Развитие   профессиональной   компетентности   учителя,   обеспечивающей   реализацию педагогического   процесса,   инициирующего   и   формирующего   функциональную   грамотность учащегося,   является   на   современном   этапе   развития   образования   одной   из   главных   задач.  Трудности,   связанные   с   организацией   и   содержанием   процесса   формирования функциональной грамотности учащихся, связаны с тем, что:  1. недостаточно   полно   определено   само   понятие   функциональной   грамотности,   не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития   образования; вследствие   этого   функциональная   грамотность   не формируется   в   школьной   практике   как   целостная   система,   как   правило, общеобразовательные   учреждения   работают   над   формированием   общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся,   что   не   способствует   развитию   качеств   личности,   необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);  2. не   уделяется   должного   внимания   формированию   новых   составляющих   компьютерной, функциональной   грамотности   учащихся:   коммуникативной, экологической, экономической, правовой и др.; 3. выявляется   недостаточный   уровень   профессиональной   компетентности   многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.  Формирования   функциональной   грамотности   учащихся   основной   школы обеспечивается и достигается, если:  ­   рассматривать   функциональную   грамотность   учащихся   как   базовый   уровень образованности   учащихся,   характеризующий   степень   овладения   способами   работы   с информацией   и   позволяющий   решать   реальные   жизненные   проблемы,   адаптироваться   к внешнему миру;  ­   включить   в   состав   профессиональной   компетентности   учителя   по   формированию функциональной грамотности учащихся три составляющих: когнитивный, операционально­ технологический и личностный компоненты, опирающиеся на функциональную грамотность ученика;  ­   реализовать   содержание   профессиональной   компетентности   учителя   по   формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы;  ­   разработать,   обосновать   и   апробировать   интерактивную   технологию   развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;  5 ­ выявить совокупность организационно­педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.  6

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности

Технология проектирования содержания предметов  естественно- математического цикла в вопросе развития функциональной грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2018