Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников
Оценка 4.6

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
5 кл
06.10.2018
Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников
В представленной статье содержится результаты теоретического поиска в научных источниках материала по теме исследования, а также собственные разработки модели практического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 классов. Итоги собственной практической деятельности по актуальной проблеме образования оформились в технологию психологического сопровождения и являются творческим отчетом собственной многолетней практической деятельности.
Адаптация 5 классников.doc
Мясникова И.Г., педагог­психолог  МБОУ «Школа № 170» г. Нижнего Новгорода  «Технология психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 классов» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»                                                                           Л.С.Выготский Цель нашей работы   – разработать и внедрить комплексное сопровождение, способствующего   благополучной   адаптации   учащихся   5­х   классов   к   обучении   на ступени ООО. В нашем исследовании поставлено для решения пять задач: 1. создание психолого­педагогической поддержки  учащимся в период адаптации при обучении в 5 классе, для устранения возможных трудностей при усвоении учебных программ и социальной адаптации.          2. совершенствование  психолого­педагогических условий  для осуществления развивающей, коррекционной работы с детьми испытывающих трудности в обучении, общении. 3. обеспечение эмоционального комфорта обучения. Теоретические основы исследования. Рассмотрим эти особенности психического и личностного развития школьников на   стыке   возрастов   школьного   детства   и   начало   отрочества,   используя   данные отечественной   психологии,   выявленные   в   работах  Л.   И.   Божович,   В.   В. Давыдова,   Т.   В.   Драгуновой,   И.   В.   Дубровиной,   А.   В.   Захаровой,   А.   К. Марковой, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др. Переход   учащихся   из   начальной   школы   в   среднюю   связан   с   определенными трудностями   (Юферева   Т.И.,   1993,   Сираева   С.Г.,   2001)   и   чаще   всего   носит кризисный   характер.   Это   выражается   в   спаде   учебной   мотивации,   нарастании дисциплинарных   трудностей,   росте   тревожности,   дезориентации   в   жизненных ситуациях, нарушении общения со значимыми людьми. В ряде случаев трудности связаны   в   первую   очередь   с   недостаточным   уровнем   освоения   учебного материала   и   несформированностью   основных   компонентов   учебной деятельности.   В других случаях причина наблюдается в недостаточном уровне развития   интеллектуальной   и   речевой   сферы,   произвольности   и   рефлексии. Возможными   могут   быть   и   нарушения   общения   со   значимыми   людьми.  Так сложилось,   что   психологическая   помощь,   понимаемая   нами   как   система мероприятий,   направленная   на   смягчение   или   преодоление   психологических трудностей,  решение   психологических   проблем   оказывается   в  основном   детям, имеющим психологические трудности и явные проблемы в обучении. Всю деятельность в выбранном нами направлении можно условно разделить на три этапа: I этап ­ Диагностический (сентябрь) ­выявление  учащихся с трудностями адаптации. II  этап   –   Формирующий   (октябрь­декабрь)   –   развивающая   работа   с   учащимися, имеющими трудности адаптации.   III  этап – Коррекционный (январь­май) – сопровождение учащихся с трудностями развития. Содержание психологической диагностики  Направленность диагностики  Перечень используемых методик  Предпочтительная форма проведения  Этапы  1 Этап: 5 класс, процесс адаптации Уровень школьной  тревожности 2 Этап: Сопровождения учащихся с трудностями адаптации (трудности Выявление  непосредственного  изменения  настроения,  самочувствия,  активности . Методика Филлипса  Фронтальная Методика САН Т.Дембо Фронтальная,  индивидуальная обучения и неуспеваемость) Трудности во  отношениях со  значимым  окруженем Изучение  изменения  эмоциональных  состояний Низкая самооценка. Ассоциативный  эксперимент с  использованием трудно  вербализуемых фигур  Е.Ю. Артемьевой Индивидуальная Цветоассоциативный  эксперимент  А.Н.Лутошкина Фронтальная «Лесенка» методика   методика В.Г.Щур,   исследования самооценки   Дембо   – Рубинштейн. Фронтальная Отсутствие  интереса к учебной деятельности Анкета для определения  школьной мотивации  Е.Г.Лускановой Фронтальная Слабо развитые  память и  внимание. Низкая  работоспособность Неразвитая речь   регулярное Не выполнение домашних заданий. Высокая тревожность   при проверке   знаний, при   ответах   у доски Неблагополучие   в семье Уровень агрессии   3 Этап:  Сопровождение  учащихся с  трудностями  развития  (нарушения  школьных норм  и правил) Методика «10 слов», Кольца Ландольта. Индивидуальная Наблюдение   учителя, обследование логопеда Индивидуальная Наблюдение   учителя, беседа с родителями. тест тревожности  Филлипса. Индивидуальная Фронтальная  кинетический рисунок  семьи Р. Бернса и С.  Кауфмана, Тест  «Подростки о  родителях» ADOR.  (автор Шафер,  модифицирован З.  Матейчиком и П.  Ржичаном) Рисунок   несуществующего  животного  М.З.Дукаревич Индивидуальная Индивидуальная   Методика Басса Дарки Индивидуальная Уровень самооценки   Нервно­ психическое заболевание.   Диагностика  степени  дезадаптации Неадекватное реагирование   на замечания. Пропуски уроков   Неаккуратный внешний вид   Нарушения в сфере общения со   сверстниками.  Методика САН Т.ДембоИндивидуальная Методика "Рисунок  дерева" Методика  «Метаморфозы"  Н.Я.Семаго Медицинское показание. Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная Методика Стотта Индивидуальная Наблюдение   учителя.   выявления Методика диагностика степени дезадаптации  (Стотта) Индивидуальная   Наблюдение   учителя. Методика   выявления диагностика степени дезадаптации  (Стотта) Индивидуальная   Наблюдение учителя Индивидуальная     выявления степени Методика диагностика дезадаптации(Стотта), социометрия (Дж.Морено) Выраженные акцентуации характера 14   факторный   опросник Р.Кеттела, Фронтальная,  индивидуальная Индивидуальная Коррекционно­развивающие и профилактические программы на разных этапах сопровождения Этапы  1 этап  2 этап  Цели программы  Развивающие программы ( по выбору)  Создание условий для снижения  школьной тревожности Развитие эмоциональной гибкости  Микляева А.В., Румянцева П.В. «Программа групповой  работы по проблеме школьной тревожности»   Асмаковец Е.С. "Развитие эмоциональной гибкости" Помочь детям лучше узнать себя,  свои сильные стороны, развить  чувство собственного достоинства,  преодолеть неуверенность, страх.  Наиболее успешно и полно  реализовать себя в поведении и  деятельности, утвердить свои  права и собственную ценность  Создание социально­ психологических условий для  выработки эффективного стиля  познавательной учебной  деятельности, формирование   навыков самоанализа, выработать  эффективные приемы управления  познавательными процессами  (память, восприятие, внимание) Преодоление социально –  эмоциональных проблем и  профилактика агрессивного  поведения. Оказание  помощи детям,  испытывающим   различные  трудности  в обучении, общении со  сверстниками, поведении и  самочувствии  3 этап  Анн Л.Ф. "Саморазвитие личности"  Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. «Профессия – школьник»  Меттус Е.В.  «Дружный класс. Без агрессии». Сомова Н.Л. «Как подружиться со школой». Консультативно­профилактическая работа в рамках сопровождения 5­ классников при переходе на ступень ООО Этап I II Мероприятия сопровождения Группа сопровождения 1.Консультация педагогов и родителей   учащихся, имеющих трудности адаптации; 2. Организация посещения уроков; 3. Родительское собрание по теме: «Как  помочь детям справиться с трудностями  адаптации»; 4. Совещание при директоре «О  преемтвенности при сопровождении  учащихся начальной школы при переходе в  5 класс». 5.Выявление семей социального риска. 1.Развивающие занятия  педагога­психолога  с учащимися, имеющими трудности  адаптации; 2.  Совещание при директоре «Анализ  особенностей сопровождения процесса   Родители, директор, зам.диретора по УВР, психолог, соцпедагог, учителя начальной школы, учителя, работающие в 5­х классах. Директор, зам.директора  по УВР, зам.директора по  ВР, психолог,  учителя Родители, зам. директора  по ВР, психолог,  соцпедагог, учителя III адаптации пятиклассников»; 1. Заполнение индивидуальных карт  наблюдений; 2. Разработка индивидуальной программы  развития, 3. Индивидуальные консультации учащихся  и родителей; 4. Профсовет по работе с детьми,  имеющими трудности адаптации и развития; 5. Постановка на внутришкольного педучет,  направление в КДН  6. Направление на консультацию к  неврологу, психиатру. Возраст учащихся 5­го класса называют переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Новообразования подросткового возраста:  перестройка   всей   познавательной   сферы   в   связи   с   развитием теоретического мышления;  возникновение   рефлексии  (преображает   не   только   познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к   самим   себе,   установление   со   сверстниками   доверительно­дружеских отношений);  должны   быть   сформированы  произвольность,   способность   к саморегуляции;  стремление   обрести   себя   как   личность   порождает   потребность   в отчуждении от всех людей, оказывающих до этого влияние на ребенка, внешне отчуждение может выражаться в негативизме – стремлении противостоять суждениям взрослых;  усваиваются   навыки рефлексии  поведения, нормы  взаимодействия  людей, нравственные ценности;  происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения:  важную роль для эмоционального благополучия играет совпадение оценки и самооценки, кризис самооценки;  целостный   образ   Я   ученика   дополняется   множеством   новых составляющих, столкновение с противоречиями в отношениях  Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного  мотивационного   кризиса,   вызванного   сменой   социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются   ими,   часто   они   даже   не   могут   сформулировать   свои   трудности, проблемы,   вопросы.   В   результате   возникает   психологическая   незащищенность перед   новым   этапом   развития.   Недовольство   собой,   отношениями   с   другими, критичность   в   оценке   результатов   учебы   ­   все   это   может   стать   стимулом   к развитию   потребности   в   самовоспитании,   а   может   и   негативно   отразиться   на характере   самоуважения,   стать   препятствием   полноценного   формирования личности. И путь, по какому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап ­ переход от детства к отрочеству. Готовность к обучению в средней школе.  Составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Новообразования младшего школьного возраста ­ произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах). 3. Качественно  иной, более "взрослый" тип  взаимоотношений  с учителями  и одноклассниками. Школьная   дезадаптация   –  результат   нарушения   адаптации   ребенка   к условиям школьной среды. Факторы   возникновения   школьной   дезадаптации   пятиклассников   (по Денисенко А.А., Селивановой Л.И.):  биологические   (возрастные   психологические   особенности пятикласников, индивидуальные особенности личности);  психологические пятиклассников);  (возрастные   психологические   особенности  социальные  (особенности   новой   социальной   ситуации пятиклассников, особенности семейных отношений);  педагогические (появление новых учителей, непривычное расписание, появление новых кабинетов, новых детей в классе, смена классного руководителя). Причины   возникновения   школьной   дезадаптации   пятиклассников   (по   Денисенко А.А., Селивановой Л.И.):  возрастные психологические особенности пятиклассников;  особенности новой социальной ситуации;  особенности процесса обучения (появление новых учителей, кабинетов, детей в классе, непривычное расписание). Компетентность   педагога   в   вопросах   жизнедеятельности   класса,   его эмоциональное   отношение   к   учащимся,   к   своим   обязанностям,   умение налаживать   контакт   и   общаться   с   детьми   –   одно   из   главных   условий успешной адаптации детей. Отсутствие   возрастных   нормативов   психического   развития,   критериев оптимальных   условий   перехода   позволяет   говорить   только   о   тех   общих направлениях, которые должен учитывать практический психолог при проведении психопрофилактической   работы.   Он   вынужден   будет   каждый   раз   сам   решать сложную   и   ответственную   задачу   квалифицировать   тот   или   иной   уровень готовности   школьников   как   необходимый   и   достаточный   или,   наоборот, требующий коррекционно­развивающей работы с отдельными учениками, классом в целом. Таким образом, большинство проблем, трудностей вызывается здесь двумя группами   причин:   недостатками   в   обучении   школьников   и   нарушениями характера их общения со значимыми людьми. Обе эти причины взаимосвязаны, но   в   каждом   отдельном   случае   причинно­следственный   характер   этой   связи, степень выраженности того или иного нарушения развития, значимость его на фоне индивидуальных психических особенностей каждого ребенка будут различными. На основании десятилетнего опыта работы   и осмысления осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень, мы пришли к выводу, что практически все дети требуют специальной помощи психолога с целью адаптации их к учебному процессу   и   стимуляции   развития.   Для   предупреждения   возможных   негативных явлений в развитии и обучении учащихся в этот переходный период значение должна приобретать   не   только   коррекционная,   но   и   профилактическая   работа,   по обеспечению оптимальных условий перехода для всех учащихся вне зависимости от их уровня развития и успешности обучения.  На этапе переходного из IV в V класс периода   мы   ставили   перед   собой   две   цели:   1)   ликвидировать   явные   и   скрытые проблемы предыдущих лет обучения; 2) создать условия для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.  В результате теоретического осмысления имеющихся научных изысканий по теме и обобщения   собственного   практического   опыта   нами   была   сделана   попытка оформления   технологии  психологического   сопровождения   процесса преемственности начального общего образования и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Всю деятельность в выбранном нами направлении можно условно разделить на четыре этапа: этап   –   Подготовительный   (март­апрель)   –   определение   готовности I  четвероклассников   к   обучению   в   V   классе.   Выявление   учащихся   с   трудностями обучения и развития. II  этап   –   Диагностический   (сентябрь)   ­   выявление     учащихся   с   трудностями адаптации. III  этап   –   Формирующий   (октябрь­декабрь)   –   развивающая   работа   с   учащимися, имеющими трудности адаптации.   IV  этап – Коррекционный (январь­май) – сопровождение учащихся с трудностями развития. Центральное   направление   работы   в   5   классе   –   это   ориентация   на   полное решение задач периода детства, т.е.: 1.        Овладение базовыми школьными знаниями и умениями; 2.        Формирование умения учиться в средней школе; 3.        Развитие учебной мотивации, формирование интересов;   умения 4.        Развитие   навыков   сотрудничества   со   сверстниками, соревноваться   с   другими,   правильно   и   разносторонне   сравнивать   свои результаты с успешностью других; 5.        Формирование   умения   добиваться   успеха   и   правильно   относиться   к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; 6.        Формирование   представления   о   себе   как   об   умелом   человеке   с большими возможностями развития. Консультативно­профилактическая работа на этапе адаптации включает:  1.   индивидуальные   консультации   для     педагогов   и   родителей     учащихся, имеющих трудности адаптации; 2. Организация посещения уроков; 3.   Родительское   собрание   по   теме:   «Как   помочь   детям   справиться   с трудностями адаптации»; 4. Совещание при директоре «О преемтвенности при сопровождении учащихся начальной школы при переходе в 5 класс»; 5.  Выявление семей социального риска; 6.   Представление   материалов   для   родителей   пятиклассников   по   темам «Советы родителям пятиклассников» на сайте школы. Помощь   учащимся   с   трудностями   развития   включает   индивидуальные консультации психолога, специалистов, работу профсовета, совместно с классными руководителями составляется программа индивидуального сопровождения развития каждого трудного учащегося. Результаты   мониторинга,   проведенного   до   и   после   поведения   развивающей работы,   показали,   что   у   подростков   улучшилось   эмоциональное   самосознание, снизилась тревожность, улучшились показатели модальностей речевых высказываний. Все   эти   данные   свидетельствуют   об   эффективности   проведенной   с   подростками развивающей работы.

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников

Технология психологического сопровождения процесса адаптации пятиклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018