Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
31.05.2017
Нормативная база.
Определение и назначение АООП.
Структура АООП.
Целевой раздел.
Содержательный раздел.
Организационный раздел.
Целевой раздел: принципы и подходы, психолого-педагогическая характеристика, особые образовательный потребности, планируемые результаты, целевые ориентиры.
Содержательный раздел: направления и содержание программы коррекционной работы (дошкольный возраст, взаимодействие взрослых с детьми, взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников, система коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ).
Организационный раздел: психолого-педагогические условия, формы организации коррекционной помощи, организация развивающей предметно-пространственной среды, кадровые условия реализации программы, материально-техническое обеспечение АООП, планирование образовательной деятельности, режим дня и распорядок).
технология разработки АООП для дошкольников.docx
Технология разработки адаптированной основной общеобразовательной
программы для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников.
Нормативноправовая база:
• Закон РФ «Об образовании» N 273ФЗ
• Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья»
• Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН. 1990
• ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013
года № 30384).
Перечень нормативноправовых документов
• Об учителяхлогопедах и педагогах психологах учреждений
образования (Письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 22.01.98. № 205807ин/204)
• Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от
14.12.2000 № 2 (Приложение 5) – Вестник образования. 2001. № 2
• Типовое положение о специальном коррекционнообразовательном
учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с
нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от
12.03.1997 г. № 288
• Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии
(Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, в
редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212).
Вестник образования. 2000. № 10
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995г.
№ 677с изменениями и дополнениями,
утвержденными
постановлениями от 14 февраля 1997г. № 179, от 23 декабря 2002 г. №
919)
• Типовое положение об образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997г. № 1204, с
1 изменениями, утвержденными постановлением от 23 декабря 2002г. №
919)
• Инструктивное письмо от 02.07.1998 г № 89/ 3416 «О реализации права
дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и
педагогических технологий»
• Инструктивнометодическое письмо Министерства образования РФ от
14.03.2000г. № 65 / 2316
Следует различать:
• Адаптированнная образовательная программа
(один ребенок с ОВЗ с сочетанными и сложными нарушениями в развитии)
• Адаптированная основная образовательная программа
образовательной и
АООП (адаптированной основной общеобразовательной
АООП (адаптированной основной
тяжелыми
(группа детей с нарушениями речи, зрения, опорнодвигательного аппарата и
др.)
Определение и назначение
общеобразовательной программы для дошкольников с
нарушениями речи).
АООП определяет содержание и организацию
коррекционной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста
в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Структура
программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи).
Требования к структуре:
Программа формируется как программа психологопедагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности
детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в
виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Обязательная часть (60%);
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований Стандарта.
Содержание АООП в соответствии с требованиями стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел (содержание):
2 цель реализации программы
принципы и подходы в реализации программы
направленность (для детей с ФФНР, ОНР различного генеза)
психологопедагогическая характеристика детей с ТНР
особые образовательные потребности детей с ТНР
планируемые результаты освоения АООП.
Содержательный раздел (содержание):
общие положения;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
содержание образовательной деятельности по программе;
взаимодействие взрослых с детьми;
взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников;
программа коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Организационный раздел (содержание):
психологопедагогические условия;
предметнопространственной среда;
кадровые условия реализации программы;
материальнотехническое обеспечение программы;
финансовые условия реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
планирование образовательной деятельности;
режим дня и распорядок;
перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания АООП.
Целевой раздел.
Цель: программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом из возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна
быть направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в
том числе ограниченных возможностей здоровья);
3 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее –
преемственность основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том число ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим м детей;
9) Обеспечения психологопедагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей
Принципы и подходы (целевой раздел).
Принципы:
самоценность детства;
полноценное проживание всех этапов детства;
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы ребенка;
сотрудничество с семьей.
Подходы в основе АООП для детей с ТНР (целевой раздел):
дифференцированный (учет особых образовательных потребностей, уровень
речевого развития, этиопатогенез, характер нарушения формирования
речевой функциональной системы)
деятельностный (организация детского самостоятельного и инициативного
4 действия в процессе развития, личностноориентированные, проблемно
поисковые способы познания окружающей действительности)
системный (развитие всех компонентов речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания общеообразовательной
программы).
Назначение: проект АООП начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи:
Вариант 5.1 – для детей с фонетикофонематическим или фонетическим
недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии,
заикания, ринолалия), обучающихся с ОНР III IV уровней речевого развития
различного генеза
Вариант 5.2 – II – III уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной) при
алалии, афазии, ринолалии, заикании (для детей , нуждающихся в особых
педагогических условиях, в специальном систематическом коррекционном
воздействии)
Психологопедагогическая характеристика детей с особыми
образовательными потребностями (фонетикофонематическое
недоразвитие речи, общее недоразвитие речи при алалии, афазии,
дизартрии, ринолалии, заикании).
Особые образовательные потребности (целевой раздел):
раннее выявление детей группы риска;
организация логопедической коррекции;
получение специализированной помощи в условиях общего и специального
типа;
обязательность непрерывности коррекционноразвивающего процесса;
создание условий, нормализующих состояние высших психических функций;
координация педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия;
индивидуальный темп обучения;
психологопедагогическое сопровождение семьи;
организация партнерских отношений с родителями.
Планируемые результаты.
Требования Стандарта к результатам освоения АООП представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика
5 дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность),
а также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие
возможности вменения ребенку какойлибо ответственности за результат)
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой
аттестации воспитанников.
Содержательный раздел.
Направления и содержание программы коррекционной работы.
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием программы;
• коррекция нарушений речи;
• развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими;
• обеспечение успеха в различных видах деятельности,
• повышения мотивации при подготовке к школьному обучению.
Содержание образовательной деятельности по программе.
1. Дошкольный возраст
Социальнокоммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие
Физическое развитие
2. Взаимодействие взрослых с детьми
3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
дошкольников
6 4. Система коррекционноразвивающей работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Организационный раздел.
Психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
1. Личностнопорождающее взаимодействие взрослых с детьми (возможность
выбора деятельности партнера, средств)
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности (сравнение нынешних и предыдущих достижений).
3. Формирование игры как фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию
ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для развития ребенка
дошкольника.
7. Профессиональное развитие педагогов.
Формы организации коррекционной помощи.
Формы логопедической работы:
– индивидуальная логопедическая работа (в подготовительной группе может
использоваться термин «занятие»);
– подгрупповая логопедическая работа, которая проводится в рамках
непосредственно образовательной деятельности, непосредственно
организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
– фронтальная логопедическая работа, которая также проводится в
непосредственно образовательной деятельности, непосредственно
организованной деятельности, совместной деятельности педагога и детей;
– проектная деятельность.
Организация развивающей предметнопространственной среды.
(Организационный раздел)
Соответствие требованиям Стандарта и санитарноэпидемиологическим.
Обеспечение реализации АООП
Организационный раздел.
Кадровые условия реализации АООП
Материальнотехническое обеспечение АООП
Финансовые условия реализации АООП
Планирование образовательной деятельности
Режим дня и распорядок.
7 В качестве примера разработана «Адаптированная программа коррекционно
развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до
7 лет».
Автор – Н.В.Нищева (рекомендована на сайте «Федерального института
развития образования»).
Содержание работы во всех пяти образовательных областях для всех
специалистов (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре)
Полный методический комплект для реализации Программы.
Список литературы.
ФГОС ДО. Приказ № 1155 от 17. 10.13
Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России,
Департамент общего образования: М., 2014.
Скоролупова О.А. Введение ФГОС ДО: Разработка образовательной
программы ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014
Ж. «Справочник старшего воспитателя», 2014, № 3
Ж. «Стандарты и мониторинг в образовании», 2014, № 2
Образовательная программа дошкольного образования: Технология
проектирования на основе требований ФГОС / Под общ. ред. А.А. Майера,
А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник. – 2014.
(Сер. Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС)
Об учителяхлогопедах и педагогах психологах учреждений образования
(Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 22.01.98. № 205807ин/204)
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации
работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от
14.12.2000 № 2 (Приложение 5) – Вестник образования. 2001. № 2
Типовое положение о специальном коррекционнообразовательном
учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с
нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от
12.03.1997 г. № 288
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии
(Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, в
редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212). Вестник
образования. 2000. № 10
8 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995г. №
677с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями от 14
февраля 1997г. № 179, от 23 декабря 2002 г. № 919)
Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и
младшего школьного возраста (Постановление Правительства Российской
Федерации от 19 сентября 1997г. № 1204, с изменениями, утвержденными
постановлением от 23 декабря 2002г. № 919)
Инструктивное письмо от 02.07.1998 г № 89/ 3416 «О реализации права
дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и
педагогических технологий»
Инструктивнометодическое письмо Министерства образования РФ от
14.03.2000г. № 65 / 2316
Арсеньева М.В., Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Аппаратные
ме
тоды диагностики в специальной педагогике /Под ред. Л.В. Лопатиной. —
СПб.: ЦДК
проф. Л.Б. Баряевой, 2013.
Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа.
Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.:
ДРОФА,
2010.
Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка. Авторы
составители:Л.
Б. Баряева, Ю. С. Галлямова, Е. Д. Гудошникова и др. / Под ред. С. В.
Жолована ―
СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
9
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Технология разработки АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.