Технология развития критического мышления
Оценка 4.7

Технология развития критического мышления

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
Взрослым
19.04.2018
Технология развития критического мышления
Публикация является частью публикации:
Технология развития критического мышления.doc
Реферат по дисциплине: «Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании» По теме: «Технология развития критического мышления» Исполнитель: Харитонова Татьяна Сергеевна 1 Содержание 1.Введение (3) 2. Технология критического мышления (4­5с) 3 Особенности работы с различными видами текстов (5­6с) 4. Приёмы и стратегии (6­12) 5. Заключение.(12­13 с) 6. Список используемой литературы (14с) 2 Введение  Технология развития критического мышления появилась в российском  образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К.  Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума  демократической педагогики и Международной читательской ассоциации.  Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами,  первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического  мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами  технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии Структура педагогической технологии развития критического мышления  посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы  соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection  (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников  процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.  Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в  соответствии с заявленным алгоритмом. Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только  активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую  работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по  изучаемому во просу, что само по себе станет серьезным активизирующим и  мотивирующим фактором для дальнейшей работы. Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ  3 позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание  осмысленным. Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии  информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Технология критического мышления. Технология представляет собой целостную систему, формирующую  навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) –  работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся  работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные  авторами проекта, – это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Современная образовательная система должна не только давать умение  адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать  ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту  информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося.  Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема  умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание  способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к  фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения  проблем. Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей)[3]– развитие  интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в  обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с  информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Далеко не все вышеизложенные задачи можно реализовать в традиционной  системе ведения урока. Сравнение уроков с использованием традиционного и  4 инновационного подходов в образовательном процессе (с точки зрения  организации деятельности учащихся) показывает, что первый подход решает,  как правило, образовательные задачи, дает ребенку хорошо аргументированный,  логически выстроенный материал, соответствующий программным требованиям  по предмету, дает знания. При этом проблема развивающего обучения часто  остается вторичной. К тому же традиционная система построения  образовательного процесса зачастую формирует лишь репродуктивное знание.  Оно, безусловно, имеет свою ценность, так как никто не ставит под сомнение  наличие «багажа» определенных фактических знаний. Но куда более ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно  поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов  позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя  предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели. Параллельно с  этим у учащегося формируются навыки самостоятельной работы с  информацией. Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный  образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных  вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие  интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться  самостоятельно. Особенности работы с различными видами текстов Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что  структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе  5 уводят учащихся от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока как в содержательном, так и в технологическом плане,  предлагаем некоторые рекомендации по работе с различными видами текста. На  уроках мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и  художественными. Приёмы технологии в основном одинаково работают на  обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу  их применения, но нельзя забывать о главном — определяющим при  планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность  отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, в технологии развития  критического мышления урок строится по схеме: вызов — осмысление  содержания — рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Предлагаем описание основных, наиболее  часто используемых в школьной практике приёмов данной технологии и  иллюстрируем их применение на представляемых уроках. Приёмы и стратегии Активность ученика на уроке ­ одна из актуальных проблем в  образовательной школе. Эффективным являются активные методы обучения – это методы,  которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической  деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что  перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и  обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В своей работе  учитель применяет различные приемы мотивации такие  как: кластеры, инсерт,  дневники, эффективная лекция, дерево предсказаний,  толстые и тонкие вопросы, таблицы, чтение с остановками, работа в группах,  дискуссии, очерк на основе интервью, эссе, двухрядный круглый стол,  6 портфолио, создание личностного текста, фишбоун, РАФТ, синквейн.  Рассмотрим некоторые из них применяемые на уроках физики. КЛАСТЕРЫ Первый приём — это «кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц  текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди».  Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и  стратегией урока в целом. Делая какие­то записи, зарисовки для памяти, мы  часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.  «Грозди» — графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не  громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы  получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с  основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых  блоков. Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление  неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно­следственных связей между  отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в  группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным  моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно­следственных связей между «гроздьями». Например, как взаимосвязаны между собой  смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. 7 На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить  эту стадию, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по  теме или выполнить творческое задание. Пример: Например, кластер, построение которого использовалось на этапе актуализации  знаний темы «Постулаты Бора. Решение задач.» в 11 классе. Можно выделить следующие формы работы с кластерами: самостоятельная домашняя работа; самостоятельная работа при выполнении практического задания: работа в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер; работа в составе учебной группы при участии преподавателя. Создание кластера при обобщении темы «Строение атома» в 11 классе. Основная работа происходит в парах. После чего работы участвуют в конкурсе. Подготовительная работа происходит коллективно с участием преподавателя. После определения темы урока учитель в центре доски записывает ключевое  слово: «Атом». 8 Предлагает ученикам высказать свои идеи и понятия, ассоциируемые у них с  данной темой. Можно задавать наводящие вопросы. В ходе беседы выделяются подразделы основной темы: Модели атома, строение  атома, ученные и их открытия. Выделив подразделы, учащиеся начинают работать в парах. В итоге получается схема в виде разрастающейся «виноградной грозди», где  первый этап делается совместно с преподавателем, остальные – самостоятельно. Это позволяет учитывать степень усвоения материала. Кластер – победитель. 9 ИНСЕРТ Ещё один приём данной технологии, который часто используется, — это  «ИНСЕРТ», маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес,  модификация Мередит и Стил). 10 «\» — уже знал «+» — новое «—» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях  пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками  её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Сформулируем  некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме. • Делайте  пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: «+» и «V», три  значка: «+», «V», «?» или четыре значка: « + » , «V», «—» , «?». • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. и т. д. I — interactive N — noting S — system E — effective R — reading and Т —  thinking системная разметка для эффективного системная разметка для эффективного  чтения и размышления. Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях  пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками  её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Сформулируем  некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме.  • Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: «+» и «V», три значка: «+», «V», «?» или четыре значка: « + » , «V», «—» , «?».  • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.  • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям,  вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно,  количество значков увеличится.  • Следующим шагом может стать заполнение таблицы 4, количество граф  которой соответствует числу значков маркировки. Пример: 11 ЭФФЕКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ На уроках в старшей школе доминирует лекционная форма подачи материала.  Преимущества и недостатки традиционной лекции хорошо известны. Основным  недостатком является пассивность в восприятии материала, связанная с  однообразием деятельности. Традиционная лекция — яркий пример  репродуктивного метода обучения. Как сделать лекцию не только интересной по содержанию, но и инновационной по методам подачи информации и организации деятельности учащихся? Технология развития критического мышления  предлагает свою форму проведения такого урока — эффективную лекцию. В  педагогической литературе США эта стратегия носит название «продвинутая  лекция», её авторы — Р. Джонсон, Д. Джонсон и Дж. Смит. Материал лекции  делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в  технологическом цикле: вызов — осмысление, содержания — рефлексия. Бортовой журнал Стадия «вызова» по каждой смысловой единице осуществляется уже  известными вам методами: список известной информации, её систематизация,  12 ответы на вопросы учителя, ключевые слова и т. д. Информация, полученная на  стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового  журнала. Предположения Нова информация На стадии осмысления содержания работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и  «­» в зависимости от правильности предположений; второй — записывает  только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии  рефлексии (размышления) идёт предварительное подведение итогов:  сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, её  запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить  индивидуальный характер, т. е. каждый член пары ведёт записи в обеих частях  таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый  цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая  рефлексия (окончательное подведение итогов), так как она может стать  выходом на новое задание: исследование, эссе и т. д. Заключение Технология развития критического мышления представляет собой  целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе  обучения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной  деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному  полю.  Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами  интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в  тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать  свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на 13 представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с  различными типами информации, может эффективно использовать самые  разнообразные ресурсы.  Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых  технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и  монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов  деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы  здоровьесбережения.  Для того чтобы успешно внедрять технологию « Критического мышления» в  практику надо: ­ научить учащихся оценивать не только себя, но и других ­ вырабатывать навыки самостоятельной работы ­ осмысливать, применять и оценивать большой объем информации Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что  ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть  маленького, но открытия. Список используемой литературы 1. Гаряев А.В. Развитие критического мышления на учебных занятиях по  физике. ­ Пермь: издательство, 2010 14 2.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на  уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с. 3.Загашев И. О., Заир­Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить  критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», 2003. 4.И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя., Учеб.метод. пособие.: КАРО; Санкт­Петербург;  2009, 24с 5.  Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с. 15

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления
Скачать файл