педсовет Гаврилова Т.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.docx
Слайд 1 Мы работаем по ФГОС уже четвертый год и говорить на эту тему
можно много и бесконечно. Мы бы хотели остановится на технологии
развития критического мышления. Критическое мышление можно развивать
на любом этапе урока, мы покажем на примере урока чтения.
Как сказал великий Сократ «Людям необходимо думать о том, что они
делают и зачем, во что они верят и почему.
Ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. Жизнь без них не стоит
того.»
Слайд 2 Технология «Развитие критического мышления» разработана
американскими педагогами.
Слайд 3 По мнению авторов «Думать критически означает проявлять
любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед
собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
... Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание
многих умений».
Слайд 4 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем
восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Слайд 5 Технология РКМЧП (Технология «Развитие критического мышления
через чтение и письмо») направлена на достижение следующих результатов:
умение работать с любой информацией и интегрировать её; умение задавать
вопросы, формулировать гипотезу, решать проблемы; умение вырабатывать
собственное мнение, выражать свои мысли, аргументировать свою точку
зрения; умение самостоятельно заниматься своим обучением; умение работать
в группе .
Умение работать самостоятельно, заниматься своим обучением является
одним из основных положений федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС)
В наших учебниках минимум научно – познавательных текстов, которые
нужны для развития критического мышления, но мы самостоятельно находим,
печатаем и используем научно – познавательные тексты. Слайд 6 В основу технологии положен базовый дидактический цикл,
состоящий из трех фаз.
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов,
направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой
деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели
изучения предстоящего учебного материала.
Вторая фаза – «осмысление» содержательная, в ходе которой и происходит
непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная,
осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика
(маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют
отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется
весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и
видеоматериал.
Третья фаза – «рефлексия» размышления. На этом этапе ученик формирует
личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь
происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом
вновь приобретенных знаний.
Мы хотим предложить Вам алгоритм построения работы на каждой фазе
урока.
Слайд 7 Задачи первой фазы урока : Вызвать уже имеющиеся знания. Создать
ассоциации по изучаемому вопросу. Активизировать. Заинтересовать.
Мотивировать на дальнейшую работу.
Слайд 8 Задачи на фазе осмысления (реализации замысла): Поддержание
активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова.
Увязать новое с уже известным. Создать новое понимание.
Слайд 9 Задачи третьей фазы, рефлексии (размышления): Закрепление новых
знаний. Перестройка своих представлений. Выражение новых идей и
информации своими словами. Обмен идеями.
Слайд 10 Давайте рассмотрим технологию развития критического мышления
на примере работы с научно – познавательным текстом о фламинго. Сейчас
предлагаю Вам побыть на месте учеников. Прежде чем читать текст, прошу Вас разделить чистый лист на три колонки. В первую записать все, что знаете
о фламинго. А теперь читаем текст и подчеркиваем ту информацию, которую
Вы знаете, но забыли написать в 1 колонку. Записываем эту информацию во 2
колонку. А в 3 колонку пишем ту информацию, которая для Вас новая,
неизвестная.
Как видите, на примере данной работы, дети самостоятельно получили новые
знания, а не услышали их от учителя. Это является одним из положений
ФГОС.
Слайд 11,12 Есть другой способ для развития критического мышления,
который называется «Синквейн». Учитель дает слово, относящееся к теме.
Первая строка – существительное, которое нужно осмыслить. Вторая строка –
два прилагательных, определяющих это существительное и описывающее
ваше представление о нем. Сл.12 Третья строка – три глагола: действия,
которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4 слов,
передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним
существительного. Рассмотрим на примере текста про фламинго. Пример:
1)Фламинго. 2) яркий, красивый. 3) Летает, питается, строит. 4) Крупная
птица розового оперения. 5) красота, великолепие.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся
в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и
конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам
определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной
технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с
информацией, с текстом.
Слайд 13. Спасибо за внимание.
Спасибо Наталье Витальевне за помощь в подготовке выступления.
Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо"
Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо"
Технология "Развития критического мышления через чтение и письмо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.