Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Оценка 4.9

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
10.02.2017
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 4 классе . Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Повторение». Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей. Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.
РКССКИЙ ЯЗЫК Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка.docx
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная записка Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой в 4 классе .  Проводимый урок – первый в изучении всей темы и относится к блоку «Повторение». Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей. Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно­ диалогического обучения и технологии критического мышления. Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:  Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к  активной работе) Стадия осмысления (попытка систематизировать знания) Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у учащихся    собственного отношения к изучаемому материалу). На уроке развиваются учебно­языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии  курса:   расширение словарного запаса (задания на подбор синонимов, введение новой терминологии); овладение умениями и навыками устной учебно­научной и разговорной речи (задания на  выяснение лексического значения слов); формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.  Цели урока: Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение  знаний детей о глаголе как о части речи; Развивающие:  развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения  учебного материала; развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения; развивать мотивацию и самосовершенствование личности;   Воспитательные: на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых  ситуациях; Учебные средства:   Основной продукт урока – схема актуализированных знаний по теме «Глагол». Отбор содержания  заданий основан на самых ключевых понятиях: роль и многообразие глаголов в речи, начальная форма глагола, правило правописания. Основные знания были получены из отрывков художественных  произведений, имеющих ценность для формирования нравственной личности. видеопроектор, учебник «Русский язык» 4 класс,    0 1 Этапы урока Организационный Стадия вызова Подводка к теме приём «яркое  Ход урока Деятельность учителя Здравствуйте ребята. Я приветствую  всех, кто находится сейчас в этом классе. Сегодня нам предстоит совместная  работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным. Вы готовы? Тема нашего сегодняшнего общения  играет важную роль в жизни каждого  человека. Именно её изучает герой  Деятельность учеников Слушают,  настраиваются. Учебные средства Слайд Да. пятно» вызов  интереса к теме) Формулирование  темы урока. Постановка целей Побуждение к  активной работе,  мотивация к  учебной  деятельности Актуализация  знаний   Cтадия  осмысления (графическое  изображение  знаний по блокам – кластер) стихотворения, которое вы услышите. Я пришёл из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так Новый метод этот: «Кричать» ­кричу, «Вертеть» – верчу, «Двигать» – двигаю, «Прыгать» – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Так какая же тема будет предметом  нашего внимания? Как вы думаете, можно ли построить дом без фундамента? А можно ли узнавать что­то новое, не  проверив прочность своих знаний? Значит, что необходимо сделать? Продолжаем строить дом, В нём поселится глагол, Но сперва проверить надо Прочен ли фундамент знаний. Со словами этой части речи вы  встречались с 1 класса и с каждым годом  ваши знания прибавлялись. И если в 1  классе глаголы вы называли словами –  действиями, то к 4 классу знания явно  расширились, появились новые понятия. А давайте подумаем, что нового может  появиться в этой теме в 4 классе? Давайте рассмотрим столбики знаний. Итак, чтобы нам было легче все, что  будем вспоминать, соберём в схему. Также помогут вспоминать в случае  затруднения помощники, которые  специально подготовились к этому уроку. Итак, в центре нашей схемы –глагол. Он образует большую группу слов. А как называют в русском языке большие группы слов? Давайте послушаем нашего помощника.  (выбранный ученик) Слушают «Дид.  материал» Глагол. Слайд 2 Слайд 3 Повторить,  подготовиться к  изучению нового. Запись цели  «повторить» на листы. Слайд 4 Варианты ответов. Ответы на основе  слайда Слайд 5 Слайд 6 Части речи. Помощник 1 По частоте  употребления в речи  глагол занимает 2  место после  существительного.   Метод  подводящего  Задумывались ли вы, почему  существительное, например Варианты ответов Слайд 7 диалога называется именно существительным? …глаголет? 2 Расширение  словарного запаса А прилагательное? Если существительные существуют,  прилагательные прилагают к ним  качества, то глагол … Обратите внимание на слова глагол,  глаголет, глаголица. Что вы можете сказать об этой группе  слов? Как вы понимаете значения этих слов? Проверьте свои предположения,  прочитав 1 абзац. Давайте проверим ваши предположения.  Верными ли были ваши рассуждения? А как вы объясните значение слова  разглагольствовать? Доводилось ли вам его слышать? Давайте послушаем объяснение  помощника на основе информации из  словаря Ожегова. Какой смысловой оттенок у этого слова?  Следует ли это действие выбирать в  качестве личного образца? Что называют слова «глаголет, говорит,  сказывает, разглагольствует». Итак, глаголы в речи нам нужныдля  того, чтобы называть…, передавать сообщения, а ещё глаголы  передают состояние человека (волнуется, переживает, надеется). Задайте к словам, которые я предлагаю  вам для чтенияподходящие вопросы Размышлять, размышлял, размышляю Думать, подумаю, подумать Почему у глагола так много вопросов? А что на это скажет помощник. Но из множества форм одна – на особом  счету. Есть у каждого слова начальная форма. Назовите вопросы начальной формы  глаголовдумать,подумать. Можно ли сказать когда происходит  Варианты ответов на  основе наблюдения.  Учебник  Слайд 8 Чтение учебника (про  себя) Варианты ответов Запись словаглаголет. . Варианты ответов Слайд 9, 10 Помощник 2 Разглагольствовать – говорить попусту, без  толка. Варианты ответов Действия. Запись слов  Задают вопросы Слайд 11 Варианты ответов Слайд 12 Помощник 3 Ни у какой другой  части речи нет  столько различных  форм. В начальной  школе мы знакомимся только с некоторыми. Варианты ответов (Нет, нельзя.) Слайд  13 Слайд  14 Неопределённой Слайд  15 действие? А кто его выполняет? Сколько лиц  участвует в действии? Глагол является  сказуемым. Если ничего нельзя определить, как иначе можно назвать эту форму глагола? А в науке учёные лингвисты используют  термининфинитив. Какая роль у глагола в предложении? Подумайте, почему сказуемое называется именно так? Ребята, следующий слайд открывает нам  слово «правописание». Скажите, с помощью каких средств  можно проверить правописание слова, в  котором сомневаешься? Посмотрите на это предложение. Когда  текст набирают на компьютере, то  неверная запись подчёркивается. Определите, что в предложении написано неверно. Непозволяй душе лениться. В чём суть правила? Как называется орфограмма? Посмотрите и прочитайте эти слова. (не?чавкай, не?дуй, не?причмокивай, не? стони, не?издавай, не?роняй…. Какое значение придаёт глаголам частица не? Как бы вы написали эти глаголы? Эти слова взяты из отрывка из рассказа  Виктора Драгунского. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Прочитайте рассказ и ответьте, о каком  правиле в этом отрывке идёт речь? Один известный и великий русский поэт в детский альбом сыну своего друга  написал такое стихотворение. Это стихотворение написано  А.С.Пушкиным. Как вы думаете, какие действия  советовал не делать мальчику поэт? Я прошу вас, работая в парах, отгадать,  какие отрицательные действия  зашифрованы на ваших листках.   Приём  антиципации  (предугадывание  содержания текста  по опорным  словам) Беседа о актуальности  правила для жизни. 3 Мотивирующий  приём Парная работа   Резервный  Если у человека много дел , он какой? Слайд  16 Правило, словарь… Не с глаголами пиши  раздельно. Слайд  17 Орфограмма –  пробел. Слайд 18 Слайд  19 (выписаны  слова из упр. 233) Запрет действия Раздельно Варианты ответов  детей О правилах поведения за столом. Учебник Варианты ответов  детей Слайд  20 Душа моя,  Павел, Держись  моих  правил: Люби то­ то, то­то, Не делай  того­то… Слайд  21 материал 4 Осмысление  учебного  материала   Осмысление  собственного  отношения к теме,  к уроку. А если делами не занят – кто он? Как вы думаете, у бездельника есть дела? А вот как считал ещё один русский  учёный лингвист Дмитрий Сергеевич  Лихачёв. «Бездельничание вовсе не состоит в том,  что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле, Нет, бездельник  вечно занят: пустословит по телефону  (иногда часами), ходит в гости, сидит у  телевизора и смотрит всё подряд, долго  спит, придумывает себе разные дела.  Вообще бездельник всегда занят…» Хочется, чтобы вы жизни занимались  только настоящими, полезными делами, а все ваши действия несли людям радость. Ну, вот мы почти закончили наш диалог – рассуждение о глаголе, самой живой  части речи, которая всегда в движении. Словарь урока Прочитайте записи на экране. Как назовём слова, записанные парами? Какое слово осталось без синонима? Это действие было главным в  сегодняшнем уроке. Давайте проверим, добились ли мы цели. Расскажите о глаголе по составленной  нами схеме. Схему я вручаю каждому из вас. Она вам  поможет в дальнейшем освоении новых  тем русского языка. Её можно расширять  и дополнять. Синквейн к слову глагол Как вариант (синквейн к слову урок) Каким он был для вас? Что мы старались делать? Что главного поняли? Синоним настроения на уроке деловой бездельник Слушают чтение  учителя «Я страшное дело, Какой  деловой. В любые  дела ухожу  с головой». Слайд  22 Начальная  форма. Неопределё нная форма.  Инфинитив. Читают записи Повторять Глаголать – сказывать Разглагольствовать –  пустословить. Синонимы. Повторять. Дети рассказывают о  глаголе на основе  схемы. Слайд  23 Варианты ответов  детей,   Вариант учителя.

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка  «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017