Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Оценка 5

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Оценка 5
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл—10 кл
27.11.2017
Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Статья посвящена технологии смыслового чтения как одной из базовых технологий ФГОС, позволяющих успешно формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Автор статьи рассматривает интерактивную модель понимания текста, известную под названием «Треугольник Д. Кука», предтекстовые, текстовые и пост текстовые стратегии смыслового чтения в соответствии с типологией Н.Н. Сметанниковой. Использование стратегий смыслового чтения позволяет организовать работу с незнакомым учащимся текстом, причем максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения, так как большая часть стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах.
Технология смыслового чтения как базовая технология реализации ФГОС.docx
Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом   в   геометрической   прогрессии   количества   текстовой   информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки   –   поставили   теоретиков   и   практиков   в   области   образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.  Деятельность современных людей, различных сообществ и ассоциаций зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся   информацию.   Прежде   чем   предпринять   какие­то   действия, необходимо провести большую работу по её сбору и переработке. Происходит информационный   взрыв   и   вместе   с   тем   информационный   кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по   восприятию   и   переработке   информации   и   существующими   мощными потоками   и   массивами   хранящейся   информации.   Залог   успеха   ­   в   умении извлекать информацию из разных источников, представлять  ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.  В то же самое время следует отметить, что за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось...Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, 2003 ­ 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения   в   России».   Сроки   реализации   Программы   –   2007   ­2020   годы. Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.  Чтение   является   универсальным   навыком:   это   то,   чему   учат,   и   то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее   влияет   на   успеваемость,   чем   все   вместе   взятые.   Исследования показывают:   для   того,   чтобы   быть   компетентным   по   всем   предметам   и   в дальнейшем   в   жизни,   человек   должен   читать   120­150   слов   в   минуту.   Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.  Неудивительно,   что   проблема   обучения   чтению   становится   наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.  ФГОС ООО среди метапредметных результатов выделяет   смысловое чтение. Предметные результаты освоения ООО тоже должны обеспечивать по литературе   «воспитание   квалифицированного   читателя»,   по   истории «развитие   умений   искать,   анализировать,   сопоставлять   и   оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого   и   настоящего,   способностей   определять   и   аргументировать   свое отношение к ней, по географии «овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации», по математике «развитие умения работать с учебным математическим текстом» и т.п.  Итак, что же такое смысловое чтение?  Российский   психолог   и   лингвист,   доктор   психологических   и филологических наукА.А. Леонтьев дает такое определение: «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ   ­     процесс   восприятия   графически   оформленной   текстовой информации   и   ее   переработки   в   личностно­смысловые   установки   в соответствии с коммуникативно­познавательной задачей».  Известно, что механизм процесса чтения представляет собой единство двух   звеньев:   перцептивного   (зрительного   и   смыслового   (понимания). Зрительная   периферия,   как   следует   из   многих   экспериментальных   и теоретических работ, во время фиксации глаза на строке получает некоторое количество информации. Оно должно быть необходимым для обработки ее мозгом за определенное время до следующей зрительной фиксации.  «Чтение есть процесс извлечения информации и мыслительный процесс, а   оптический   компонент   является   лишь   средством,   их   обеспечивающим. Движение глаз не определяет чтение, а отражает процесс чтения».  Остановимся   на   интерактивной   модели   понимания   при   чтении. Читающий человек получает определенное количество информации, на основе которой он может построить гипотезу относительно смысла читаемого, так как ведущим механизмом, связывающим перцептивное и смысловое звенья в единое целое, является механизм вероятностного прогнозирования. Общее   количество   зрительных   фиксаций   на   строку   текста свидетельствует о величине единицы узнавания, длительность фиксации ­ о скорости   узнавания,   наличие   или   отсутствие   регрессивных   движений   и   их место – о точности узнавания и плавности чтения. Хороший чтец делает 3­5 фиксаций на строку печатного текста. Выдвинув   гипотезу   о   возможном   смысле   полученной   информации, читатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией. Во втором случае   читатель   возвращается   глазами   к   предшествующей   части   текста,   и тогда наблюдаются регрессивные движения глаз. Чем меньше регрессивных движений, тем более плавно протекает процесс чтения. Чем богаче прошлый, в том числе читательский, опыт человека, чем шире и глубже знание предмета текста,   чем   богаче   словарный   запас,   тембыстрее,   легче   и   лучше   человек читает и понимает текст. Однако два читателя никогда не поймут один и тот же текст одинаково, так как сами они разные, условия, в которых они читают, разные и стратегии, которыми они пользуются, тоже разные.    Интерактивная   модель   понимания   текста   показывает,   что   понять авторский текст (Т1) – это значит, по сути говоря, создать свой собственный (Т2). Создание , конструирование такого текста зависит от четырех условий: читательского   опыта   и   знаний,   характеристики   текста,   характеристики обучающего   контекста   (цель,   задания   чтения)   и   используемых   стратегий чтения. Представим   это  на  схеме, известной  под  названием  «Треугольник  Д. Кука».  Стратегия понимания текста Обучающий                                                        Текст контекст ЧИТАТЕЛЬ Читатель.  Интерактивная   модель   обучения   чтению   опирается   не   только   на полученные   навыки   и   умения   чтения,   но   и   на   субъективно­читательские характеристики   читателя.   Для   чтения   важны   знания   и   предшествующий читательский   опыт,   сформированность   и   богатство   лексикона,   мотивация, цели и установки чтения.          Текст. Для понимания текста большое значение имеет ряд характеристик. К наиболее   важным   из   них   относятся   содержание   текста   и   те   понятия, концепты, которые это содержание определяют. Логико­смысловая структура текста (его вид, тип, фрейм (фрейм – это способ организации представлений, хранимых   в   памяти),   организация   (формат),   его   читабельность   также являются   значимыми   характеристиками   для   понимания.   (Читабельность   – соответствие уровня трудности текста уровню знаний и умений читателя).  Длина   предложений,   формулирования   мысли (комплексированность по И.А. Зимней), выбор и подбор слов, организация абзацев и плотность основных мыслей, фреймы текстов – все это определяет приемы   и   стратегии,   который   читатель   будет   использовать   для   чтения   и   точность понимания текста. Инструкция по работе с текстом также крайне важна для обучения его пониманию. Обучающий контекст.   Организация   условий   для   чтения   важна   как   для   осмысления   самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания. Время суток,   место   деятельности   чтения   (учебное   заведение,   дом,   библиотека), уровень шума, освещение, место чтения (стол, диван, кресло), позиция (сидя, лежа,   стоя),   возможность   помощи   (учитель,   библиотекарь,   родитель)   и использование информационных ресурсов (справочники, словари, Интернет), полученное   задание,   организация   работы   (самостоятельная,   парная, групповая),   ожидаемый   результат   и   форма   представления   результата (пересказ,   обсуждение,   проект,   сочинение)   –   все   это   имеет   значение   для понимания текста.   А   одним   из   путей   развития   читательской   грамотности   является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса (70­е гг.). Основополагающим   для   всех   последующих   работ   стало   самое   общее определение Дж.Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения   и   использования   информации,   служащий   достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам»   (1977).   Учебные   стратегии   –   это   набор   действий,   которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее,   результативнее,   быстрее,   приятнее,   нацелить   и   приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В  случае успеха учащийся запоминает     способы   своего   действия,   операции,   используемые   ресурсы, переносит   стратегию   в   другие   ситуации,   делает   ее   универсальной.   Число стратегий   и   частота   их   использования   индивидуальны.   Индивидуальная ценность   стратегии   осознается   личностью.   Таким   образом,   стратегия   (в обучении)   –   это   в   первую   очередь   систематизированный   план,   программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные   комбинации   приемов,   которые   используют   учащиеся   для восприятия   графически   оформленной   текстовой   информации   и   ее переработки   в   личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с коммуникативно­познавательной задачей.  Сущность понятия   заключается в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Коллективу   лицея   более   близка   типология   Н.Н.   Сметанниковой.   По Н.Н.   Сметанниковой,   стратегия   чтения   –   это   путь,   программа   действий читателя при обработке различной информации текста. Стратегия может включать ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается каждым   читателем   под   конкретную   цель   чтения   и   конкретный   текст   при работе в определенном учебном контексте. Для   того,   чтобы   выбрать   стратегию,   максимально   эффективнуюдля сегодняшней   ситуации,   читатель   должен   обладать   определенным   набором стратегий.  Выбор  прежде  всего  определяется  читательским  видением  цели своего чтения, знаниями и опытом в области содержание текста и умениями, опытом   использовании   различных   стратегий,   прежде   чем   поймет,   каким образом   ему   удобнее   и   результативнее   работать   с   текстом   определенного типа, вида, фрейма. Овладение стратегиями   происходит преимущественно в группах или парах,   что   позволяет   выработать   у   учеников   не     только   речевую,   но   и коммуникативную компетентность. Данная информация   позволяет педагогам лицея при конструировании уроков   на   основе   смыслового   чтения   определить   последовательность действий учителя и ученика, выбрать такой методический инструментарий благодаря которым будет достигнута цель урока, спланировать формируемые УУД.   то составляющие   его   части   будут   в   структуре   всех   универсальных   учебных действий. В сфере личностных УУД будут сформированы:   Поскольку   чтение   является   метапредметным   навыком,  личностная   мотивация   учебной   деятельности;   мотивация   чтения, отношение к себе и к школе; внутренняя позиция школьника; В сфере развития познавательных УУД ученики освоят   основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; научатся:  использовать   знако­символические   средства,   в   том   числе   овладеют действием моделирования;  овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач;  у них формируется логическое и абстрактное мышление, оперативная память,   творческое   воображение,   концентрация   внимания,   объем словаря.  В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:  учитывать позицию собеседника (партнера);  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;  адекватно передавать информацию;  отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. В   сфере   регулятивных   УУД   ученики   смогут   овладеть   всеми   типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и   задачу,   планировать   её   реализацию,   в   том   числе   во   внутреннем   плане, контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить   соответствующие коррективы в их выполнение. Проведя анализ,  выделяем современные педагогические технологии, способствующие формированию основ смыслового чтения: среди них   Технология   продуктивного   чтения,   или   технология   формирования правильного типа читательской деятельности;  Технология критического мышления через чтение и письмо;  Технология кейс­стади;  Технология «Дебаты»  Кроме того при конструировании урока учитель должен быть вооружен набором   стратегий   читательской   деятельности,   которые   изучены педагогическим   коллективом   в   процессе   организации   внутрилицейского повышения квалификации. Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое   явление   в   работе   учителя.   Их   появление   связано   со   сменой педагогических   концепций   по   обучению   чтению,   внедрением   в   практику обучения   теории   деятельности,   осознанием   важной   роли   ориентировочной основы   для   организации   начала   деятельности.   Если   раньше,   согласно традиционной   методике,   на   этапе   предчтения   текста   давалось   лишь   одно задание   «Прочитайте   текст»,   а   основное   внимание   уделялось   контролю понимания   прочитанного,   то   теперь   мы   учителя   пронаблюдали   и   сделали выводы, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать и выше достигаемый им результат. Сказанное можно представить в виде рисунка:  Традиционная методика              Инновационная методика Предтекстовые задания Текстовые задания Послетекстовые задания Предтекстовые   ориентировочные   стратегии   нацелены   на   постановку задач   чтения   и,   следовательно,   на   выбор   вида   чтения,   актуализацию предшествующих   знаний   и   опыта,   понятий   и   словаря   текста,   а   также   на создание мотивации к чтению. Н.Н.Сметанникова выделяет следующие  Стратегии предтекстовой деятельности:  «Глоссарий»;  «Мозговой штурм»;  «Ориентиры предвосхищения»;  «Батарея вопросов»;  «Предваряющие вопросы»;  «Рассечение вопроса»;  припоминание важной информации;  использование предварительных организаторов чтения;  просмотр заголовка и подзаголовков и др. Текстовая деятельность чтеца предполагает   выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение;   контекстуальная и смысловая догадка;  мониторинг чтения, т.е. постановка и ответы на вопросы Текстовые стратегии:   «Чтение в кружок»;  Чтение про себя с вопросами;  Чтение про себя с остановками»;  Чтение про себя с пометками, Текстовые стратегии  для работы с информационными текстами:  информационная карточка;   чтение с пометками;   море вопросов;   карта определения;   пирамида фактов;   кольца Венна. Текстовые стратегии  для работы с художественными текстами:  картарассказа;  пирамида рассказа;  деревовопросов;  моревопросов;  сжатиетекста;  аннотация;  краткийпересказ;  пересказ. К послетекстовой деятельности относится:  обдумывание текста и выполнение задания (репродуктивного,  продуктивного, коммуникативного или творческого);  задание может носить познавательный, учебный или практически­ прикладной характер. Стратегии постчтения  «Отношения между вопросом и ответом»;  «Вопросы после текста»;  «Тайм­аут»;  «Проверочный лист»;  стратегия воспроизведения текста в форме краткого изложения  без изменения структуры текста и с изменением его;  аннотация;  реферат;  резюме;  выделение важного, обобщение, констатация значимости;  трансформация текста в другую литературную или внетекстовую  форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн,  биографическое творчество, иллюстрация, схема, таблица и др.);  ведение журнала чтения и читательских реакций;  написаниесобственныхтекстов. Как   видите,   некоторые   стратегии   нам   уже   давно   известны.   И   это неслучайно.  Стратегии это часть нашего общего знания: они представляют собой   знание   о   процессах   понимания»   [5].   Последовательное   применение стратегий чтения, а их на сегодняшний день разработано и описано более 100, последовательно  меняет   методику  проведения  урока  и  позволяет   работать как   в   ситуации   «невыполненного   домашнего   задания»   (ведь   невыполнение домашнего   задания   сводит   на   нет   тщательно   подготовленный   урок   и превращает   его   в   лекцию   учителя),   так   и   при   разработке   инновационных уроков,   в   рамках   которых   по­новому   организуется   работа   с   новым материалом. Использование предтекстовых и текстовых стратегий на этапе освоения   нового   позволяет   организовать   работу   с   незнакомым   учащимся текстом,   причем   максимально   дифференцировать,   индивидуализировать   и интенсифицировать   процесс   обучения,   так   как   большая   часть   стратегий предусматривает индивидуальную, парную работу и работу в малых группах. К   сказанному   следует   добавить:   никаких   специальных   текстов   для обучения   стратегиям   не   нужно.   Обучение   стратегиальному   чтению,   как утверждают   исследователи,   наиболее   эффективно,   если   оно   идет   на материале реальных художественных, научно­популярных, учебных текстов, но   при   этом   методика   работы   с   ними   должна   носить   трансактивный   и интерактивный характер.   В заключении хочется сказать, что формирование квалифицированного читателя   и   стратегиального   чтеца   это   двуединая   задача   школьного образования, но решена она может быть только тогда, когда технологиями приобщения к чтению и стратегиями чтения будет владеть любой учитель­ предметник. На нашем семинаре мы сегодня покажем свои первые пробы по применению стратегий смыслового чтения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.            В заключении хочется вспомнить  слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить  и  быть  счастливым, не  овладев математикой.  Но нельзя быть счастливым,   не   умея   читать.   Тот,   кому   недоступно   искусство   чтения   ­ невоспитанный человек, нравственный невежда В. А. Сухомлинский отмечал: “Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Технология смыслового чтения как базовая технология реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017