КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления учащихся
==========================================================
Добрый день, уважаемые коллеги !
Многие из вас работают в школе на протяжении многих лет. И за это время наша система образования претерпела немало изменений. Неизменным осталось только одно: в классе на уроке мы и наши дети, учитель и ученики.
Но современные школьники значительно отличаются от предыдущих поколений. С появлением различных гаджетов и интернета интерес учеников к школьным предметам, к самостоятельному поиску информации снизился.
Перед учителем встаёт вопрос: какими способами привлечь внимание детей?
А начать бы хотелось с китайской народной пословицы:
«Человек может стать умным тремя путями: путем подражания – это самый легкий путь, путем опыта – это самый трудный путь и путем размышления – это самый благородный путь» ( 1 слайд)
Вы давно играли в крестики-нолики? ( 2 слайд)
Знакомо ли вам слово «кроссенс» ?( 3 слайд),(4 слайд)
Этот метод был разработан Сергеем Фединым - писателем,
педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором
технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс»
придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в
переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс
впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «крестики - нолики»( слайд 5)
Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей.
Перед вами один из примеров кроссенса. Уважаемые коллеги, глядя на эти изображения , попробуйте догадаться: какое слово является ключевым.
Совершенно верно, все изображения, представленные перед вами связывает тема «Школа». ( 6 слайд)
7 слайд ( ФГОС)
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающихся изучаемое темы, способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления.
8 слайд Алгоритм создания кроссенса
При создании кроссенса нужно определить общую тему, выбрать 9 изображений, имеющих отношение к теме, найти между ними связь и поместить ключевое изображение в центр (квадрат № 5). Начать разгадывать кроссенс можно с любой узнаваемой картинки, но центральный квадрат итоговый. Центральная картинка, по желанию автора, может быть связана по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Применение кроссенса на уроке разнообразно, и его можно использовать: Слайд 9,10
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке.
Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока.
Для педагога кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученной темы; это возможность показать практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить связь с выбранной профессией.
Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку - кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.
Технология визуализации – это инструмент, который способствует формированию понятийного мышления, лучшему извлечению из памяти знаний, повышению способностей применять знания в новых ситуациях.
Слайд 11
Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:
- отражает глубину понимания учеником заданной темы;
- способствует развитию логического и образного мышления;
- повышает мотивацию;
- развивает способность самовыражения.
Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией
Слайд 12,13
Итак, от теории к практике. Главный смысловой элемент: КНИГА
1. Элементы кроссенса:
1 – первые буквы, написанные рукой ребёнка;
2 – первые сказки, прочитанные с мамой;
3 – любимые герои русских народных и литературных сказок;
4 – известный художник-иллюстратор Евгений Михайлович Рачев;
5 – чистый лист бумаги, на котором вскоре появится текст произведения ;
6 – «И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» (А.С. Пушкин);
7 –«минута,.. и стихи свободно потекут» (А.С. Пушкин);
8 – известные русские писатели и поэты, чьи книги известны во всём мире;
9 – КНИГА, созданная писателем, поэтом.
Созданный кроссенс можно предложить на вступительном уроке литературы в начале учебного года
Теперь давайте посмотрим каким образом действует технология кроссенс на уроках литературы.
Слайд 14
Попробуйте определить тему урока. (Летописи)
Таким образом, с помощью данного кроссенса дети самостоятельно формулируют тему урока.
Слайд 15( пословица)
Слайд 16( «Кладовая солнца»)
Слайд 17( Толстой) Слайд 18 Крылов)
Таким же образом можно создать кроссенс для урока русского языка.Кроссенс (фразеологизмы)слайд 19,20
:Кроссенс (антонимы)слайд 21 ,22(глагол)
Таким образом, уважаемые коллеги, мы с вами познакомились с технологией кроссенс. Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
Слайд 23
Научность: имеет научное обоснование;
Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.
А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
При
оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
- Конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные
образы использованы тем лучше! Когда образы на изображениях просты и
логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае
правильный ответ один и тематика конкретна.
- Всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях
детей связи в ассоциациях, тем лучше.
- Полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны
ассоциативными рядами?
- Краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее
короткий ассоциативный ряд.
- Красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует: Слайд 24
- развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения;
- проявлению нестандартного мышления и креативности;
- развитию коммуникативных и регулятивных умений;
- формированию навыков работы с информацией;
- повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.
Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
Поэтому кроссенс – головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадки, ребуса, головоломки. Кроссенс является прекрасным средством развития логического и творческого мышления обучающихся.
Развивающий метод “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни
+++++++++
Работа с учениками основанная на поиске ассоциативных связей, при помощи которых можно развивать творческое воображение Этот прием называется «биномом фантазии» – пользуясь им, например, можно найти связи между понятиями «холодильник» и «голова». Оказалось, что у них много общего: и то, и другое предназначено для хранения, внутри холодильника бежит электроток, а внутри головы – мысли, к обоим понятиям применим глагол «гудеть». «Бином фантазии» помогает развить в учениках такое важное качество, как умение мыслить креативно
Итог Таким образом цель кроссенса, не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска и потенциала ученика.
Слайд( Учитель)25
Слайд 26,здоровье)27,28,29
Я благодарю вас за внимание. … Стать творцом,
умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры, – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?
Пересекайтесь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.