Колычева Ирина Алексеевна, учитель - логопед МКОУ «Рыбинская СОШ №7», с. Рыбное, Рыбинского района Красноярского края.
В статье описан личный опыт работы по созданию и применению авторского дидактического пособия «Волшебный куб» для детей с речевыми нарушениями. Статья будет интересна родителям, учителям - логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям коррекционных специальных детских садов, школ.
Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок».
В.А.Сухомлинский. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребѐнка играет сформированная мелкая моторика.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники и младшие школьники с речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности.
Современные дети активно поглощают информацию с экранов телевизора, компьютера, а суть проблемы кроется именно в том, что дети очень редко делают что – то своими руками. Умея оперировать компьютерной мышкой, дети порой не умеют пользоваться ножницами, испытывают трудности при попытке управляться с иглой, пуговицами, крючками, не умеют завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы на одежде и т.д. Поэтому именно в дошкольном возрасте нужно обращать внимание на развитие моторики пальцев и кистей рук.
О необходимости развивать мелкую моторику ребенка сказано и написано немало. Пожалуй, любая мама, педагоги, знают, что слаженная и умелая работа пальчиков ребѐнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Ряд исследований доказано (М.И.Кольцова, Е.И.Исениина, А.В.Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей (Е.М. Мастюкова, Т.Б.
Филичева).
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью изготовления и применения дидактических пособий, способствующих развитию речи у детей с речевыми нарушениями в практике учителей - логопедов с одной стороны, и недостаточной готовностью изготовления данных дидактических пособий педагогами, с другой.
Целью методической разработки является обобщение имеющего опыта по созданию и использованию авторского дидактического пособия "Волшебный куб" для детей с речевыми нарушениями.
Данная цель была реализована путѐм решения следующих задач:
1. Описать технологию создания авторского дидактического пособия «Волшебный куб» для детей с речевыми нарушениями;
2. Разработать методические рекомендации по использованию авторского дидактического пособия "Волшебный куб" для детей с речевыми нарушениями. Новизной данной методической разработки, на наш взгляд, является создание авторского дидактического пособия "Волшебный куб" для детей с речевыми нарушениями, применение которого будет способствовать коррекции речевых нарушений у детей.
Практическая значимость. Дидактическое пособие «Волшебный куб» представляет собой многофункциональное дидактическое пособие для детей 3-7 лет и предназначено как для совместной со взрослыми (в т. ч. учителем – логопедом), так и для самостоятельной игры детьми. При работе с пособием у ребенка с речевыми нарушениями развивается мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас. Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
На всех этапах жизни ребѐнка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3до 9 лет.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазодвигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Учѐные пришли к выводу, что формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребѐнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга и соответственно развивается речевое развитие.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичности и последовательности, сознательности и активности в усвоении, наглядности и учѐта возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевыми нарушениями.
Помочь педагогу, родителям развить мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями могут красивые пособия из магазина, так называемые развивающие
кубы. |
Они вмещает в себя как игровые, так и развивающие функции, бесспорно, |
способные доставить удовольствие ребенку. |
|
Кубы состоят из множества элементов для развития моторики и логики – |
|
"бегающие" бусинки, пересыпающиеся шарики, двигающиеся педали и |
|
шестеренки, отстегивающиеся и пристегивающиеся детали, и многое другое. |
|
Развивающие поверхности могут быть изготовлены в любой цветовой гамме. |
Часто развивающие кубы выполнены из качественного хлопка, наполнитель куба – синтепон или сделаны из качественного яркого пластика. Размеры кубов тоже самые разные. Их можно купить в магазине или заказать через Интернет.
Единственный минус - развивающие кубы стоят довольно таки дорого. А можно их сделать педагогу или маме самостоятельно!
Наверняка ребенку на занятии с учителем - логопедом или просто маме ребенка с речевыми нарушениями понравится играть с чудо - кубиком. Размеры его зависят только от вашего желания повозиться. На матерчатую или вязаную основу нашейте или прикрепите с помощью липучек или крючков изображение домика (или даже нескольких). Главное, что бы у теремка было много окон и дверей. Закрываться они будут на всевозможные застежки. Здесь могут быть и пуговицы с петельками, и крючки, и липучки, и молнии, и ремешки, и шнуркизавязки, и кнопки. Неплохо, если из окошек будут выглядывать жители теремка. Дальше все зависит только от вашей фантазии. В работе можно использовать и ткани разных фактур, и нашить все те же веревочки с узелками и пуговичкибусинки. Можете не сомневаться, сделанный добрыми и любящими мамиными или бабушкиными руками, или педагога, такой кубик станет любимой игрушкой ребенка.
Основные этапы работы Моя деятельность по созданию и использованию «Развивающего куба» состояла из нескольких этапов:
1 этап - диагностический, который включал в себя определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка. Диагностику мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями проводила по методике Н. О. Озерецкого) и тест зрительно-моторной координации Бендера (6–7 лет);
2 этап - подготовительный – создание авторского дидактического пособия «Волшебный куб», подбор упражнений, игр, способствующих развитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями в соответствии с возрастными требованиями.
3 этап – практический (коррекционный) – проведение практических занятий по развитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями с помощью «Волшебного куба».
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный куб» представляет собой шестигранный куб (внутри коробка), снаружи обшитое связанными крючком ковриками из разноцветных ниток. Все 6 сторон «Волшебного куба» представляют собой отдельные пособия для игр. На каждой грани куба имеются различные элементы для развития мелкой моторики в виде молний, кнопок, крючков, пуговиц, пряжек, липучек и т.д., с помощью которых на грань куба крепится «поле» для игры, которое легко снимается и может прикрепиться другая «игра», нужная педагогу. На одной из сторон имеется прозрачный кармашек для размещения в нѐм различных предметных и сюжетных картинок, схем и символов. Картинки могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит в дидактическом пособии заложены большие возможности для его вариативного использования. Многие детали куба сделаны из хозяйственных салфеток для уборки помещений разной структуры и толщины, жесткой щѐтки из губки для мытья посуды. Также были использованы пробки от сока, шнурки, крючки для хозяйственных нужд и т.п. Яркая цветовая гамма «Волшебного куба» помогает запомнить основные и оттеночные цвета.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, при работе с «Волшебным кубом» использую разнообразные приѐмы:
Завязывание и развязывание бантов, узлов;
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; Изготовление бус из разноцветных скрепок.
- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек и т.п.
Для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями с помощью «Волшебного куба» я использовала как приѐмы и некоторые упражнения из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Главное - запомнить очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отработка навыков освоения движений ребенка проходит в оптимальном именно для него режиме.
В основу своей работы с кубом я положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и чѐтче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Основные педагогические задачи, решаемые в ходе работы с
При работе с «Волшебным кубом» я поставила перед собой следующие задачи: улучшить координацию движений пальцев рук у детей с речевыми нарушениями;
сформировать навыки самообслуживания.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые можно организовать с помощью авторского многофункционального дидактического пособия
«Волшебный куб».
1. Развитие мелкой моторики рук
Детям предлагается помочь мальчику Ване или девочке Даше собраться в поход. Детям объясняется, что Ване и Даше предстоит поднятие в гору с помощью крепкой веревки, которую учитель - логопед предлагает детям сделать самим с помощью застежек от упаковки (я использовала пластмассовые застѐжки от упаковки от стеклянных шариков марблз). Дети «собирают веревку». Также дети тренируются в этой игре застѐгивать замок, пряжки, липучки, заплетают
«косички» и т.д.
Игра представляет собой полянку с фруктовым деревом, под которым находится ѐжик. Над яркой полянкой летают бабочки (одна из них на липучке, а другие представляют собой приколки, которые легко крепятся на панно). Можно предложить детям помочь ѐжику собрать яблоки и п2поцмать» бабочек. Или предложить составить рассказ про ѐжика, добавляя, если есть необходимость, нужных героев и т.п. Все детали игры съѐмные, крепятся к панно на липучки.
Следующая грань «Волшебного куба» представляет собой разборный домик с «секретом». Все детали дома съѐмные и представляют собой «мозаику», которую нужно собрать (ребенку даются детали и предлагается задание «Собрать домик»). Но прежде чем его можно будет собрать, нужно открыть дверь. Ребѐнку предлагается открыть замок (открутить крышечку). Когда домик собран, ребенку даѐтся ещѐ одно задание «Затопить печку», т.е. тоже открутить крышечку. В награду в конце занятия, ребенку предлагается открыть окошечко с «сюрпризом», который может педагог придумать по своему усмотрению. «Игра» крепится на панно с помощью кнопок, все детали съемные и при желании можно на этой грани организовать другую игру. Детали домика также выполнены из разных по структуре и цвету салфеток, окно - липучка от бигуди.
На данной грани «Волшебного куба» детям предлагается помочь «проложить дорожку» от девочки к бабочке или от бабочки к бабочке и т.п. С помощью крючков, вставленных в панно куба и шнурков, можно использовать нанизанные на веревочку, толстую леску крупные пуговицы, бусины, «дети прокладывают дорожки» к бабочкам, девочкам (я использую магазинные крючки с забавными героями, можно использовать других героев) прикрепленных на липучки, за счѐт чего они держатся на панно. С помощью данного панно можно автоматизировать звуки в речи.
На данной грани «Волшебного куба» представлено панно с морским сюжетом. Ребѐнку можно предложить собрать из частей кораблик, или поднять парус на корабле. Можно «поймать» черепашку (пристѐгнута к панно с помощью пуговицы; или «собрать» остров).
2. Развитие пространственного восприятия
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться в пространстве, закрепление понятий: вверху, внизу, справа, слева, в центре.
Оборудование: панно, пчелки – фишки.
Ребѐнку предлагается посадить бабочку в правый верхний угол, или левый нижний угол и т.д. Можно добавить цветочки «Посадить бабочку на цветочек в правый нижний угол» и т.п.
Можно вместо бабочек использовать геометрические фигуры и поиграть в игру.
Цели: развитие пространственных ориентировок, закрепление знаний геометрических форм, понятий: вверху, внизу, справа, слева, в центре. Закрепление знаний цвета, формы Что бывает такого цвета?
Цель: закрепление знаний основных и оттеночных цветов.
Оборудование: цветные фишки.
Что бывает такой формы?
Цели: закрепление знания геометрических форм, развитие словарного запаса, обучение выделению по форме конкретных предметов из окружающей обстановки. Оборудование: геометрические фигуры.
Для данных целей используются различные сюжетные картинки, размещѐнные на ковриках.
В данном случае используются специальные задания сюрпризы, размещѐнные в кармашках ковриков.
«Кто как голос подает, передвигается, защищается?» Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Оборудование: предметные картинки (можно использовать силуэты животных вырезанных из бумаги и заламинированных): кошка мяукает, мурлычет; бежит, идет, крадется и т.п.
«Сколько?» (Назови предмет столько же раз).
Цель: упражнение на согласование числительного с существительным.
Оборудование: определѐнное количество предметов, предметная картинка с цифрой (одна бабочка, 2 бабочки и т.д.).
4. Развитие зрительного восприятия «Узнай силуэт» Цель: развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: силуэтные картинки диких и домашних животных, вырезанных из бумаги и заламинированных или из хозяйственных салфеток, силуэты можно сделать с помощью трафаретов и т.д.
Цели: обучение придумыванию поучительных и развлекательных историй, развитие связной речи, фантазии и воображения, моделирование желательного поведения, эмоционального раскрепощение.
Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, зверей, предметов.
По ходу занятия с детьми я комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Условия эффективного использования авторского дидактического пособия
1. Соблюдение системы правил как условий эффективного использования данного дидактического пособия.
В работе по развитию мелкой моторики важно придерживаться следующих правил:
- задание необходимо подбирать с учѐтом их постепенно возрастающей сложности.
- важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- работу следует проводить регулярно, систематически.
- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- важно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
2. Взаимодействие с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей с речевыми нарушениями, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
Ø специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
Ø обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
Ø формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Предложенное нами авторское дидактическое пособие "Волшебный куб", можно использовать как один из способов в системе работы по коррекции речевых нарушений, развитию мелкой моторики пальцев рук, коррекции внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорного и пространственного восприятия, связной речи, способствовать расширению словарного запаса у детей с речевыми нарушениями.
Литература 1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев». – М., Генезис. – 2008. 3. Никишина И.В. Мастер - класс для руководителей и педагогов ДОУ. Система интерактивного обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. –2013.
4. Новиковская О. А. « Ум на кончиках пальцев»- Аст. ОПБ Сова. - 2006.
5. Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников». - АСТМ – 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.