Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе
Оценка 4.6

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Оценка 4.6
Лекции
doc
английский язык +1
Взрослым
22.04.2019
Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе
Истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. Мы с вами живем в интересное время, когда наблюдается
Тогис.doc
«Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе» Истории   мировой   педагогической   мысли   и   практики   обучения   известны   самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и   постепенное   отмирание   отдельных   из   них   связано   с   требованиями   развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. Мы с вами живем в интересное время, когда наблюдается       ускорение темпов развития общества; переход к информационному обществу; рост глобальных проблем; демократизация жизни общества; динамичное развитие экономики; рост значения «человеческого капитала».                Мир   вступает   в   новую   фазу   развития,   переходя   от   индустриального   общества   к постиндустриальному информационному.  В   связи   с   этим   встает   задача     изменения   образовательной   парадигмы.   Школа представляет   по   своей   природе   “дидактическую   машину”   (Коменский),   или   “конвейер знаний”,   планируемый,   управляемый   и   финансируемый   исключительно   централизованно   и сверху”1. На смену идут деятельностные и деятельностно­ценностные технологии, появление которых знаменует рождение пятого поколения образовательных технологий.  Задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, но на организации учебно­воспитательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя.  1Пинский А. Унижение паче гордыни // Народное образование. — 2002. — №8. — С.27­38. Еще Футуршок говорил: «Неграмотным человеком  завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Поэтому современное образование ставит перед собой следующие цели:     Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации Формирование высокого уровня правовой культуры Воспитание толерантности Развитие способности к созидательной  деятельности В   достижении   поставленных   целей   в   практике   преподавания   физики   присутствуют следующие противоречия:  1.   Очевидное   требование   общества   гуманизировать   образование   и   технологическая необеспеченность этого процесса; 2.   Стремление   к   выстраиванию   субъект   ­   субъектных   отношений   и   традиционным авторитаризмом учителей; 3. Изменение способа восприятия, потребность учащихся в визуальной информации и зрительной стимуляции и её недостаточность в образовательном процессе. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности учебно­воспитательных занятий.  Первое,   что   предстоит   сделать­увеличить   удельный   вес   самостоятельной   работы учащихся;  второе  –   требуется   увеличить   время   на   отработку   знаний;  третье  –   нужно расширить тематический диапазона каждого занятия: не всегда оправдано дробление учебной темы. Взвесив  все   эти  обстоятельства,  я  пришла  к  убеждению,   что  темы   нужно  изучать  в направлении не от частного к общему, а, наоборот, от общего к частному. Чтобы   наглядно   проиллюстрировать   мою   модель,   давайте   представим   себя   в художественной мастерской. Просторный, светлый,  уютный зал. Художник демонстрирует свое полотно, но не полностью,  целиком, а фрагментами. Вряд ли мы что­то поймем. Мы не увидим красоты картины, не уловим замысла художника. Вот так и на уроке: дробя материал, ребенок мало что понимает, ему трудно связать эти фрагменты. Я показываю картину детям полностью,  но картину незавершенную, не раскрашенную   (только наброски). Тем самым я даю возможность ученикам самостоятельно закончить ее, внести в эту работу свои краски, свои   оттенки,   свое   настроение.  Работать   в   своем   ритме,   выстраивая   индивидуальную образовательную   траекторию   обучения.   Итогом   такой   работы     будет   сформированная физическая картина мира,  как законченное художественное произведение. Еще Руссо говорил: Час работы научит большему, чем день объяснения».  Воплотить   в   жизнь   эту   идею     мне   помогает   технология   ТОГИС   –   технология образования в глобальном информационном сообществе,  автором которой является доктор педагогических наук Гузеев Вячеслав Валерьянович. Характеристические параметры технологии:   технологические целевые установки: деятельностно­ценностные,   основная структурная единица: блок уроков,   преобладающие методы обучения: эвристический, проблемный, модельный,  преобладающие   организационные   формы   обучения:   практикум,   семинар­практикум, коррекция   типовые средства обучения: информационные и коммуникационные сети компьютеров,  ресурсная база: интернет, библиотека,  Данная технология осуществляется в следующих направлениях:   привитие   навыков   научного   исследования,  организации   эффективного   поиска необходимой   информации   с   использованием   современных   компьютерных   и телекоммуникационных средств;   генерирование   способов   решения   проблемной   задачи;   рефлексия   проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы  с имеющимися достижениями общественного развития.  Функции преподавателя в ТОГИС не являются информационными и надзирательскими. Это –   постановка целей и планирование результатов,   организация деятельности обучающихся,  управление   ею   и   экспертиза   полученных   результатов   на   предмет   соответствия планировавшимся.  Перейдем к более подробному описанию технологии. Структура технологического процесса Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса. Изучение очередной темы начинается   с   вводного   повторения   (ВП),   проводимого   обычно   в   форме   лекции. Виды лекций:  Лекция по принципу обратной связи;     Комбинированная; Проблемная; Лекция­провокация;  Лекция с применением игровых форм.   После  вводного  повторения изучение  нового материала   строится как  коллективное решение познавательных задач (практикум, семинар), данные для которого извлекаются из книг, CD­ROM и информационных сетей – преимущественно, Интернета. Семинары позволяют:  Комплексно применять знания по физике, химии, биологии и т.д.;    Систематизировать фундаментальные понятия, законы, теории; Раскрыть глубокую взаимосвязь явлений различной природы; Формировать единую материальную картину мира.    В   результате   решения   этих   задач   кристаллизуется   фактический   материал,   и акцентируются способы деятельности, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Убедившись  в успешности этого этапа, преподаватель  переходит  к развивающему  дифференцированному  закреплению.   Для этого  решаются задачи  общего, а затем   и   продвинутого   уровня.  В   связи   с   этим   среди   задач   продвинутого   уровня   особое значение имеют задачи, для которых не существует однозначного решения, – отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области. “Спорные вопросы науки создают на уроке ситуацию всеобщего незнания, так как пока нет правильного, заранее известного решения. Значит,   нет   и   страха   идти   на   интеллектуальный   риск,   предлагая   свои   решения   спорного вопроса. Оказываясь  перед  свободным выбором  любой  точки  зрения, ученики  вынуждены проявлять   инициативу   для   обоснования   своего   выбора.   Таким   образом,   спорные   вопросы науки   способствуют   развитию   инициативности.   Собственное   мнение   ученика   выступает   в данном случае как продукт интеллектуальной самостоятельности” . В   процессе   работы   создаются   группы.   Они   динамичны,   их   состав   определяется результатами мониторинга успешности, время существования каждой группы определяется потребностями   для   решения   и   обсуждения   задачи.   Если   в  обычной   образовательной технологии задачи нужны для закрепления знаний и умений, то в технологии ТОГИС  сами знания и умения являются результатом деятельности по решению задач. В этом проявляется фундаментальное различие традиционного и инновационного подходов к обучению. Очевидно при   этом,   что   разные   обучающиеся   окажутся   на   разных   достигнутых   уровнях   с   разными наборами   решенных   деятельностно­ценностных   задач,   что   и   позволяет   признать   реальное существование   индивидуальных   образовательных   траекторий   с   общим   содержательным ядром.   Легко   заметить,   что   главным   элементом   блока   уроков   является   развивающее дифференцированное закрепление.  Внеклассная работа очень продуктивно вписывается в эту технологию. Она является достаточно   эффективным   способом   знакомства   учащихся   с   достижениями   современной науки,   с   ее   теорией   и   практическим   применением   полученных   знаний.   Во­первых,   темы мероприятий,   как   правило,   не   ограничиваются   рамками   одного   стандартного   урока,   она гораздо шире и глубже. Во­вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так   это   возможность   создания   групп   по   интересам,   воспитание   взаимоподдержки   и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение   информационного   пространства   за   его   рамки   (развитие   навыков   поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности.  Саратовским   региональным   общественным   фондом   «Поддержка   и   развитие довузовского образования СГТУ»  на базе нашей школы  был создан филиал Регионального центра.   Его   работа   направленна   на   выявление   в   школах   старшеклассников,   склонных   к научно­ техническому и инженерному творчеству, формирование у них позитивного мнения о высокой роли и перспективности творческой работы в научно­технической сфере и создание потенциала   для   их   дальнейшего   обучения   на   инженерных   направлениях   высшего профессионального   образования.  В   рамках   данного   проекта   СГТУ   имени   Гагарина   Ю.А. проводил:  региональный   творческий   конкурс   естественнонаучных   и   технических   проектов школьников.   междисциплинарная   олимпиада   среди   школьников   по   физике   и   математике   с элементами инженерных расчетов  Всероссийская   научно­исследовательская   конференция   старшеклассников   «В   науку первые шаги».   В   рамках   конференции   состоялось   торжественное   награждение   учащихся   школ Саратовской области ­ победителей Регионального творческого конкурса естественнонаучных и технических проектов школьников, а так же победителей междисциплинарной олимпиады. Наши   ребята   получили   грамоты   и   ценные   подарки.   Для   победителей   была   организована экскурсия по институту, где учащимся показали библиотеку, лаборатории, спортивный зал, тир, столовую. Таким образом, оптимальное сочетание классной и внеурочной работы обеспечивают учащимся прочное овладение содержанием физического образования, способствует развитию креативных   способностей   учащихся.  Как   следствие,   наблюдается   повышение   интереса   к изучению физики. В результате мои ученики ежегодно поступают в высшие учебные заведения области и региона на факультеты с естественно­математическим уклоном, активно участвуют в олимпиадах и занимают призовые места.

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе

Технология ТОГИС – технология образования в глобальном информационном сообществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019