Технологияорганизации групповой работы в начальной школе
Оценка 4.8

Технологияорганизации групповой работы в начальной школе

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
преподавание
1 кл—5 кл
03.03.2020
Технологияорганизации групповой работы в начальной  школе
В данном материале содержатся простые и эффективные работы в группах школьников
Технология организации групповой работы в начальной школе.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»

396330, Воронежская обл., Новоусманский район, п. Воля, ул. Садовая, д. 61а

Тлф./Факс 8(47341)3-51-96 E-mail - tresvyatskaya@yandex.ru

 

 

 

 

 

Тема: Технология организации групповой работы в начальной школе

 

 

 

 

Подготовила

Волкова Елена Александровна

Учитель высшей категории

 

 

 

 

 

Основная задача образования по ФГОС нового поколения — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.

Развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.  А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1.    Активизация познавательной деятельности.

2.    Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.    Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4.    Совершенствование межличностных отношений в классе.

Образование групп.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы оптимальным считается группа в количестве 4-5 человек.

 

Как объединять детей в группы?

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5)      Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7)      Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

8)      Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав надолго тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

 

 Деятельность учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами:

1.    организует

2.     контролирует

  1. предлагает участникам разные варианты решений

4.    выступает в роли наставника или источника информации

5.    оценивает работу учеников.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

·         сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

·         воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

·         уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

·         исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

·         оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

·         нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

·         нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

·         не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

·         и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:

·         Работа в парах.

·         Мозговой штурм. (Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.)

 

·         Игра «Продолжи». (Основана на выполнении заданий разного рода «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, сказки на уроках литературного чтения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

 

·         Охота за сокровищами. (Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.)

 

·         Снежный ком. (Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.)

 

·         Мозаичная группа, или пазлы. (Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.)

 

·         Прием «Зигзаг». (Метод пилы). (Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

 

Правила или нормы работы в паре/группе

Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

 

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

    Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

    Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

 

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

Плюсы:

1.    Повышается учебная и познавательная мотивация.

2.    Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.    В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.    Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1.    Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2.    Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.    При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4.    Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5.    В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

 

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

·         нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

·         следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

·         групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

·         нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

·         нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Литература о групповой работе:

         Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.

         Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.

         Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,   № 10

         Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988

         Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Основная задача образования по

Основная задача образования по

Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей

Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей

Виды групповой работы. Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе: ·

Виды групповой работы. Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе: ·

Прием «Зигзаг». (Метод пилы). (Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

Прием «Зигзаг». (Метод пилы). (Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020