Текст
Когда мы передаём кому-то свои мысли, мы составляем текст.
Текстом называются связанные друг с другом по смыслу предложения.
Существуют различные типы текстов.
Научный текст
Текст, который вводит нас в мир определённой науки, называется научным. В нем обязательно присутствуют термины. Термин – это специальное слово (или сочетание слов), которое является принятым и понятным в определённой области науки, техники, искусства и т. д. Например, к терминам русского языка относятся такие слова: антоним, безударные гласные, гласные звуки, имя существительное, имя числительное, корень слова, местоимение и другие.
Нужно запоминать и понимать термины, следить за связью слов в предложении и предложений друг с другом.
Учебный текст
Это тоже научный текст. Из него мы узнаём научную информацию.
1. Прочитайте текст. Какие термины в нём встречаются? О чём говорится в этом тексте?
Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, тесно связанных по смыслу и интонации, называется сложным.
Простые предложения в сложном могут соединяться интонацией или союзами.
Союз – служебная часть речи, которая связывает члены предложения и части сложного предложения.
(Полякова, А. В. Русский язык: учебник для 4 класса начальной школы: в 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2003. – С. 4, 7.)
2. Прочитайте учебно-научные тексты. О чём говорится в каждом из них? Выделите термины. Как вы их понимаете?
Всё, что нас окружает, называют телами. Солнце, звёзды, камни, облака – тела неживой природы. Человек, растения, грибы, бактерии – тела живой природы.
(Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2002. – С. 8.)
Животные – часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. Всё в природе взаимосвязанно. (Там же. С. 63.)
Рыбы – позвоночные животные, т. е. их тело имеет позвоночник. Скелет и его основная часть – позвоночник – очень важны для организма, так как являются его опорой и защищают внутренние органы от механических повреждений. (Там же. С. 69.)
Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова. Это – основное орфографическое правило.
(Репкин, В. В. Русский язык: в 2 ч. – Ч. 1.: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – С. 13.)
Художественный текст
Художественный текст заставляет думать о прочитанном, чувствовать, переживать. Если научный текст содержит одинаковый для всех смысл, то художественный текст, хотя и включает общую для всех информацию, каждым читателем прочитывается по-своему. Это зависит от его опыта, знаний, способности сочувствовать, сопереживать. Обращаясь к языку, в таких текстах поэт, писатель создают художественные образы.
3. Прочитайте тексты. О чём в них говорится?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин. Зимнее утро
Как описываются поэтом осень и зима? Какими вы представляете эти времена года, читая стихи А. С. Пушкина?
Восхищаясь языком А. С. Пушкина, В. Г. Белинский писал:
«И что же это за стих! ...Всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны; тягок и густ, как смола; ярок, как молния; прозрачен и чист, как кристалл; душист и благовонен, как весна; крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нём и обольстительная, невыразимая прелесть, и грация, в нём ослепительный блеск и кроткая влажность, в нём всё богатство мелодии и гармония языка и ритма ...»
С помощью каких слов В. Г. Белинский высказывает восхищение поэзией А. С. Пушкина? А если прочитать этот текст без них? Какие сравнения помогают охарактеризовать стихи поэта?
4. Сравните описание берёзы в научном и в художественном текстах. Чем оно отличается?
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились листья
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. А. Есенин
Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)
Деловой текст
Деловой текст содержит информацию, помогающую регулировать различные отношения между людьми.
Примерами делового текста являются объявления, афиши и т. д. Это тексты, из которых мы узнаём о месте, времени проведения какого-либо мероприятия. Такие тексты дают необходимую информацию, помогающую ориентироваться в окружающей обстановке.
5. Прочитайте объявления. Что вы из них узнали?
Составьте объявление о забытых вами вещах (книге, шарфе, шапке и т. д.). Укажите в нём признаки забытых вещей и адрес, куда можно сообщить о найденном.
Текст имеет свою тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. У разных текстов может быть одна тема.
6. Определите тему стихотворения С. А. Есенина и словарной статьи, приведённых в упражнении 4.
Текст имеет или может иметь заглавие (заголовок). Заглавие часто указывает на тему текста.
Заголовок – окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и подумай: что тебя ждёт?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
«Напоминалка»
7. Прочитайте текст.
Аист и соловей
Сказка
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке.
Тогда птицы послали к нему аиста и соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
– Эй, старикан! Ну-ка научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
– Надо делать вот так.
– Всё ясно! – обрадовался аист. – Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
– Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
(Берестов, В. Мастер Птица. – М.: Детская литература, 1965.)
Почему текст называется «Аист и соловей»? О ком говорится в тексте? Обратите внимание на слова, которые характеризуют действия аиста и соловья. С помощью каких слов-определений даётся характеристика соловью?
8. Прочитайте стихотворение.
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины!
Умолкли птиц живые голоса,
Безмолвен лес, беззвучны небеса.
Е. Баратынский
О чём говорится в стихотворении? Определите его тему. Озаглавьте стихотворение.
Тексты состоят из предложений. Каждое предложение имеет свой смысл. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
Вопросительный знак ставится, когда кто-то кого-то о чём-то спрашивает, задаёт вопрос.
Предложения с восклицательным знаком выражают радость, восторг, взволнованность.
Точка ставится в конце предложения, если вы спокойно рассказываете, сообщаете о чём-либо.
9. Прочитайте стихотворение о знаках препинания в конце предложения.
У последней
Точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура!
– Долой!
– Караул!
– Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак:
– Кто?
– Кого?
– Откуда?
– Как?
А. Шибаев
Ответьте на вопрос: в каких случаях мы ставим точку, вопросительный или восклицательный знаки в конце предложения?
11. Прочитайте стихотворение о точке.
Достойна точка уважения
В конце любого предложения.
Не убежит из книги строчка,
Когда стоит на страже точка...
Пусть точка меньше муравья,
Она помощница твоя.
Дружок, я знаю точно:
Должна быть в каждом деле точка...
М. Пляцковский
Какое место занимает точка в предложении? Как вы понимаете выражение «должна быть в каждом деле точка»?
12. Отгадайте, о каких знаках препинания говорится в загадках.
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
Загораживает
Путь,
Предлагает
Отдохнуть.
А. Шибаев
13. О чём говорится в загадках?
Падают с ветки золотые монетки. (Листья.)
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок, –
Остался стебелёк. (Одуванчик.)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня,
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки.)
Н. Найдёнова
14. О ком говорится в загадке?
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
С Новым годом поздравляя,
Ёлку пышную зажжёт,
Ребятишек забавляя,
Встанет с ними в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья.
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя. (Дед Мороз.)
Н. Найдёнова
15. Сколько предложений в стихотворении? Сколько строк?
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
С. Маршак
Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошёл щеночек,
Попросил кусочек.
Э. Мошковская
Кто не знает дядю Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Стёпа
Был когда-то моряком.
С. Михалков
16. Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Какова тема текста? Озаглавьте текст.
Осень! Глубокая осень. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глубокой деревенской чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их лучи осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых деревьев вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом.
Устлана земля сухими разновидными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов.
С. Аксаков
Диалогические и монологические тексты
Текст существует в двух формах: в форме диалога и в форме монолога. Диалог – это речь двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица.
В диалогическом тексте представлены реплики, принадлежащие разным людям.
Текст монологический – это текст, рассказанный неопределённым лицом или наблюдателем описываемых событий.
17. Прочитайте текст. Диалогический он или монологический?
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада.
– Для кого?
– Для сына моего.
– А много ли прислать?
– Да пудов эдак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький.
К. И. Чуковский
Назовите признаки такого типа текста.
18. Прочитайте стихотворения.
Мы с приятелем
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья –
Куда он,
Туда и я!
Мы имеем по карманам
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжелых пятачка.
С. Михалков
Грипп
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это – грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все меня жалеть.
Я лежу в своей постели –
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу –
Пью солёную микстуру,
Кислой – горло полощу.
С. Михалков
Какие тексты (диалогические или монологические) представляют рассказы мальчиков?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.