Слово – как элемент развития связной речи
в дошкольном и младшем школьном возрасте.
(Выступление на семинаре ДОУ)
Сальникова Валентина Иосифовна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
1 г. Чернушка
январь 2017
Речь – это канал развития интеллекта…
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И.Жиликин, психолог
Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она
имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах.
В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в
первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и
сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения
русскому языку и овладения всеми учебными предметами.
Программа «Истоки» (Авт.: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.)
Основополагающей в создании программы стала теория амплификации (обогащения) детского
развития. В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие словесного творчества
путем составления рассказа по серии сюжетных картин, сочинения сказки с помощью опоры на набор
изображений возможных персонажей (используются характерные сказочные содержательно
тематические единства, типичная композиция и набор стилистических средств).
Программа «Детство» (Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.)
Работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой
деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту
познания.
Программа «Радуга» (Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.)
В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов
высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов
внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор,
фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и антонимических
отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением
прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических.
Метод развития связной речи определяется как способ деятельности педагога и детей,
обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов —
наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы метод наблюдения, экскурсии, осмотры помещений, рассматривание
натуральных предметов., игрушек, картин. Описание этих предметов.
Словесные методы – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть,
пересказ, обобщающая беседа.
Практические методы дидактические игры, игрыдраматизации, инсценировки, дидактические
упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Развитие связной речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости.
Недостаточно обогатить память школьника какимто количеством слов, их сочетаний, предложений.
Развитие связной речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие связной речи
имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые
обеспечиваются соответствующей методикой.
Одной из важнейших линий в развитии связной речи выделяется работа над словом. Слово –
основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.
У ребёнка 67 летнего возраста словарный запас составляет около 14000 слов. Поэтому работе над
словарём придаётся очень большое значение, как в детском саду, так и в школе. Особенность
2 словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит
в том, что она проводится в процессе всей учебновоспитательной деятельности.
Упражнения, способствующие развитию словарного запаса.
1. Дидактическая игра «На что это похоже?»
Задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения предметов,
пополнять словарный запас детей, развивать мыслительные операции.
Материал: набор карточек с различными фигурками.
Руководство: показать картинку и подумать , на что это похоже.
Руль шарик
бублик цветок
колесо семафор
очки стакан
штанга ведро
самокат цветочный горшок
мост лист
радуга капля
гора морковка
В первом классе можно попросить дорисовать картинку до предмета.
2.Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут»
Задача: учить детей расшифровывать слова предложенным способом (выделять первый звук в
слове), развивать мыслительные операции.
Материал: набор карточек с различными фигурками, карточки с изображением девочек и
мальчиков.
Руководство: по картинкам внизу нужно догадаться, как зовут ребят.
Для расшифровки имён предлагаются следующие картинки:
Саша – стол, арбуз, шуба, автобус.
Нина носок, иголка, ножницы, ананас.
Даша – домик, аист, шкаф, астра
Руслан – ручка, утюг, санки, лодка, арбуз, ножик
В первом классе мы просим встать тех, в чьём имени есть тот или иной звук.
3 3 Дидактическая игра «Многозначность слова»
Задача: пополнять словарный запас детей, развивать мыслительные операции.
Руководство: к названному слову добавить нужное слово:
Добрый – день, час, папа, брат, кот.
Стоят – часы, дома, машины, люди.
Бежит – время, мальчик, река, собака.
В первом классе мы определяем значение словосочетаний (прямое или переносное)
4. Дидактическая игра «Кто в домике живёт?»
Задача: расширять словарный запас детей, развивать мыслительные операции.
Материал: набор карточек с буквами – домиками.
Руководство: показать картинку и подумать, кто может жить в этом домике.
В первом классе – селим в домики только одушевлённые или неодушевлённые предметы.
1. Отгадывание загадок, требующих хоровых ответов.
Задача: учить детей мыслить, рассуждать, сопоставлять, пополнять словарный запас.
Материал: загадки
Руководство: загадать загадку, проанализировать ответ.
Не поедет без бензина
Наша умная …. (машина)
Какие виды транспорта вы знаете? И т.д.
Белка с ветки в свой домишко перетаскивала …… (шишки)
Можно ли отличить шишки разных деревьев?
Такого рода загадки часто используются на различных этапах уроках (актуализация знаний,
самоопределение к деятельности, знакомство с новым материалом, закрепление)
2. Дидактическая игра «Найди спрятавшиеся предметы»
Задача: учить детей определять предмет по образу, изображения предметов, пополнять
словарный запас детей, развивать воображение, пространственное представление.
Материал: набор карточек с картинками.
Руководство: показать картинку и определить, какие предметы спрятались.
4 В первом классе такие задания часто предлагаются в рабочих тетрадях на печатной основе.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет
настоящего общения. Современная программа дошкольного и начального обучения предъявляет
высокие требования к речевому развитию школьников. Мы с вами закладываем основы речевого
развития, используя разные приёмы и методы. Но нельзя забывать и о развитии детей в семье.
Предлагаю в качестве методических рекомендаций вопросы для родителей.
Языковое развитие:
1 Может ли ребёнок назвать большинство окружающих его предметов?
2. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли ребёнок объяснить назначение большинства вещей (пылесос, холодильник, щётка и
4. Может ли ребёнок объяснить, где находятся предметы: на…, под…, за…, перед… ?
5. В состоянии ли ребёнок рассказать историю, случай, который произошёл с ним или был им
т.д.)?
увиден?
6. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
7. Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какуюлибо ситуацию?
Зрительные способности.
Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если из предложенных убрать одну из них?
1.
2. Умеет ли ребёнок писать своё имя и ещё 68 простых слов?
3. Способен ли ребёнок разложить по порядку серию из 57 картинок?
4. Может ли он самостоятельно сложить картинку из 15 элементов пазлов?
5. Может ли малыш составить рассказ по картинке, сформировав главную мысль?
Отношение к книге.
1. Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
2. Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
3. Задаёт ли ребёнок вопросы о прочитанном и о других печатных изданиях?
Если среди ответов преобладают положительные, значит Вы на верном пути.
5 Литература:
1 С.Е.Гордеева Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения.
Творческий центр Сфера М. 2011
2 О.С Ушакова Придумай слово. Творческий центр Сфера М.2010
3 Л.А.Головей Развитие личности ребёнка от пяти до семи УФактория Екатеринбург 2005
4 Л.А.Вегнер, О.М.Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. «Просвещение» М 1989
5 Интернет ресурсы.
6
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Текст выступления "слово как элемент развития связной речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.