Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки
Оценка 4.9

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика +1
1 кл—4 кл
01.04.2017
Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки
физ мин.doc
Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, городского округа Орехово–Зуево «Детский дом-школа» Московской области ФИЗМИНУТКИ ФИЗМИНУТКИ на уроках и на динамических переменах в начальных классах В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении  одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения   коры   головного   мозга,   недостаточностью   активного   торможения,   неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное ­ безразличием к учебному процессу. Внедрение в учебный процесс  здоровьесберегающих технологий важно потому, что они: ­ обеспечивают эмоциональный подъём учащихся; ­ снижают уровень тревожности; ­ «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (в то время как  современные методики связаны с перегрузкой левого полушария мозга); ­ облегчают процесс запоминания материала; ­ формируют познавательный интерес к учёбе. С   этой   целью   на   уроках   можно   использовать  физминутки  как   необходимый кратковременный   отдых,   который   снимает   застойные   явления,   вызываемые   продолжительным сидением   за   партой.   Перерыв   в   работе   необходим   для   органов   зрения,   слуха,   мышц   туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей. Физминутки являются обязательными для всех классов начальной школы. Они проводятся в течение 2­3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс включает 3­4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 4­6 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путём произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут выполняться сидя или стоя, вслед за показом или вместе   с   учителем.   Выполняют   упражнения   на   выпрямление   ног   и   туловища,   разведение   плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения   осанки.   Следует   обязательно   выполнять   специальные   упражнения   для   глаз   с   целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться вместе с общеразвивающими. В этом   случае   при   выполнении   общеразвивающих   упражнений,   связанных   с   движениями   рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти. Комплексы   физминуток   подбираются   в   зависимости   от   содержания   учебной   работы   на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Представленные   упражнения     помогают   настраивать   ребят   на   учебную   деятельность, сохраняют зрение, вызывают приятные эмоции.   Упражнения для кистей рук При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития  тонкокоординированных  движений  кистей   рук. У  детей  младшего   школьного  возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой   руки,   эти   мышцы   у   ребенка   к   началу   школьного   обучения   еще   недостаточно   развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг   пальцев   завершается   лишь   в   10­13   лет.   Гигиенические   исследования   подтвердили необходимость   ограничения   письменных   работ   в   1­ом   классе   7­10   минутами   (В.   М.   Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1­го класса — от 3 минут   до   5   минут   20   секунд   (Н.   Н.   Куинджи).   В   4­ом   классе   беспрерывное   письмо   может осуществляться уже в течение 17­20 минут. 2 1. Птичка      Вариант 1     Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает   только   кисть.   Дети   движениями   кисти   вверх­вниз,   влево­вправо   отвечают   на вопросы. — Птичка хочет есть? Движением кисти вверх­вниз дети отвечают: «Да». — Птичка хочет пить? Движением кисти вверх­вниз дети отвечают: «Да». — Птичка хочет спать? Движением кисти влево­вправо дети отвечают: «Нет». — Птичка хочет играть? Движением кисти влево­вправо дети отвечают: «Нет». Вариант 2  Учитель предлагает детям показать, как курочка клюет зернышки.           Вариант 3    Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец руки и мизинец прижаты к ладони.  Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик». 2. Здравствуйте      Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки  большого пальца этой же руки.  Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. 3. Мишка, Снежинки, Зайчик       Все   эти   упражнения   проводятся   по   одному   принципу.   Дети   поочередно   с   разной   силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. «Мишка» — с силой. «Снежинки» — слегка касаясь. «Зайчик» — отрывисто. 4. Лесная история    Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук. — Выбежали зайки на поляну. Прыг­скок, прыг­скок. Отрывистыми   движениями   дети   барабанят   подушечками   пальцев   по   парте,   изображая зайчиков. 3 — Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. Физкультурные минутки в начальной школе Гимнастика для глаз по методу Г.АШичко 1. Пальминг    Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) ­ на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол,   сесть   поудобнее.   Спина   прямая,   голову   не   наклонять.   Под   ладошками   темно.   Можно представить   себе   приятную   картину.   В   какое­то   мгновение   начнет   казаться,   что   кто­то   вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать. 2. Верх ­ вниз, влево ­ вправо    Двигать глазами вверх­вниз, влево ­ вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 3. Круг     Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 4. Квадрат    Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний   —   в   левый   верхний,   в   правый   нижний.   Еще   раз   одновременно   посмотреть   в   углы воображаемого квадрата. 5. Покорчим рожи       Учитель   предлагает   изобразить   мордочки   различных   животных   или   сказочных   персонажей. Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх ­ вниз, потом по кругу в левую   сторону,   в   правую   сторону.     (Затем   изобразить   кикимору,   Бабу­ягу,   бульдога,   волка, мартышку и т. д.) 6. Рисование носом       Детям   нужно   посмотреть   на   табличку   и   запомнить   слово   или   букву.   Затем   закрыть   глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом   выбранный   элемент.   Открыть   глаза,   посмотреть   на   табличку.   (Учитель   может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.) 7. Раскрашивание Учитель   предлагает   детям   закрыть   глаза   и   представить   перед   собой   большой   белый   экран. Необходимо   мысленно   раскрасить   этот   экран   поочередно   любым   цветом:   например,   сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо, не торопясь, не допуская пробелов. 8. Расширение поля зрения    Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с 4 ним   правый   глаз)   в   левую   сторону,   а   левый   пальчик   (и   с   ним   левый   глаз)   в   правую   сторону. Вернуться на свои места. 9. Буратино    Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны  представить, что их носик начинает  расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика. 10. Часики Развести  пальчики  и начать вращать. Левый  пальчик — по часовой стрелке,  а правый ­ против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками.  Потом вращение в обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой руки, а затем — правой. Упражнения для снятия общего и локального утомления Мартышки (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)  Мы ­ веселые мартышки,  Мы играем громко слишком.  Все ногами топаем,  Все руками хлопаем,  Надуваем щечки,  Скачем на носочках.  Дружно прыгнем к потолку,  Пальчик поднесем к виску  И друг другу даже  Язычки покажем!  Шире рот откроем ,  Гримасы все состроим.  Как скажу я слово три,  Все с гримасами замри.  Раз, два, три!  Бабочка  Утром бабочка проснулась,  Улыбнулась, потянулась,  Быстро сделала зарядку:  Лапки вверх, лапки вниз.  На носочки поднялась,  Лапки ставит на бочок.  На носочках  скок – скок – скок,  А затем вприсядку,  Чтоб окрепли лапки. Зайка Зайка серенький сидит  5 И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)  Вот так, вот так  Он ушами шевелит!  Зайке холодно сидеть,  Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)  Вот так, вот так  Надо лапочки погреть!  Зайке холодно стоять,  Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)  Вот так, вот так  Надо зайке поскакать.  Зайку волк испугал!  Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)  Вот мы руки развели,  Словно удивились.  И друг другу до земли  В пояс поклонились!  Наклонились, выпрямились,  Наклонились, выпрямились.  Ниже, ниже, не ленись,  Поклонись и улыбнусь.  Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на  ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.  Физминутки для урока математики (можно выбирать предметы для счета):  Давай присядем столько раз,  Сколько подснежников у нас.  Сколько подснежников у нас,  Столько мы подпрыгнем раз.  Повторяем движения за словами:  Руки кверху поднимаем,  А потом их отпускаем.  А потом их развернем  И к себе скорей прижмем.  А потом быстрей, быстрей  Хлопай, хлопай веселей.  Мы топаем ногами,  Мы хлопаем руками,  Киваем головой.  Мы руки поднимаем,  Мы руки опускаем  И вновь писать начнем.  6 Раз ­ подняться, потянуться,  Два ­ нагнуться, разогнуться,  Три ­ в ладоши, три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре ­ руки шире,  Пять ­ руками помахать,  Шесть ­ на место тихо сесть.  Мы ладонь к глазам приставим,  Ноги крепкие расставим.  Поворачиваясь вправо,  Оглядимся величаво.  И налево надо тоже  Поглядеть из под ладошек.  И – направо! И еще  Через левое плечо!  Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).  Ветер дует нам в лицо,  Закачалось деревцо.  Ветер тише, тише, тише.  Деревцо все выше, выше.  Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и  помогая руками. На словах «тише, тише» ­ присесть. На словах «выше, выше» ­ встать и вытянуть  руки вверх.  Мы поставили пластинку  И выходим на разминку.  Начинаем бег на месте,  Финиш – метров через двести!  Раз­два, раз­два,  Хватит, прибежали,  Потянулись, подышали.  Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и  опустить их через стороны.  Буратино потянулся,  Раз – нагнулся,  Два – нагнулся,  Три – нагнулся.  Руки в сторону развел,  Ключик, видно, не нашел.  Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать.  7 Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения  по тексту. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И опять за парту ­ плюх! В огороде рос подсолнух Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух  С ярко­жёлтой головой. Головою он вертел, Всё увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там Он сейчас расскажет нам.  ­ А теперь все тихо встали… ­ А сейчас мы в лес пойдём…  ­ А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали,  В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок. 8 По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали И дальше пошли.  Мы ногами топ­топ, Мы руками хлоп­хлоп, А потом прыг­скок И ещё разок. А потом вприсядку,  А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова ­ по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три!  Упражнения, корректирующие осанку. 3. В лесу     Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед. Мы шли, шли, шли. Земляничку нашли. Сели, поели и опять пошли.      Упражнение повторяется 3­4 раза, меняются только названия ягод (черничка, голубика, ежевика и т. д.). Мы шли, шли, шли, Наконец, домой пришли.      4. Гуси шипят    Исходное положение (и. п.) — ноги врозь, руки за спину. 1 — наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш­ш­ш». 2 — и. п. 3 — снова наклон, руки в стороны — назад. 4 — и. п. Упражнение повторить 5 раз. 9 5. Оглянись И. п. — ноги слегка расставить, руки за голову. 1­2— поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп». 3­4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 4 раза.      6. Равновесие Учитель   предлагает   детям   проверить   свою   осанку.   Упражнение   может   выполняться   как сидя, так и стоя. Ребенок   садится   прямо,   распрямляет   плечи,   кладет   себе   на   голову   дневник   или   тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти. Дыхательная гимнастика     При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные   игры,   дыхательные   упражнения   способствуют   углублению   дыхания,   развитию   и регуляции   газообмена   на   более   высоком   уровне.   Дыхательные   упражнения   помогают  повысить возбудимость   коры   больших   полушарий   мозга,   активизировать   детей   на  уроке.   Все   упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.         1. Чудо­нос    После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание ... Раз, два, три, четыре — Снова дышим: Глубже, шире.     2. Дыхательная медитация      Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.      3. Охота    Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).     4. Ныряние 10 Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что   больше   не   может   «сидеть   под   водой»,   выныривает.       Упражнение   рекомендуется выполнять   между   различными   дыхательными   комплексами,   чтобы   избежать головокружения.     5. Шарик    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1­8 медленно выдыхают.       6. Паровоз Вариант 1       Учитель   предлагает   сначала   переводить   дыхание   после   каждой   строчки,   затем   через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.                Паровоз кричит:  «Ду­ду­у­у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят:  «Так­так, так­так.  Чуф­чуф, чуф­чуф.   Ш­ш­ш, у­у­у!   Приехали!»   Вариант 2.    Ускорять   речитатив   до   максимального   темпа,   сопровождая   его   ходьбой   на   месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело. Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух. 7. Скороговорки Музыкальные После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе­бе­бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.       Речитатив 11 Нужно   глубоко   вдохнуть   и   произнести   скороговорку   на   одном   дыхании.   Когда   воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал. «На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» Учитель может использовать любую другую скороговорку в соответствии с темой урока.     8. Каша кипит Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.     9. Ветерок Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок). Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).    10. Музыкальный алфавит Упражнение выполняется несколько раз: 1 — дыхание переводим после каждой строчки; 2 — дыхание переводим через строчку. Постепенно произносить алфавит на одном дыхании, желательно под музыку. А,б,в,г,д,е,ё; Ж, з, и, й, к; Л, м, н, о, п, р, с; Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ; Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я! Наизусть весь алфавит знаю я! Подвижные игры на уроках и динамических переменах Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах учителями  начальных классов решаются следующие задачи: ­ создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся; ­ включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в  соответствии с принципами и правилами физического воспитания; ­ добиться оздоровительного и рекреативного эффекта; ­ развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям; ­ обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам. Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и  интересов детей. 12 В содержание динамической перемены входят общеразвиваюшие упражнения, подвижные игры,  эстафеты, элементы спортивных игр (бадминтона, тенниса, баскетбола, волейбола, футбола,  хоккея), езда на велосипедах, ходьба на лыжах, катание на коньках, самостоятельные игры детей. Быстро по местами! Играющие строятся в одну или две колонны и вытягивают руки, касаясь плеч впереди стоящего. По  команде учителя «На прогулку!» ученики расходятся в разные стороны, по команде «Быстро цо  местам!» — строятся в исходное положение, стараясь быстрее занять свое место. Внимание! На слово «Внимание!» учитель показывает любые упражнения, дети должны быстро их повторить. В  конце подвести итоги игры. Например: Внимание! (Руки вверх.) , Внимание! (Руки к плечам.) И вот опять (Хлопок перед собой.) Задание. (Руки на парту.) Внимание! (Встать.) Вызов номеров Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает  детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести  эстафетную палочку и т. д. Замри! Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры,  ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По  команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и  поясницей, мысленно считая до 10­ти, после чего возвращается в свободное положение. Запомни свое место Учитель строит играющих в определенном порядке. Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток,  хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место. Запрещенное движение 13 Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих  упражнений, но одно движение, например «руки за голову», ­ является запрещенным. Это значит,  что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д.  Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков. Исправить осанку! Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие  получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим  сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается  тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду:  «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую  осанку, побеждает. (2 вариант — передача мяча между ног с наклоном туловища вперед.) Лес, болото, море Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек. Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк,  лисица, лось и т. д.). Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо­ влево, держа руки на поясе. Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом». В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д. Летает — не летает Учитель произносит названия предметов, животных и т. д. Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на  месте. Самолет, синица, муха... ­ стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты. Качели, машина... — ходьба на месте. При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... ­ присед. Как говорят части тела? 14 Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое  игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий. ­ Как говорят плечи «Я не знаю»? ­ Как говорит палец «Иди сюда»? ­ Как ноги ребенка требуют «Я хочу»? ­ Как говорит голова «Да» и «Нет»? ­ Как говорит рука «До свидания»? Класс — смирно! Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Учитель проводит комплекс общеразвивающих  упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!»,  «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д. Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых учитель произносит слово  «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны. Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает. Отгадай движение Играющие делятся на две команды. Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они будут  делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе  повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями. Релаксационные упражнения   «Апельсин» Дети сидят на стульях в свободной расслабленной позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны.   Попросите   детей   представить,   что   к   их   правой   руке   подкатили   апельсин.   Пусть   они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно   напряжена   8   –10   сек.).     «Разожмите   кулачок,   откатите   апельсин   (некоторые   дети представляют,   что   они   выжали   сок),   ручка   теплая...   мягкая…отдыхает…).   Затем   апельсин подкатили   к   левой   руке.   И   та   же   процедура   выполняется   с   левой   рукой.   Желательно   делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты). «Сдвинь камень» Дети лежат на парте. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться 15 хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…мягкая…отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой. «Черепаха» Упражнение делается лежа на парте. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря   –   по   желанию   ребенка).   Греет   солнышко,   черепашке   тепло   и   хорошо.   Ручки   и   ножки расслаблены   шейка   мягкая.…   Вдруг   появилась   холодная   туча   и   закрыла   солнышко.   Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, ­ 5 ­10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из­под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).  «Морская звезда» Упражнение выполняется под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить себе место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают то, что им хочется. Продолжительность упражнения 1 ­2 мин. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать. «Снежная баба» Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный­холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Улетел   ветер,   наступило   утро,   выглянуло   солнышко   и   решило   бабу   отогреть.   Стало   солнышко припекать и начала наша снежная баба таять. Сначала стала таять голова (свободно опустить голову) затем и остальные части тела. «Угадай настроение» Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку­рисунок) и определить, в каком эмоциональном 16 состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие   варианты.   Затем   попросите   детей   придумать   историю,   которая   произошла   с   этим человеком   (ребенком),   позволяющую   понять   причины   данного   эмоционального   состояния, отображенного   на  фотографии   (карточке­рисунке).   Лучше,   если   таких   причин   будет   несколько. Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они, подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах.   Важно,   чтобы   каждый   ребенок   высказался   и   был   услышан.   Закончить   занятие можно рисунком на обсуждаемую тему. «Фейерверк эмоций» Упражнение   выполняется   в   группе   (парах,   тройках).   Для   работы   понадобятся   заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение удовольствие, благодарность, растерянность, отвращение, досада, нетерпение, испуг смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость. Представителю каждой группы предлагается вытащить бумажку с названиями какой­нибудь эмоции. Они   знакомятся   с   ними,   но   не   показывают   окружающим.   Дети   должны   вспомнить   ситуацию   в которой испытывали подобное чувство. затем изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (позы, мимика, жесты), другие отгадывают. «Медуза»  Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.  «Роняем руки»   Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном,   поясничном   и   плечевом   поясе,   и   принимают   исходное   положение.   Упражнение повторяется. «Белое облако». Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным   видом.   Вы   полностью   расслаблены   и   довольны.   Вы   видите,   как   далеко   на   горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленького облачка и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы  ­ маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе. Литература: Ковалько В.И. «Школа физминуток (1­4 классы)». – М: ВАКО, 2007. – 208с. 17

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки

Тексты диктантов, задач здоровьесберегающего содержания; физ минутки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017