Тема. –ться и тся в глаголах
Цель. Продолжим повторение, а заодно познакомимся с новыми словами, значение и правописание которых вам надо будет запомнить.
Ребята, урок русского языка сегодня у вас проведу я. И прежде чем мы его начнём, давайте познакомимся. И сделаем мы это необычно. Если вы правильно угадаете все слова, зашифрованные в этом кроссворде, узнаете моё имя. Итак.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
||||
4 |
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
1.Словарный запас языка – это…
2.Слова противоположные по значению.
3.Постоянный морфологический признак существительного.
4.Основная мысль текста, произведения.
5.Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
6.Все буквы русского языка – это…
Ну, что получилось? Верно. Вторую часть моего имени вы найдёте на доске.
Итак, вы теперь знаете, как меня зовут. Заодно мы кое-что вспомнили. И я хочу вам сказать, что вы справились неплохо.
Продолжаем повторение. Все вы знаете, что
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Вспомните, какие части слова вы знаете.
Что такое корень, приставка, суффикс, окончание? А теперь слушайте меня внимательно, сейчас мы соберём слово из частей.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречаем.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Правильно! А кто знает значение этого слова?
Оценка- 1.Определить цену кого-нибудь или чего-нибудь.
2.установить степень, уровень, качество чего-нибудь.
3.высказать мнение о ценности и значении кого-нибудь или
чего-нибудь.
-Какое это слово, если имеет три значения?
Составьте словосочетания с этим словом, а затем придумайте предложение.
На протяжении урока мы встретимся ещё со словами, значение которых нам надо знать.
Капель - падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности.
2.Рисунок, картина, которая изображают природу, вид, а также
описание природы в литературном произведении.
-Составьте словосочетания, придумайте предложения, запишите в словарик.
Работа по теме урока.
Я прошу сегодня Вас, ребята,
Настроиться серьёзно на урок.
И не шуметь, как делали когда-то,
Не ждать, когда же прозвенит звонок.
Откройте быстро школьные тетрадки,
Число и тему надо записать.
Весна – это такое время года,
Когда детишкам хочется гулять,
Скакать, играть, не глядя на погоду,
Но всё, что пройдено,
Нам нужно повторять.
Но прежде я хочу, чтобы вы послушали музыку и попробовали понять, о чём она.
Чтение отрывков из стихотворений о весне.
Знакомство с картинами о весне.
Сергей Васильевич Герасимов – народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Ленинской премии.
Весна – любимое время года Герасимова. Пейзаж «Лёд прошёл» словно пронизан атмосферой ранней весны. Сквозь голые ветви деревьев синеет только что освободившаяся ото льда река. Снег ещё не растаял, но на пригорке под деревьями пробивается молодая зелень.
Бакшеев Василий Николаевич – замечательный мастер пейзажной живописи. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, лауреат Государственной премии. «Голубая весна»
Весна. Нигде уже нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым, душистым воздухом. Кое-где пробивается зелёная трава, голубой фон.
Что объединяет эти произведения искусства?
Определите основную мысль, идею их.
Анализ текста.
А теперь пойдём дальше. Тема урока, ребята… Мы должны с вами …
Продолжим повторение, а заодно познакомимся с новыми словами, значение и правописание которых вам надо будет запомнить.
1.Найдите определение в предложении, записанном на доске, подчеркните его и выделите приставку.
Это был беспокойный человек.
2.В следующем предложении подчеркните сказуемое и выделите корень.
Моряки не страшатся бурь.
3.В слове прелестный выделите суффикс.
4. В слове огромный выделите окончание.
Теперь соедините все выделенные части слова. Какое новое слово у вас получилось. Запишите его и разберите по частям. Как вы понимаете это слово?
Составьте словосочетания.
Придумайте предложения.
Теперь подобное задание мы выполним на слух. Слушайте внимательно.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречаем.
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Кто догадался, какое слово получилось? Правильно! Все вы получите сегодня хорошие оценки, если поработаете на славу.
Ребята, перед вами текст. Давайте прочтём его.
В.сна в этом г.ду долго не наступала. Потом всё вдруг пр.снулось з.шевелилось з.пело з.шумело зг.ворило.
И вот уже разносится многоголосое пение птиц. Поголубело небо почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя тр.ва. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит к.пель.
Дыш.тся легко. В такое время не хочется сидеть дома.
-Определите тему, основную мысль текста.
-Подберите заголовок.
-Послушайте музыку и скажите, что общего между музыкой и текстом. Докажите. Какие предложения подтверждают вашу мысль?
-Определите тип речи.
-Сколько абзацев в тексте?
-Восстановите текст.
-Назовите художественно-изобразительные средства.
-Подчеркните грамматические основы предложений 1 и 2 абзацев.
-Какова роль глаголов в данном тексте?
-Разберите по составу слово «зашумело».
-Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Ребята, а вам нравится весна? А вот послушайте, с каким восхищением поэты говорят о весне.
/Дети берут листочки и читают стихи на обороте/
А теперь посмотрите, как выглядит весна на картинах известных художников.
Вам понравилось?
Попробуйте самостоятельно составить связный текст о весне.
Послушайте и скажите, о какой части речи говорится.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
Снова глагол. Как вы догадались?
Что вы уже знаете о глаголе?
Выпишите выделенные в тексте глаголы. Установите связь глагола с другими словами, поставьте к нему вопрос.
Разносится – пение (что делает?)
Пробиваться – стала (что делать?)
Анализ предложений учащимися.
Тот труда не боит(?)ся, кто умеет трудит(?)ся.
Дело мастера боит(?)ся.
Нам осталось только узнать, когда нужно писать –тся, а когда –ться.
Запишите предложение.
Тот труда не боит(?)ся, кто умеет трудит(?)ся.
Дело мастера боит(?)ся.
Надо трудит(?)ся, не ленит(?)ся.
Кто попробует сделать вывод?
Давайте прочитаем, что написано в книге и выполним упражнения. Одно устно, а одно письменно.
Что нового вы узнали на уроке? Поработаем с перфокартой, закрепим новое правило.
Интересоваться предметом, раздражаться по пустякам, содрогаться всем телом, примириться со злом, собираться в поход, склониться над книгой, осторожно коснуться, заниматься спортом, плескаться в воде, удивляться красоте, Быстро развивается, мне улыбается, во всём разбирается, приближается к лесу, пробирается сквозь заросли, поднимается по ступенькам, человек удивится, прислушается к шуму, поселиться рядом, собрание состоится, соберётся в кино, отвлечётся от урока, гордится мамой, трудится хорошо, вернуться домой, спуститься в подвал, нагнуться к земле.
Молодцы ребята!
Домашнее задание: попробуйте самостоятельно составить подобные задания. А мы впоследствии выполним их на следующем уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.