06.03.18 Урок № 95 лит.11 кл.
Тема: В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика Набокова
«Мой дом на чужбине случайной»
В.В. Набоков
Цель урока: осмысление ностальгии по России писателей первой волны эмиграции на материале творчества В.В. Набокова.
Задачи:
- обучающие: знакомство с жизнью и творчеством В.В. Набокова; рассмотрение тем «утраченного рая» детства и расставания с Родиной, ее культурой и языком на материале стихотворений В.В. Набокова;
- развивающие: развитие навыков анализа поэтического текста, выявления основных тем творчества писателя.
- воспитательные: воспитание чувства патриотизма.
Ход урока
I.Оргмомент.
II. Мотивация учебной деятельности: обращение к эпиграфу. Тема и цели урока.
III. Работа по теме урока.
1.Сообщения учащихся о фактах биографии Набокова.
В.В. Набоков родился в 1899 году в старинной дворянской семье. Его детство поистине можно назвать райским: он жил в атмосфере материально избытка, но при этом был окружен любовью и заботой. До 6 лет он говорил только по-английски, и поэтому позже говорил с небольшим акцентом на русском языке, в совершенстве владел французским, увлекался теннисом, велосипедом, шахматами, его большой страстью были бабочки. В 8 лет он прочитал первую книгу о бабочках. Он стал крупнейшим энтомологом. В 1960 году в его честь назвали бабочку.
В 1911 году поступает в Тенишевское училище. В.В. Набоков: «Мне было одиннадцать лет, когда отец решил, что домашнее образование, которое я получил и продолжал получать, может с пользой пополняться учебой в Тенишевском Училище. Созданное сравнительно недавно, училище это, одно из замечательнейших в Петербурге, было намного современнее и либеральнее обычных гимназий, в которых обучалось большинство детей. Его учебный курс, состоящий из шестнадцати "семестров” (восемь гимназических классов), примерно соответствовал последним шести годам американской школы плюс двум первым университетским». В России был напечатан его первый сборник стихов «Стихи», который был раскритикован В.В.Гиппиус, основателем Тенишевского училища. В.В, Гиппиус посоветовал ему больше не писать стихов.
Его отец был одним из лидеров кадетов, принимал участие в первом составе Временного правительства. Поэтому, боясь ареста, во время Октябрьской революции 1917 года уезжают в Крым. Из Крыма через Турцию, Грецию и Францию в Англию, где Набоков посещал лекции в Тринити Колледж в Кембридже с 1919 по 1922. Он начал обучение в области зоологии, но позже сосредоточился на русской и французской литературе.
Затем семья переезжает в Берлин. В Берлине он женится на Вере Слоним, у них родился сын. Но Берлин стал для него городом потерь: во время кадетского собрания убивают в спину его отца, отсюда последующий «комплекс отца», сливающийся с утраченным раем детства, потерянной Родиной и языком. В Берлине бедствовали, жили на деньги, которые зарабатывала его жена. Но в охваченной фашистами стране жить стало невозможно, и они бегут, спасаясь от нацистов (жена – еврейка) сначала во Францию, затем в Америку. В этот период жизни им написаны романы «Машенька», «Защита Лужина», вышли сборники стихов «Гроздь», «Горный путь».
Набоковы
переехали в Нью-Йорк в 1940 и оставались там в течение двадцати лет. При
проживании в Америке, Набоков утвердился как автор и продолжал преследовать
свою страсть к изучению бабочек. В. Набоков продолжил свои исследования в Музее
сравнительной зоологии в Гарварде и очень скоро стал специалистом по голубянкам.
Преподавал в Уэлслейском колледже литературу и русский язык. 1948 - Набоков
становится профессором русской и европейской литературы в Корнельском
университете в Итаке. Большой успех имеет роман «Лолита», который хотели
запретить за пропаганду педофилии. Написаны мемуары «Другие берега».
В 1960 году уезжают в Швейцарию. Публикуется переведенное Набоковым "Слово о полку Игореве”. В 1977 году умирает от бронхиальной инфекции. Тело Набокова кремируется. Прах захоронен в могилу на кладбище в пригороде Монтре.
О себе сказал так: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски».
2.- Трудно не обратить внимания на то, что сердце писателя говорит по-русски. Из своих 78 лет В.В. Набоков прожил в России первые 18 лет, но его творчество проникнуто тоской по Родине. Рассмотрим ностальгию поэта на примере его стихотворений. Но для начала вспомним некоторые литературоведческие термины, которые нам сегодня пригодятся.
Литературоведческий словарь:
Сквозные темы - это повторяющиеся в различных произведениях темы и проблемы.
3.Работа в группах. Анализ поэтических текстов
Первая группа:
Россия
Не все ли равно мне, рабой ли, наёмницей
иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь... Взгляну — и мне счастие вспомнится.
Да, эти лучи не зайдут.
Ты в страсти моей и в страданьях торжественных,
и в женском медлительном взгляде была.
В полях озаренных, холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.
Ты осень водила по рощам заплаканным,
весной целовала ресницы мои.
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
слепые слова ектеньи.
Ты летом за нивой звенела зарницами,
в день зимний я в инее видел твой лик.
Ты ночью склонялась со мной над страницами
властительных, песенных книг.
Была ты и будешь. Таинственно созданная
из блеска и дымки твоих облаков.
Когда надо мною ночь плещется звездная,
я слышу твой реющий зов!
Ты — в сердце, Россия! Ты — цель и подножие,
ты — в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты.
1919 г. (Ектения-одна из главных составных частей богослужения)
Задания:
1) Через описание пейзажа раскройте тему «утраченного рая».
2) Докажите, что в этом стихотворении поэт еще сомневается в своем отношении к России.
Вторая группа:
России
Не предаюсь пустому гневу,
не проклинаю, не молю;
как изменившую мне деву,
отчизну прежнюю люблю.
Но как я одинок, Россия!
Как далеко ты отошла!
А были дни ведь и другие:
ты сострадательной была.
Какою нежностью щемящей,
какою страстью молодой
звенел в светло-зеленой чаще
смех приближающийся твой!
Я целовал фиалки мая,-
- глаза невинные твои,-
- и лепестки, все понимая,
чуть искрились росой любви...
И потому, моя Россия,
не смею гневаться, грустить...
Я говорю: глаза такие
у грешницы не могут быть!
Задание: Покажите отношение поэта к России через эволюцию образа девы.
Третья группа:
Родина
Бессмертное счастие наше
Россией зовется в веках.
Мы края не видели краше,
а были во многих краях.
Но где бы стезя ни бежала,
нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
чужбина, где сила твоя?
Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам;
и гордые музы России
незримо сопутствуют нам.
Спасибо дремучему шуму
лесов на равнинах родных,
за ими внушенную думу,
за каждую песню о них.
Наш дом на чужбине случайной,
где мирен изгнанника сон,
как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружен.
Задание: Докажите, что Набоков не обрел Родины за границей.
Четвертая группа:
Панихида
Сколько
могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Родина, родина, мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные.
Хватит ли сил?
Хватит ли сил?
Ты давно ведь ослепла...
В сумрачной церкви поют и рыдают.
Нищие, сгорбясь у входа, тебя называют
облаком черного пепла.
Капает воск,
капает воск.
И на пальцах твердеет.
Стонет старик пред иконою смуглой.
Глухо молитву поют; звук тяжелый и круглый
катится, медлит, немеет...
Капает воск,
капает воск,
как слеза за слезою.
Плещет кадило пред мертвым, пред гробом.
Родина, родина! Ты исполинским сугробом
встала во мгле надо мною.
Мрак обступил,
мрак обступил...
Неужели возможно
верить еще? Да, мы верим, мы верим
и оскорбленной мечтою грядущее мерим...
Верим, но сердце - тревожно.
Сколько могил,
сколько могил,
ты - жестока, Россия!
Слышишь ли, видишь ли? Мы с упованьем,
сирые, верные, греем последним дыханьем
ноги твои ледяные...
Задание: Докажите, что Набоков верит в нравственное возрождение России.
Пятая группа:
К России
Отвяжись,
я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих.
Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.
Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;
обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня,- мой язык.
Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,
дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!
Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд,-
поздно, поздно!- никто не ответит,
и душа никому не простит.
1939 г., Париж
Задание: Почему поэт умоляет Россию отвязаться?
4.Представления работы в группах.
5.Вывод после работы в парах / группах:
Сквозные темы творчества В.В. Набокова:
- тема России, Родины;
- тема «утраченного рая детства»
- тема тоски по Родине;
- надежда на духовное возрождение России.
-В качестве итога стихотворение (аудиозапись):
Я возвращусь когда-нибудь…
Под черной
тучей
глубину закат, бывало, разрумянит,-
и так в Россию вдруг потянет,
обдаст всю душу тошный жар,-
особенно когда комар
над ухом пропоет в безмолвный вечерний час,
- и ноет грудь от запаха черемух.
Полно, я возвращусь когда-нибудь
6.Слово учителя.
- Ностальгия по России ярко выражена в его мемуарах «Другие берега»:
«У меня было чувство, что Кембридж и все его знаменитые особенности,- величественные ильмы, расписные окна, башенные часы с курантами, аркады, серо-розовые стены в пиковых тузах плюща,- не имеют сами по себе никакого значения, существуя только для того, чтобы обрамлять и подпирать мою невыносимую ностальгию. Я был в состоянии человека, который, только что потеряв нетребовательную, нежно к нему относившуюся старую родственницу, вдруг понимает, что из-за какой-то лености души, усыпленной дурманом житейского, он как-то никогда не удосужился узнать покойную по-настоящему и никогда не высказал своей тогда мало осознанной любви, которую теперь уже ничем нельзя было разрешить и облегчить. Под бременем этой любви я сидел часами у камина, и слезы навертывались на глаза от напора чувств, от разымчивой банальности тлеющих углей, одиночества, отдаленных курантов,- и мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько я бы успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку».
7,Беседа с уч-ся.
- Что имел в виду Владимир Набоков, говоря, что не успел «рассовать по карманам души»?
- В одном из интервью Владимир Набоков скажет: "Мне-то, конечно, легче, чем другому, жить вне России, потому что я наверняка знаю, что вернусь, — во-первых, потому что увез с собою от нее ключи, а во-вторых, потому что все равно когда, через сто, через двести лет, — буду жить там в своих книгах, или хотя бы в подстрочном примечании исследователя".
- Как вы считаете, почему Набоков так и не вернулся в Россию? «Я никогда не вернусь, по той простой причине, что вся Россия, которая мне нужна, всегда со мной: литература, язык и мое собственное русское детство».
- Почему несмотря на возможные преследования у писателя сохраняются теплые чувства к России?
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Сбылось ли пророчество Владимира Набокова о его возвращении в книгах?
- Основная часть творчества Владимира Владимировича была сотворена за рубежом, успеха достиг также за границей, считал себя американским писателем, а после 40 лет и вовсе начал писать только по-английски.
- Почему мы изучаем творчество Набокова как творчество русского писателя? (Потому что Владимир Набоков был воспитан на русских нравственных ценностях, которые были им глубоко усвоены еще в раннем детстве, именно поэтому В.В. Набоков на всю жизнь остался поистине русским человеком).
IV.Домашнее задание: 1)написать эссе «В.В. Набоков – писатель с русской душой?»,
2)содержание романа «Машенька»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.