Тема: «Единицы времени: год, месяц, сутки».
Цель: познакомить обучающихся с новыми единицами времени.
Задачи: познакомить с табелем-календарём;
формировать конкретные представление об отношении между единицами времени.
Планируемы результаты:
Учащиеся научатся пользоваться календарём; выполнять действия с числовыми значениями времени; рассуждать; делать выводы; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; слушать и принимать иную точку зрения.
Оборудование: Учебник Моро М. И., макет часов.
Ход урока
I.Мотивация к деятельности
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
Встали ровно, тихо сели.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, мы сегодня должны много узнать. Для этого мы должны быть энергичными. Чтобы быть бодрыми, нужно делать физические упражнения. Так как у нас урок математики, мы с вами проведём зарядку для ума.
Логические задачи:
1.Сколько лап у 6 котят? (4х6=24)
2.Сколько ушек у 7 собачек? (2х7=14)
3. За книгу заплатили 1 рубль, что составляет половину её стоимости. Сколько стоит книга? (2 рубля)
4. Каждую минуту от бревна отпиливают метровый кусок. Во сколько минут распилят на такие куски бревно длиной 6 метров?
( Решение: Количество распилов на один меньше, количества полученных кусков. Распилят за 5 минут)
5. Найди произведение чисел 10 и 8.
6.Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 24?
7.Чему равно частное чисел 40 и 8?
8.Во сколько раз 36 больше 3?
9.Делимое 64, частное 8. чему равен делитель?
-Молодцы, ребята! Зарядка прошла успешно!
III. Принятие учебной задачи учащимися
- Дети, сегодня утром в 7 часов приходил Незнайка. Он принёс нам загадки. Сказал, что он их не сумел разгадать. Давайте поможем Незнайке разгадать загадки. Поможем? (Да)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время)
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
- Ребята! Сложные загадки принёс Незнайка? Как выдумаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О времени)
- Какие единицы времени мы с вами изучили? (Час, минута, секунда)
- Какие ещё единицы времени прозвучали в загадке? (Год, месяц, неделя, дни, ночь, день)
- Какую задачу поставим перед собой? (узнать о годе, месяце, неделе, сутках)
IV. Работа по теме урока
- Какое сегодня число?
- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Положили ручки на корешок тетради. Незнайка сказал, что зайдёт завтра в семь
часов утра. От семи утра сегодняшнего дня, до семи утра завтрашнего дня сколько
времени пройдёт? (24 часа). А как по другому называют 24 часа? ( сутки)
- Ребята, а какие времена года вы знаете? Из чего состоят времена года? (Из
месяцев)
- Сколько месяцев в каждом времени года? (3)
- Пропишите, пожалуйста, цифру 3 в тетрадочку.
- Дети, а если мы сложим все месяцы времён года, сколько месяцев у нас получится? Конечно, 12. А как будут называться 12 месяцев? (год)
- Откройте, пожалуйста учебник на странице 98. Что мы видим? (Календарь)
- Ребята, рассмотрите его внимательно. Что представляет из себя календарь? (Он состоит из 12 месяцев, что составляет год).
V. Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, в стародавние времена людям сложно было считать дни и месяцы. Для удобства они придумали календарь. Но помимо месяцев, календарь состоит и из дней. Их в году 365. Запишите, пожалуйста, в тетрадь из чего же состоит наш год:
1 год = 12 мес
1 мес = 30 сут или 31 сут
1 год = 365 сут или 366 сут
24 часа = сутки ( записывают с доски)
Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.
- Почему в месяцах разное количество суток?
- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 сутки - нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 сутоки…. Давайте все вместе сосчитаем… (учимся считать по косточкам на руках)
Пальчиковая гимнастика.Отдохнем
Первичное закрепление знаний.
- Дети, а сейчас мы поработаем с вами на карточках (Приложение в конце)
- Первый и второй номер вы выполняете самостоятельно (дети выполняют)
- Третий номер выполняем по цепочке, начинаем со второго ряда. (Дети выполняют, все записывают, поправляют, если неправильно). Молодцы!
- Продолжаем работу по учебнику. С. 99 № 2, 3
- Подведем итог нашего сегодняшнего урока
Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь – первый месяц в году?
Воскресенье – последний день недели?
Осенью 3 месяца?
В году 365 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
VI. Рефлексия
· сегодня я узнал...
· было трудно…
· я понял, что…
· я научился…
· я смог…
· было интересно узнать, что…
VII. Итог урока
- Чем занимались на уроке?
- Какие задания понравились больше всего?
- Что необычного было на уроке?
Домашнее задание
с.99 № 5, 7
Урок окончен! Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.